Интервью «Бригадный Подряд»: «У каждого музыканта существует свой внутренний цензор»

1 декабря в столичном клубе Glastonberry состоялась концертная презентация нового альбома группы «Бригадный Подряд» под названием «Нечего бояться». Мы не могли пропустить это важное событие для группы и всего прогрессивного человечества, поэтому с удовольствием пришли на премьеру, а перед выступлением группы, пообщались с фронтменом коллектива — Анатолием Скляренко и гитаристом Александром Лукьяновым, которые рассказали нам о записи долгожданного диска, посетовали на сложности со съемками клипа, а также поделились историями из своей закулисной жизни.

Анастасия Игнатова — ЕМ
Анатолий Скляренко — Толян
Александр Лукьянов — Сантёр

ЕМ: С 2019 года вы не радовали поклонников полноформатниками. Расскажите, почему «молчали» около пяти лет, отдавая предпочтения синглам?

Толян: Слушай, ну на самом деле, фраза «Волка ноги кормят» была для нас прежде всего. Мы очень много гастролировали и теперь об этом немножечко жалеем, поскольку много временных ресурсов было затрачено на работу гастрольную, чем на работу студийную. Наконец-то мы смогли объединить то, что было выпущено синглами, а также несколько новых песен в альбом. Постараемся в следующий раз исправиться и выпустить полноформатник немного быстрее! Мы уже договорились с нашими начальниками, чтобы нас так далеко и надолго не посылали. (смеется)
Сантёр: Здесь видишь какая история… У каждого музыканта существует свой внутренний цензор. У кого-то этот цензор абсолютно спокойно смотрит на то, что из этого музыканта вылетает, а у кого-то очень серьезная система фильтров. Мы не можем себе позволить выпускать дрянь. Для меня существует внутренний термин — «говнодел». Почему же человек является «говноделом», если он всем известен и собирает стадионы? Тогда это «известный говнодел». И от него, кроме вот такого продукта, ничего нового ждать не стоит. Я не могу сказать, что всё, что мы делаем — всё идеально, но для моего внутреннего цензора это является тем, что можно выдать наружу. Поэтому всё так медленно. Я считаю, что не надо записывать по два альбома в год.
Толян: У нас ещё фишка в том, что все в группе творческие личности, поэтому у нас в коллективе есть некое равноправие. Пока материал не понравится всем — мы его выпускать не будем. Например, кто-то может дробить песню, отмечая детали, которые не нравятся. И мы будем её переделывать до тех пор, пока она не понравится всем.
Сантёр: Также довольно часто мы даем время отлежаться записанной песне. Потом, спустя какое-то время, мы к ней возвращаемся и можем переделать всё от начала до конца.
Толян: И потом думаем «Господи, как же мы это сочинили то!» (смеется)
Сантёр: Все люди со временем меняются. И я не верю тем, кто говорит, что это не так. Например, если в 16 лет ты поёшь о непослушании, бухле и девочках, то в 50 — это выглядит странно.
Толян: Просто минус девочки. Только бухло!
Сантёр: Это касается и тех, кто работает с современной политической повесткой. Этим людям, ну большинству из них, я не верю. Самая главная война — это та, которая происходит у тебя в душе, а всё остальное — это пыль. Всё кончится когда-нибудь.

ЕМ: Название релиза «Нечего бояться» — ответ группы по поводу сложной мировой обстановки или же нечто, способное замотивировать бороться с внутренними фобиями и с собой лично?

Толян: Это просто название одной из песен. И, наверное, наше внутреннее состояние. Мы уже столько всего повидали, что нам и правда бояться нечего в этой жизни.
Сантёр: Знаешь, у больших автоконцернов существуют слоганы, например, «BMW — удовольствие за рулем». Здесь название альбома является нашим слоганом: «Нечего, ребят, бояться. Всё самое худшее произошло».

ЕМ: Какие песни нового альбома «Нечего бояться» были записаны довольно быстро, а с какими пришлось повозиться? Сталкивались с разногласиями, доходивших до условных конфликтов и «мордобоев» в группе?

Толян: Всегда такое происходит, когда мы что-нибудь пишем. Некоторые песни мы мурыжили по полгода даже. Какие именно, уже не помню. Сейчас, слушая песни, которые мы выпускали синглами, сразу хочется сделать всё по-новой, потому что уже недовольны всем, но карты розданы, поэтому отступать уже некуда.
Сантёр: Когда мы работаем над аранжировкой, каждый музыкант имеет право на своё слово. И иногда эти мнения разнятся. Кто-то хочет делать в одной стилистике, а кто-то в другой.
Толян: Самая частая фраза, которая звучит во время процесса: «Да пошёл ты!». (смеется)
Сантёр: Существуют и чисто технические проблемы, то есть, для песни выбран темп, который ребята, занимающиеся музыкой более профессионально, в отличие от меня, играть могут, а я это физически не выгребаю. Вроде бы партитура не сложная, но лично для меня она сложная. Такие ситуации бывают, но мы уже сделали новый материал и совсем скоро вы его услышите! Это является совокупностью всех наших векторов, которые и выдали вот этот продукт.

ЕМ: Чувствуется, что на создание обложки альбома, группу вдохновили произведения Босха. Почему вдруг такой внезапный выбор для панк-коллектива?

Сантёр: Еврейский встречный вопрос — «А почему неожиданно?».
Толян: Босх самая панкота и есть!
Сантёр: Не то, чтобы панкота. Понимаешь, Босх являлся выразителем внутренних страхов человека начальной эпохи Возрождения. Я считаю, что и для современного человека он имеет огромное значение. Те химеры, которых он представлял на своих полотнах, они и сейчас… (задумался)
Толян: … Ими можно пугать детей!
Сантёр: Ну нет, Толь. Пугать детей можно Бабайкой. А чревоугодием и каким-то средневековым врачом пугать не стоит, скорее стоит подумать на тему того, как это может укладываться на тебя лично. Примеряй все на себя. Это типичная фишка питерских интеллигентов. Не стоит относиться к нашей обложке как к некой компиляции холстов Босха. Это отражение вашей души, ребята. То, что у вас творится внутри. Эти демоны живут в вас.

ЕМ: Некоторые артисты в поддержку новых релизов устраивают благотворительные акции — краундфандинговые сборы, поездки в приюты, социальные организации. Не планирует ли «Бригадный Подряд» поучаствовать в подобных мероприятиях?

Толян: В последнее время у нас это получается довольно редко. Когда-то были такие попытки, но сейчас мы ничего не планируем, поскольку мысленно ещё пишем альбом.
Сантёр: Честно говоря, меня удивляет такая штука, когда группа на краундфандинговой платформе собирает несколько миллионов рублей. Мы, как профессиональные музыканты, понимаем, что все эти деньги не будут потрачены в студии, а цена лотов, которые там объявлены, занимает три-четыре процента от всей собранной суммы. Все остальное они, извините, просто проедают. И вот после такого они вдруг объявляют благотворительную акцию, касающуюся детей-сирот или покупки каких-то лекарств нуждающимся… Тебе не кажется, что это странно?
ЕМ: Очень даже соглашусь. Чувствуется в этом какой-то подвох и неискренность…
Сантёр: Такое передаточное звено просто можно убрать. На этот альбом мы ни с кого не взяли ни копейки. Все записано на собственные средства, поэтому нам приходится играть по 80-100 концертов в год для того, чтобы анархическая коммуна под названием «Бригадный Подряд» могла сама себя кормить. Если мы посчитаем, что у нас нашлись деньги, которые мы можем потратить на благотворительность, то мы обязательно это сделаем.

ЕМ: А что скажете по поводу нейросетей, которые обрели нынче популярность? Знаю, что некоторые музыканты, но в основном, как я заметила, иностранные, используют их при создании альбомов, начиная с дизайна обложек, заканчивая записью инструментальных и даже вокальных партий.

Сантёр: С моей точки зрения, всё, что касается создании музыки и любого творчества при помощи нейросетей — это игрушки.
Толян: Да, мне тоже кажется, что это скорее баловство. Например, посидеть вечерком и посмотреть, что тебе выдаст по запросу «Ленин — гриб» и не более того. Обложкой должен заниматься дизайнер, музыкой — музыкант.
Сантёр: Может быть, через какое-то время искусственный интеллект разовьется, выйдет на следующий этап и сможет выдавать что-то полноценное, но пока это баловство. В музыке точно, я не знаю, может быть, в коммерции кто-то их и использует.
ЕМ: Тем не менее, такие случаи мне встречались. Например, «Операция Пластилин» создала обложку для своего альбома, а британские ученые воссоздали при помощи ИИ то, как могла бы звучать утерянная пластинка группы Oasis.
Толян: Тяжелый случай! (смеется)
Сантёр: Ну, какое-то время человеку всё же нужно посвящать баловству. Нельзя быть все время серьезным!

ЕМ: Расскажите о приглашенных музыкантах. Кто помогал вам в записи столь долгожданного CD?

Толян: Да, помогали. Одну из песен у нас записывала духовая группа. Возможно, что она будет присутствовать у нас на презентации альбома в Питере, если мы успеем с ними отрепетировать. К сожалению, у нас есть на это всего три дня. И, конечно же, на альбоме отметился бессменный клавишник групп «Король и Шут» и «Северный Флот». Это Паша Сажинов, который записал свои партии для нескольких песен. С Пашей мы работаем около двадцати лет. Надеюсь, что и дальше будем работать. Всегда мы приглашаем его выступить с нами и всегда у «Северного Флота» в это время какие-то гастроли.
ЕМ: Печально!
Толян: Да он сам огорчается! И мы вместе с ним. Потом он говорит нам: «Что-то никто не зовет выступать», на что мы отвечаем, что мы всегда рады его видеть. Это ты сам не можешь!

ЕМ: У вас было много альбомов за всю историю группы, при написании песен никогда не сталкивались с проблемой творческого кризиса, когда сидишь и думаешь, что уже исписался и вот он — твой потолок, про все спето, сказано. Знакомо ли группе такое состояние и как с этим бороться?

Сантёр, Толян: Никак! (хором)
Толян: На самом деле, такое посещает постоянно, но потом приходит в голову какая-то интересная мысль, ты её развиваешь и всё. Мне кажется, что творческий человек всегда находится в постоянном творческом кризисе. Иногда он из него выплывает и выдает какие-то шедевры или наоборот — совсем не шедевры. Единственное, что я понял, что если ты не веришь в то, что хочешь донести, то и выдавить из себя будет это очень сложно. Возможно, некоторые исполнители так и делают, но у меня так не получается.
Сантёр: Проще всего живётся и работается ребятам, которые пишут по современной политической повестке. Их политика следующая: «Существует определенная категория врагов, поэтому вот сейчас мы вам расскажем, как здесь всё устроено! И дадим несколько рецептов на тему того, как надо жить».
Толян: Ещё есть про любовь любви. Когда нечего писать, то всегда можно написать про любовь.
Сантёр: И третья категория — это…
Толян: Про тюрьму!
Сантёр: Нет, это те, кто любит обсуждать всякие отклонения сексуального характера.
ЕМ: Так это ж уже запрещено! Экстремизм, между прочим! (смеется)
Сантёр: Это смотря что считать отклонением. Понимаешь, например, речь идёт о каких-то сексуальных экспериментах пубертатного периода, связанного с сексом под наркотическими веществами. Я считаю, что мы вышли из возраста, способного петь про эти темы. Пора подумать о душе.

ЕМ: Хотелось бы немного сменить тему творчества. В Сети можно встретить много разных дат, создания коллектива. Какая из них правильная?

Сантёр: Никакой тайны здесь нет. Практически все даты, которые можно найти на просторах Интернета верны.
Толян: Мы считаем, что все даты верны. Все 365 дней!
ЕМ: И как же тогда отмечать?
Сантёр: Ты понимаешь, когда совсем нечего придумать к концерту. Нет информационного повода, то все вдруг вспоминают про День Рождения группы. А поскольку один раз уже заявили, то в следующий раз приходится опять на это число вешать какой-то концерт.
Толян: А я помню, что мы отмечали и весной, и осенью.
Сантёр: Несколько лет назад мы справляли юбилей и мы просто сложили возраст всех участников группы, которые были в составе на тот момент. Получилась нормальная такая, практически четырехзначная цифра. И отметили вот такой юбилей. (смеется) Поэтому, число я тебе не скажу, но могу назвать год. Приблизительно 1985-1986-й. Кстати, ты дала мне повод задуматься!
Толян: Да, грядёт 40-летие группы!
Сантёр: Так что всё это ерунда. Советую забить болт на это дело!

ЕМ: Прошлой зимой группа задумывалась о создании видеоклипа и ваши поклонники даже уже думали по поводу сценария. Если не ошибаюсь, то на песню «Художник». Когда же мы увидим новый клип от группы?

Толян: Клипы — это всегда была наша боль. У нас возникают идеи, но, знаешь, даже бюджет можно найти, но нет времени, либо всё срывается. Надеюсь, что на какую-то из песен мы всё же снимем клип, но обещать ничего не могу.
Сантёр: Надо снизить немножечко ценник на съемочные дни, потому что то, что нам сейчас предлагают — это нереально. Честно, я не знаю, сколько должна зарабатывать группа для того, чтобы всё оплатить.
Толян: Вот кстати на что краундфандинг то надо собирать!
Сантёр: Да, может быть на клип имеет смысл собирать под конкретный сценарий, но здесь, возможно, что нам понадобится чья-то помощь.
Толян: Мы об этом никогда не думали. Получается, что ты подала нам идею!
Сантёр: Во-первых, нам надо несколько свободных дней. Потому что снимать, грубо говоря, «на коленке» по типу рок-группа играет в какой-то комнате…
ЕМ: Это банально и все уже делали!
Сантёр: Включая нас, кстати. Хочется чего-то кинематографичного, а это стоит денег, которых у нас нет.

ЕМ: Некоторые для съемок клипа привлекают студентов, которые берутся снимать видео в качестве творческого портфолио. Может быть, к вам обращались с подобным?

Сантёр: Расскажу тебе историю, леденящую кровь. Приходит ко мне вот такой вот студент. И говорит: «Ребята, я хочу снять вам клип! Для вас я готов снять бесплатно». Естественно, он выбрал «Гитары». Я ему отвечаю, что песня старая, но может быть, остановимся на чем-то поновее? Он отвечает: «Ой, у меня такая идея, вот моя сценарная заявка. Но вам придётся раскошелиться только на накладные расходы. Это порядка двух миллионов рублей».
ЕМ: Так вот в чём подвох! (смеется)
Сантёр: Да! Большое человеческое спасибо тебе, дружочек. Примерно в таком ключе я ему и ответил.

ЕМ: После нового года у вас стартует большой гастрольный тур в поддержку альбома со множеством городов нашей необъятной страны. Расскажите, часто ли удается просто погулять в городах, и куда обычно ходите в первую очередь, если выпадает такая возможность ?

Толян: Ну мы же с тобой давно знакомы! (смеется)
ЕМ: Я то в курсе, а вот нашим читателям было бы интересно узнать о вашем гастрольном досуге.
Толян: Достопримечательности мы рассматривали лет десять назад. Сейчас основная наша достопримечательность — это сон. Мы уже давно никуда не ходим. В основном спим, потому что туры бывают у нас по два месяца. В этом году впереди большой тур — февраль и половина марта, а потом весь апрель.
Сантёр: У нас есть молодой участник группы, я на него смотрю и вижу, что у него еще хватает энергии куда-то пробежаться. Мы же были везде и не по одному десятку раз.
Толян: Иногда люди, которые нас знают, проводят нам какие-то экскурсии, если понимают, что могут уложиться за два часа.
ЕМ: Да, я помню, что вы ездили на экскурсию на подводную лодку в Северодвинске.
Толян: Вот такие предложения мы с удовольствием используем, а когда нет предложений, то предпочитаем отсыпаться.
Сантёр: По большей части мы же ездим осенью-зимой и ранней весной, когда вокруг грязища.
Толян: Однажды нас привезли в такую погоду на Братскую ГЭС. Там ветер был 17 метров в секунду и снег в лицо лепил. Ну как бы да. Спросите меня — был ли я на Братской ГЭС? Был!
ЕМ: А что видел? Ничего не видел. (смеется)
Сантёр: Пользуюсь случаем, я хотел бы посетовать на состояние коммунального хозяйства многих городов. К сожалению, на это невозможно смотреть без слез. Куда смотрят мэры?
ЕМ: Я бы на вашем месте добавила про дороги. А вдруг нас прочитают важные люди?
Толян: Дороги — это отдельная боль. Товарищи мэры, скинулись бы вы нам на автобус, потому что от того, как вы ухаживаете за дорогами, мы уже сломали две рессоры. Реально, автобус разваливается от того, как вы содержите дороги, вашу мать!
Сантёр: Вот так плавно от экскурсий мы перешли к рессорам.

ЕМ: Продолжим гастрольную тему. Знаю, что одно время в тур вы брали с собой гантели и спортивный инвентарь, а то и вовсе шли в спортзал, когда была возможность. Сейчас практикуете ли подобное?

Сантёр: Если есть возможность и мы находимся несколько дней подряд в одном городе, то я обязательно дойду до спортзала. Это не приносит каких-то добавочных объемов к выносливости, скорости и силовой подготовке. Это просто дает возможность держать себя в форме.
Толян: Я стараюсь каждый день отжиматься.
Сантёр: Да, он действительно это делает. Единственное что, гантели с собой мы уже не таскаем.
Толян: Они просто слишком тяжелые! (смеется)
Сантёр: Нет, дело не в этом. Просто у нас у двоих есть права. Новенькие ребята не хотят, хотя мы предлагали. Наш техник Дима правда задумался, но когда это еще будет… Суть в том, что на двоих пропахать более 700 км, а потом еще схватится за гантели — такое может позволить себе только очень странный человек. Я себя таковым не считаю! А так спорт постоянно есть в нашей жизни.
Толян: Я предпочитаю горные лыжи, а летом велосипед.
Сантёр: У меня то, чем я занимаюсь, спортом назвать нельзя, скорее это физкультура. Общее физическое развитие.
ЕМ: Сразу вспоминается твоё профессиональное образование и факультет лёгкой атлетики!
Сантёр: Естественно. Оно позволяет мне это делать грамотно и без особых травм!

ЕМ: Акустика «Бригадного Подряда» — это всегда весьма душевное действо. Не хотите ли выпустить акустический альбом?

Толян: Он уже записан давным-давно. Не хватает времени его закончить. Он реально существует и записан на 98 процентов. Мы его обязательно выпустим. Так получилось, что за эти три-четыре года мы поменяли нескольких басистов и каждый раз с новым басистом приходилось всё по-новой репетировать. Кстати, на это тоже уходило очень много времени. И это сбивало наш творческий порыв и какую-то студийную работу, потому что приходилось в 158-й раз петь песню «Зачем я полюбила идиота» на репетиции. Наш новый басист — это Денис Литвинов. Надеюсь, что он всё же влился в наш коллектив и пробудет в нем до нашей смерти.
Сантёр: Я бы хотел сделать небольшую ремарочку. Мы начали писать акустический альбом года четыре назад. Наверное, когда был карантин.
Толян: Да, в том и прикол, что там в паре песен что-то недопето и не доиграно, а так все сделано.
Сантёр: Выход акустического альбома даст время нам на творчество, потому что от группы ждут новых свершений. Я прекрасно понимаю людей, которые приходят к нам на концерты, катаются за нами по городам. Естественно, что они жаждут нового и это абсолютно нормально. И акустический релиз нам даст некий зазор по времени, чтобы мы могли полноценно поработать над электрическим альбомом.
Толян: Я очень надеюсь, что за 2024-й год мы его выпустим!
Сантёр: Мы не можем как Сергей Чиграков написать один альбом и на этом успокоиться. Потому что, в отличие от Сергея Чигракова, у нас очень плохие альбомы. Конечно, дай Бог ему здоровья, и жёнушке его, и собачке.

ЕМ: А что на счет полноценного акустического тура?

Толян: Мы пробовали играть акустику, но на народу ходит на нее все же меньше. Мы позиционируемся как рок-группа. В некоторых городах мы начинали играть акустики, но видели, что это не пошло и прекратили.
Сантёр: Вместе с тем, есть города, где мы играем сплиты — акустику плюс электричество. Например, практиковали подобное в Туле, Архангельске. Вот такая тема — наша, а отдельный акустический тур, скорее нет, чем да.

ЕМ: Хотелось бы затронуть тему подарков. Какой самый необычный подарок вам дарили? Может быть, самый габаритный или самый странный либо неожиданный?

Сантёр: Мне, например, дарили халат с надписью «Сантёр — прав» с золотыми буквами на спине.
Толян: А мне на день рождения подарили резиновый молоток, спёртый у таджиков, которые выкладывали тротуарную плитку.
ЕМ: И что ты с ним сделал?
Толян: Слушай, где-то на точке валялся. Потом куда-то «ушёл».
Сантёр: Ты знаешь, с этими подарками у нас скоро будет как на «Поле Чудес». Можно открывать музей! Нужно как-то всё это развесить и разложить по полкам.
Толян: Наш фан-клуб даже обещал придти к нам с перфораторами и помочь развесить. У нас, например, целый угол картин, которые надо повесить. Ещё есть тульский пряник, который дарили мне на день рождения. Мы его просверлили и прикрутили к стене. Если будут голодные годы, то всегда есть чем поживиться!
Сантёр: Отдельная категория подарков — это алкогольные напитки.
ЕМ: Наверное, это долго не задерживается!
Сантёр: Ошибаешься! Мы на репетициях не бухаем. Если приехали не на машинах, то можем позволить себе выпить по рюмке, но это редко.
Толян: Мы уникальная команда. На репетиционной точке у нас всегда есть бухло, но ни разу не было того, чтобы мы нажирались там до смерти!

ЕМ: «Бригадный Подряд» довольно часто участвует в дуэтах и различных творческих коллаборациях. Расскажите, как они рождаются?

Толян: Эти дуэты возникают совсем неожиданно. Это не просто ты пришел и решил: «Спою-ка я сегодня с Васей». Например, есть песни, в которых четко слышится голос определенного человека. Так произошло в «Точке невозврата» с Лусинэ. Либо, когда появилась песня «Питер рок-н-ролл». Саня ее принес и я понял, что она гораздо шире, чем наш коллектив. Мы позвали братьев Горшенёвых и Илюху Чёрта.
Сантёр: Мы пользуемся личными знакомствами. Это делается легко. Например, на весеннем концерте в Москве с нами выступили Пух, Андрей Гречаник из «ДМЦ», Чупэ, Саня из «Плана Ломоносова». Это было легко, весело и замечательно. Прелесть именно в том, что это должно быть!

ЕМ: Некоторые артисты заявляют, что качественный звук возможен только на виниловых носителях. Что думаете по этому поводу?

Толян: Все это — хрень!
Сантёр: Дело в том, что на виниле у нас вышел первый альбом «Бригадного Подряда» 1986 года. Поставьте его на свои проигрыватели, первоначально сдуйте с него пыль и послушайте, что значит настоящее качество «Бригадного Подряда.» (смеется) Ребят, ну это чума! Ухо современного человека — оно очень специфично. Если твои звуковые рецепторы настроены только на винил, то дай, боженька, тебе здоровья! Тут вопрос кому чего нравится. Пойми, что винил современный он все равно делается из цифровой копии. Это не аналог и качество при этом сильно снижается. И ты просто сидишь и убеждаешь себя в том, что вот она — красота и теплота. Ребят, законы физики отменить очень сложно!

ЕМ: Винил сразу обхожу стороной. На СD-дисках появится ли в продаже новый альбом?

Толян: Нет, хватит. Мы только что выпустили альбом «Сомнамбула» юбилейный диск и поклялись, что это последнее, что мы выпускали на CD. Но этот тур заканчивается и у нас осталась еще коробка таких дисков.
Сантёр: Для современного человека CD — это скорее артефакт. Если вас увлекает такой процесс — достать диск, куда-то поставить, наслаждаться как играет, то да. Мне лично проще нажать кнопочку «play».

ЕМ: Последний мой вопрос, какие мерчёвые новинки можно будет приобрести в честь обновленной концертной программы?

Сантёр: Честно говоря, этим занимается наше концертное агенство «Полигон». Мы только возим мерч с собой из города в город, не занимаемся разработками. Надеемся, что в скором времени «Полигон» услышат мои пожелания и выпустит хорошие и качественные футболки, которые будут нести на себе обложку нового альбома. Потому что она хороша, согласись? А знаешь почему она хороша? Её придумал я!
Толян: Ну не мог не похвастаться! (смеется)
Сантер: На самом деле, автор — Босх. Это всё компиляция.

ЕМ: Собственно говоря, это все мои вопросы! Спасибо, ребята!
Сантёр: Спасибо тебе! Искренне рады были ответить. Кое-что уложилось и в наших мозгах после сегодняшнего разговора.

Фото для интервью Юлии Соколовой

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.