Школьный музыкальный ансамбль: миф или реальность?

Школьный музыкальный ансамбль в каждом третьем детско-подростковом образовательном учреждении к 2018-му году — такую установку обозначило правительство РФ в конце декабря 2015-го. И нет, по ТВ не собираются запускать новый сезон сериала «Ранетки» (который, кстати, при всей наивности и глупости неплохо повлиял на желание подростков заниматься музыкой), всё гораздо прозаичнее. Начиная с 2013-го года, среди младших классов в 263-х школах активно внедрялась новая программа по предмету «Музыка», и полученные результаты на данный момент говорят о вполне радужных перспективах. (По крайней мере, так заявляет Министерство культуры). Уже в ближайшем будущем школьники смогут заниматься музыкой в более доступном и удобном формате. Eatmusic решил выступить скептиком и задумался, а что собственно принесет такое благое начинание отечественной музыкальной культуре? 

Школьный музыкальный ансамбль
Семенихин Игорь. Детский хор

Школьный музыкальный ансамбль… Какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание? Люди постарше вспомнят многочисленные хоровые коллективы и разноплановые ВИА, игравшие на танцах. Молодое поколение, скорее всего, представит что-то в духе сериала «Лузеры» (Амер. «Glee») или припомнит пару-тройку одноклассников, которые пробуют себя в роли музыкантов (будь то поп-, рок- или рэп-направление). Система грамотного создания музыкальных коллективов в школе, да и вообще привития элементарных навыков музицирования среди детей и подростков практически перестала существовать в России за последнюю пару десятков лет. Таковы реалии: пока мы натужно соображали, что же нам делать и как жить, потребность в самостоятельном и совместном музицировании для большинства людей отошла на задний план. И песня в каком-то плане перестала помогать жить и шагать в светлое будущее.

школьный музыкальный ансамбль
Типичный школьный ВИА советских лет
Школьный музыкальный ансамбль
Идеальный школьный музыкальный ансамбль XXI века. Сериал Glee

Сама традиция музицирования в том виде, в котором ее помнят наши бабушки, дедушки, родители, стала терять свою актуальность. Занятия музыкой почему-то вошли в ранг привилегированного хобби или исключительно серьезной профессии, которые недоступны всем. И что же получается?

Школьный музыкальный ансамбль
Себастьяно Чезарини «Пять чувств»

В том время, как на Западе музицирование на элементарном уровне (будь то владение инструментом или навык пения) как было, так и остается признаком хорошего воспитания и является чем-то обычным, в России образовалась реальная «пробоина» в плане нашей музыкальной образованности. И это касается всего музыкального пространства в целом. Отсюда и нескончаемые споры и о вкусах, и о качестве нашей популярной музыки, и об отсутствии интереса к классике и другим «сложным» музыкальным направлениям. Очевидно, что новаторская программа, направленная на развитие музыкальных способностей школьников — это песчинка в решении этой проблемы, но она вполне могла бы дать новый толчок к приобщению нашего общества к музицированию. И здесь речь, повторимся, не идет о серьезном профессиональном образовании. На наш взгляд, впервые за долгое время правительство России обратило внимание на, казалось бы, не самую важную проблему, но все-таки ПРОБЛЕМУ.

Итак, что же Министерство культуры РФ вкладывает в свой проект и как видит понятие школьный музыкальный ансамбль? На данный момент в программе участвует более 30 регионов, а ее основными участниками стали школьники начальных классов (с 1-го по 4-ый). Школьный музыкальный ансамбльОт стандартной программы по предмету «Музыка» в проекте остались обязательные блоки истории классической музыки (знакомство с композиторами и их произведениями), изучения нотной грамоты и хоровое пение. Новаторским можно назвать предложение давать детям право выбирать инструменты и формировать небольшие любительские музыкальные коллективы. Дополнительной нагрузки (вопреки опасениям родителей) программа не дает, и предмет «Музыка» по-прежнему умещается в рамках одного академического часа в неделю. Хотя, на наш взгляд, это довольно скромный отрезок времени для столь амбициозной программы.

Многие читатели Eatmusic занимаются музыкой на профессиональном или любительском уровне. И у каждого из вас, полагаем, есть своя история того, как вы пришли в эту среду. Некоторые выбрали суровую и местами нудную стезю музыкального образования (от музыкальной школы до ВУЗа). Другие учились самостоятельно, руководствуясь собственным опытом или прибегая к помощи частных педагогов. В плане мотивации наши истории разные, но в целом схожи: кого-то вдохновили семейные традиции, кому-то захотелось стать похожим на кумира. И даже несмотря на разные взгляды в вопросах «что, как и почему», наверное, ни один человек не сможет сказать, что его участие в музыкальном процессе прошло для него бесследно и было пустым.

Школьный музыкальный ансамбльНо давайте подумаем, было бы нам реально лучше от того, если бы в наши школьные годы на нашу музыкальность или тягу к музыке обратили внимание и дали нам больше возможностей для их реализации? Нам кажется, что из вас никто бы не отказался от содействия и элементарного уважения к таким начинаниям. Но с другой стороны, судить в данном ключе объективно сложно, потому что, во-первых, мы с вами уже не школьники. Во-вторых, неизменно важную роль в образовательном процессе играют и преподаватели, и дети. В нашей стране с осознанием этой простой, казалось бы, истины дела обстоят почему-то плохо (что поделать, если до сих пор в наших классических учебниках по педагогике нет детей как таковых). И вот здесь возникает множество неоднозначных вопросов.

Школьный музыкальный ансамбль
Петросян Юрик «Школьный хор»

Судя по предложенной программе, широта охватываемого материала вряд ли уместится в поставленный временной норматив. Заведомо очевидно, что нужно быть очень классным педагогом (и, считай, тайм-менеджером), чтобы не просто успеть все, но сделать это с толком. Иначе вся программа так и останется тематическим планом на бумаге, которым можно и пренебречь. Конечно, в начальной школе многие вещи делаются на простом уровне. Но судя по начинанию Министерства программа должна логично продолжаться и в средней, и в старшей школе. И что же будет там?

Помимо вопроса времени нас также занимает вопрос содержания программы. Если оставленный блок знаний по классической музыке и репертуар останутся неизменными, то есть ли вообще смысл в такой программе? Да, школьный музыкальный ансамбль — это круто. Но если мы работаем на перспективу, захотят ли дети, а затем и подростки исполнять предложенный репертуар? Ведь по большей части, в нему всегда относятся как к скучной «обязаловке», которая не имеет ничего общего с реальными музыкальными предпочтениями ребят.  

Школьный музыкальный ансамбльПерспектива приобщить детей и подростков к музицированию вроде бы просматривается, но нам кажется пока очень туманной. И вполне может стать не реальной, а призрачной к 2018-му году. Почему? Потому что поставлена большая задача, а у нас с выполнением таковых дела обстоят не очень хорошо. Потому что вряд ли кто-то спросил у детей, а чем бы им было интересно заняться в контексте предмета «Музыка». Конечно, сейчас нас можно упрекнуть к излишнем скептицизме, но по сути… Что тут сказать? Возможно, появись школьный музыкальный ансамбль в каждой третьей школе, и уровень нашей музыкальной культуры правда вырастет. Но не даст ли такая программа обратного эффекта? Об этом явно мало кто задумывается. Да, и если смотреть на практике, ощущения, что у растущего поколения случится существенный сдвиг в музыкальных вкусах и представлениях, нет. Остается лишь надеяться, что те дети, которые получат иное представление о музыке и музицировании, вырастут и не забудут, что музыка — это прекрасно и хорошо. И обязательно научат чему-то своих детей. И конечно очень хочется положиться на педагогов, вовлеченных в программу, и вышестоящие инстанции. Ведь в российской системе общепринятого образования многие хорошие идеи нивелируются из-за элементарной халатности и поверхностного интереса к их продуктивному развитию.

 

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.