В ноябре в столичном клубе Glastonberry прошел большой концерт по заявкам группы «Бригадный Подряд». Сет-лист программы был составлен так, что в него вошли все песни, за которые проголосовали их поклонники на их официальных ресурсах, но, чтобы точно не обидеть никого из пришедших слушателей, музыканты сыграли в этот вечер и свои стопроцентные хиты, без которых сложно представить выступление группы. Перед началом московского шоу журналистка Eatmusic Анастасия Игнатова встретилась с фронтментом Анатолием (Толяном) Скляренко и гитаристом Александром (Сантёром) Лукьяновым, чтобы расспросить их о самых последних новостях из жизни коллектива, а также особенностях их творческого процесса. Помимо шуточных историй от ребят, были затронуты серьезные темы, но давайте обо всем по порядку.
ЕМ: Летом состоялись съемки клипа на один из ваших хитов — песню «Полярник». Расскажите, как и где проходили съемки? Кто выступил режиссером нового видео?
Анатолий Скляренко: Некий Константин Рассолов обратился к нам. Мы сначала даже не поверили, что он хочет снять нам клип, потому что он работник сериальной промышленности. Константин предложил снять видео, взяв всю режиссуру и расходы на себя. Такие предложения прилетают нам редко!
Александр Лукьянов: У нас были попытки до этого предложения сделать какое-то видео. Не в счет того, что мы пытались снять сами на телефоны и смонтировать это в походных условиях. Во-первых, находились люди, но они выкатывали нам ценник такой, что мы вообще не понимали на какой планете они живут.
ЕМ: Да проще почку продать! (cмеётся)
Александр Лукьянов: Вот да… И, во-вторых, они почему-то считали, что то, что они предлагают, нас обязательно должно устроить, потому что они просто гениальны. Но у меня есть отдельное мнение по этому поводу. Я был вынужден их разочаровать, сказав: «Ребят, это столько не стоит». Поэтому никакого альянса у нас не состоялось, а Костя спросил нас, на какую из наших песен мы хотим сделать видео. Мы решили, что «Полярник» будет самым
интересным вариантом. Я хотел на «Художника» снимать, но это песня серьезная. Сейчас серьезного людям хватает с головой с новостных лент, поэтому мы остановились на таком развлекательном варианте. Мы сошлись на том, что нам пришлют сценарий, мы его немного подправили, внесли общие коррективы с режиссером. В арендованной студии мы за два съемочных дня мы отсняли прекрасный материал. У нас уже была закрытая презентация, где
собрались мы, съемочная группа…
Анатолий Скляренко: …И коньяк! (смеётся)
Александр Лукьянов: И коньяк тоже! Но мы довольны результатом. Надеюсь, что я заинтригую уважаемых читателей. (улыбается)
ЕМ: Прошлой зимой был выпущен альбом «Нечего бояться». С его презентацией вы проехали более 100 городов страны. Встречались ли вам какие-либо различия в восприятии нового материала в разных регионах России?
Анатолий Скляренко: Слушай, на самом деле разница в восприятии есть всегда! Получилось так, что в этот альбом попало много серьезных песен, над которыми надо поразмышлять. И они воспринимаются зрителями не во всех городах. Веселье воспринимают хорошо везде. Мне вот как раз кажется, что южанам не очень интересны серьезные вещи. Они всегда так расслаблены. Я заметил, что на серьезных песнях они в основном выходили курить, а вот люди северные наоборот, внимательно слушают и пляшут вовсю!
Александр Лукьянов: Здесь видишь какая история. Бывает, что в детстве тебе не нравится какой-то продукт. Мне часто рассказывали, что человек в детстве не может есть оливки, а потом случается так, что без них просто не может жить!
ЕМ: О! Это ж я!
Александр Лукьянов: Да, например, ты! Или человеку в детстве неприятен запах пива, а потом…
Анатолий Скляренко: Ну то, что ты рассказываешь — это уже алкоголизм! (смеётся)
Александр Лукьянов: Вот точно также и с новым альбомом — это больше понятно человеку созревшему, у которого за плечами есть какой-то опыт и есть возможность сравнивать что-то с чем-то. Если бы мы в нашем возрасте начали петь песни со смыслом «сядь мне на лицо», «я помастурбировал в день столько-то раз» или со схожими смыслами — это было бы понятно молодежи. Им это важно, потому что другой гормональный фон, а
когда песня о душе, о том, что происходит в мире, о каких-то исторических закономерностях — это те самые оливки, которые ты распробовала с возрастом.
ЕМ: В Москве и Санкт-Петербурге были анонсированы концерты по заявкам. Ваши поклонники сами выбирали список песен для двух столиц. Несколько лет назад подобный опыт у вас был и тогда, к большому удивлению, выиграли те композиции, которые часто исполнялись и ранее на многих концертах. В этом году в итоговый трек-лист тоже попало немало хитов. Как думаете, почему ваша публика столь стабильна в своих желаниях?
Анатолий Скляренко: Есть определенные хиты, да. Например, группа Eagles написала свою известную песню Hotel California, а другие песни люди в своей массе у них практически и не знают. Понятно, что и у нас голосуют за те песни, которые уже на слуху давным-давно. А тот, кто реально увлекается нашим творчеством, копает глубже. Очень интересные у них бывают заявки. В этот раз все выбранное прозвучало! Было интересно узнать о себе много нового.
Александр Лукьянов: Толян абсолютно прав, потому что концерт по заявкам — это немного искусственный повод для выступления, потому что это не является полноценным информационным поводом. Наверное, все это понимают, да и что тут скрывать! Иногда мы вынуждены делать и такие мероприятия. Например, как многие артисты играют «большой весенний\осенний концерт» и так далее. Но для нас было несколько интересных моментов вот в этой «голосовалке». Было неожиданно увидеть в лидерах песню «Проклятый панк-рок», которая вылетала из нашего сет-листа на много-много лет. Приятно, что ее помнят, знают и любят. Это хорошо и для зрителя. Он услышит то, что ему нравится.
Анатолий Скляренко: Мы поняли, что народу нравится. Голосование шло через покупку билетов, поэтому «левые» люди не могли проголосовать, а только те, кто собирался к нам на концерт.
ЕМ: Но есть в вашем творчестве и такие песни, которые вы ни разу не играли на своих концертах. Например, песня «Газ». Это связано с ее технической сложностью? Может вспомните еще какие-то треки, которые ни разу не исполнялись за всю историю своего существования?
Анатолий Скляренко: Слушай, ты верно отметила! Она технически сложна, поскольку она электронная. Мы думали, что с ней сделать, но пока не решили. Это либо мне одному прыгать по сцене, но вроде я не попсарь. Дело в том, что в песне «Газ» играет всего одна гитара, а барабаны там электронные, поэтому пока не знаем, что с ней можно придумать.
Александр Лукьянов: Когда мы составляем концертную программу, то обычно она привязана к определенной драматургии. Когда мы играли презентации альбома «Нечего бояться», то составляли трек-лист далеко не случайным образом. Сейчас мы доигрываем последние концерты этого тура. Анализируя прошедшие выступления, мы поняли, что драматургически мы составили программу очень верно. Открываем выступление мы на очень веселой и раздолбайской ноте, а к последней трети концерта в песнях проявляется все больше драматизма. В большей степени к этому времени народ уже «разогретый» и мы к ним в душу залезаем вот с этой драматургией! А то, что касается песни «Газ», к сожалению, её никак не встроить в программу. Она настолько нелогична даже в альбоме! Именно поэтому в сет-листе диска она стоит на последнем месте.
Анатолий Скляренко: Это для тех ценителей, кто смог дослушать до конца!
Александр Лукьянов: Именно! Для тех, кто смог выдержать нас вот эти двадцать четыре минуты!
Анатолий Скляренко: А так обычно мы стараемся играть все песни с новых альбомов, но потом некоторые песни постепенно отваливаются по самым разным причинам, среди которых можно перечислить техническое неудобство исполнения, плохое восприятие песни залом, неправильно выбранную тональность. Например, записали вот так, а стали играть и поняли, что надо было все переделать иначе. Поэтому бывает, что какие-то треки вываливаются, но на презентациях обычно мы стараемся все сыграть, а для себя подмечать, что если на каком-то треке народ массово повалил курить, то и играть его, наверное, не стоит.
Александр Лукьянов: Даже по этому туру мы поняли, что песня «Матрица» — она хорошая, но в программу мы вернем ее очень нескоро.
Анатолий Скляренко: Многие молодые люди даже не смотрели фильм, поэтому не совсем понимают, о чем, собственно говоря, там речь.
ЕМ: Очень часто после выпуска альбомов у музыкантов и их слушателей слишком разнятся представления о стопроцентных хитах. Артисты, записывая трек, абсолютно уверенны, что именно он обретет популярность, но вместо него в топах прослушиваний лидирует совсем иная песня. На ваш взгляд, почему это происходит? И есть ли у Бригадного Подряда такие примеры?
Анатолий Скляренко: Я тебе честно скажу, постоянно такое бывало! Когда мы писали «Рив Гош», то я думал, да что за песня такая, ну про магазин, ну и что? Кто это будет слушать? А она внезапно выстрелила! Сантёр не даст соврать! Сейчас это происходит пореже, наверное, опыт, если можно, так сказать. Мне кажется, что с альбомом «Нечего бояться» я не ошибся вообще!
Александр Лукьянов: У нас была очень длинная и сложная работа над альбомом «Никакой правды». Он был чисто экспериментальный. Мне всегда казалось, что там половина песен будет проходных, то есть «не из той оперы». А однажды ко мне подошел программный редактор «Нашего радио» и сказал следующее: «Сань, здесь такое дело… Я не имею права поставить в эфир все песни из альбома, поэтому извини, но пока звучать в эфире будет четыре». Для нас это был потрясающий и абсолютный рекорд. Раньше только «Наше радио» этим занималось, интернет так музыку не популяризировал, не было столько возможностей, сколько есть сейчас. Тогда это был шок, когда у группы, играющей по подвалам и различным пельменным, вдруг ставят в ротацию на крупнейшую радиостанцию страны целых четыре трека с их нового альбома! Получается, что я ошибся тогда даже больше, чем
Толян! (смеётся)
ЕМ: В одном из последних интервью Толя говорил, что он является перфекционистом, а Сантёр «раздолбаем» в самом хорошем смысле этого слова. Как вы уживаетесь друг с другом в творческом плане?
Анатолий Скляренко: Ну вроде пока не порешали друг друга! Просто обычно я долго сижу над материалом, ковыряю, пытаюсь довести все до ума. А Сантёр, он считает, что «и так сойдет». В этом отношении мы находим баланс!
Александр Лукьянов: Ты понимаешь, самое главное — это не мешать друг другу удовлетворять как свои творческие амбиции, так и низменные инстинкты.
Анатолий Скляренко: Эм… И я еще с этим человеком в одной комнате ночевал! (смеется)
Александр Лукьянов: Нет, я под низменными инстинктами совсем другое имел ввиду! Но да, к этому нужно идти постепенно. Как и у любых людей, всегда что-то раздражает в чужих характерах. Самое главное — это понять, что у человека, который существует рядом с тобой, дерьма не меньше, чем в самом тебе. Поэтому, когда на одной чаше весов твои творческие амбиции, а на другой чаше весов выяснение отношений, то всегда выигрывает творчество.
Нужно учиться друг друга прощать, понимать и взаимодействовать в любых условиях, как бы не было хреново. Так и уживаемся.
ЕМ: Да все мы с гавнецом, что греха таить! Терпение — это тоже такая практика общения, которая приходит с прожитым опытом и возрастом.
Александр Лукьянов: Да. Такой принцип хорош не только для рок-группы, но для всех, потому что та же ячейка общества под названием «семья» — она построена на этих фундаментах.
ЕМ: Некоторые коллективы выпускают довольно необычные мерчевые новинки. Например, группы Король и шут, Пилот в свое время выпускали сборник нот со своими песнями. Не возникало ли у вас желания выпустить подобные издания аккордов или нот, а может и еще какой-нибудь «нестандартный» мерч?
Анатолий Скляренко: Ноты точно нет, но давным-давно у меня сидит в голове мысль выпустить линейку презервативов и женские трусы, но все это так и витает в качестве идеи, наверное давно пора это было сделать!
Александр Лукьянов: На полном серьезе! С презервативами идею я целиком и полностью поддерживаю, а то у нас все футболки, диски… Всё не то! А глядя на нас с Толяном, стоящих на сцене, то скоро можно будет переходить к разделу такого мерча, как ректальные препараты, анальгин, аллохол, троксевазин и так далее с надписью «Бригадный Подряд».
(смеётся)
ЕМ: Так и группе 40 лет уже! Пора! (смеётся)
Александр Лукьянов: Действительно, какие это вам презервативы! (смеётся)
Анатолий Скляренко: Не, ну Шнур же рекламировал лекарство от импотенции! Так что у
нас еще все впереди!
ЕМ: Часто ли вам удается попасть на концерты к коллегам по цеху? И если да, то какие «фишки», например, костюмы, жесты, поведение на сцене, вы можете взять себе на заметку?
Анатолий Скляренко: Слушай, к сожалению, редко, потому что у всех гастрольное время примерно одинаковое. А когда ты всех знаешь, то и воровать нечего! (смеётся)
Александр Лукьянов: При нашем графике ходить на концерты — это дополнительная роскошь.
Анатолий Скляренко: Когда я дома в Питере, то я пытаюсь, скажу честно.
Александр Лукьянов: Больше у нас тырят, чем мы у них. Чисто математически, потому что мы больше всего времени на сцене провели. Иногда смотришь чьи-то выступления и отмечаешь: «Опа! А это же я придумал!», но я никогда им этого не говорю. Надеюсь, что они дошли до этого все же своими мозгами.
ЕМ: Считается, что музыкой можно излечить человека или же облегчить его боль. Существует даже понятие музыкальной терапии. Были ли у вас или ваших поклонников моменты, когда песня или ее создание помогли вам справиться с внутренними переживаниями или трудными ситуациями в жизни?
Анатолий Скляренко: Думаю, что после этого концерта такое случится. У нас новое интро, которое точно излечит массу болезней! Я думаю, что о нем будут писать все! Это абсолютно лечебное интро. Нам его одобрили Аллан Чумак и Кашпировский! Во время прослушивания у людей убирается геморрой размером с кулак — мы проверяли. (смеётся)
Александр Лукьянов: Так что весьма рекомендуем! Хотя те люди, о которых говорил Толян, они оба шарлатаны, но…
Анатолий Скляренко: Это талантливые шарлатаны! (смеётся)
Александр Лукьянов: Конечно, обманывать людей — это нужно иметь определенные какие-то способности. (смеётся)
Анатолий Скляренко: Но мы не шарлатаны, ни в коем случае! У нас геморрой убирается за один раз!
Александр Лукьянов: Конечно, мы его сначала извлекли, а потом стояли проверяли и поняли, что работает! Так что рекомендуем: слушайте, записывайте на всевозможные девайсы.
Анатолий Скляренко: А потом прикладывайте к больным местам!
Александр Лукьянов: Или прикладываться. Тут кому как больше нравится! А на самом деле, часто очень люди пишут, что посещение наших концертов для них очень важно и им становится легче в непростых жизненных ситуациях. А что касается меня, то в последнее время музыка доставляет мне только болевые ощущения. Особенно музыка современная. Когда играешь такое количество концертов в год, то слушать ничего не хочется. Мозг должен отдыхать.
Анатолий Скляренко: Открою секрет — гитары на концерты мы Сантёру не включаем. Он стоит, отдыхает! (смеётся)
Александр Лукьянов: Поэтому я слушаю, что играет на гитаре он. И это очень часто вызывает у меня боль!
ЕМ: Главное, чтоб не геморрой!
Александр Лукьянов: Вплоть до! (cмеётся)
ЕМ: Толя, в прошлом году мы говорили с тобой об акустическом альбоме, который «почти готов, но лежит и ждет своего часа». Как продвинулись дела?
Анатолий Скляренко: А это уже моя боль! Честно скажу, занимаюсь я им один. Все положили болт! Я приглашаю каких-то музыкантов себе в студию — скрипки, баяны, трубы, но одному этим заниматься очень непросто и тяжко. Мы очень много ездим. Оказывается, мы стали одной из самых гастролирующих групп то ли в стране, то ли в Северо-Западном округе страны за прошлый год. С одной стороны, это хорошо чисто финансово, но с другой не очень. Вместо того, чтобы заняться творчеством, мы отдыхаем друг от друга хотя бы неделю. Это такая палка о двух концах. К сожалению, от этого страдает творчество.
Александр Лукьянов: Зря ты сказал про «финансово хорошо». Нас могут понять так, что унас дома стоят золотые унитазы! (смеётся)
Анатолий Скляренко: Хорошо! Скажем так. Играть много концертов — это финансово-выгодно.
Александр Лукьянов: Просто я помню, что мы совсем недавно играли в полном составе акустический концерт. И первый вопрос, который нам там задали из зала, был такой:«Ребята, а сколько вы зарабатываете?». Видишь, к нам уже начали приглядываться с этой стороны!
ЕМ: Саша, помнишь ли ты свой первый концерт с Бригадным Подрядом и что это была за площадка? Как изменился облик слушателя на сегодняшний день, как ты считаешь?
Александр Лукьянов: Насколько они изменились, ты и сама можешь сравнить. Мое первое выступление с Бригадным Подрядом было, когда я только пришел с армии, а до этого я успел с ними только записать альбом и меня практически сразу призвали. Когда я вернулся, группа уже что-то из себя представляла, они стали членами Ленинградского рок-клуба, выступали на фестивалях. И вдруг у тогдашнего гитариста — Юрки Соболева случается
свадьба. Справляют они ее в подвале. Естественно, планируется живое выступление, а его привозят буквально «раскладного», он вообще ничего не соображал, мог только смеяться и больше ничего! Поскольку большинство песен я знал, то я вышел и в составе группы на гитаре Юры я сыграл для нескольких десятков пьяных людей. Посмотрим, чем публика отличается по прошествии почти сорока лет и что будет сегодня. В чем отличие? У меня есть своя гитара. Представляешь, как мне повезло? И я надеюсь, что большинство зрителей сегодня будут не мертвецки пьяны.
ЕМ: Отмечу, что и сейчас мы все же не подвале находимся!
Анатолий Скляренко: Второй этаж, между прочим! Поднялись! (смеётся)
ЕМ: После Нового года грядёт праздничная дата — юбилей группы. Как будете отмечать свои 40 лет?
Александр Лукьянов: Знаешь, если хочешь насмешить Господа, то расскажи ему о своих планах.
Анатолий Скляренко: Планы есть, но пока нет четких гастрольных графиков. Например, декабрь у нас — этовремя отпусков. У меня будет много свободного времени и я подумаю, кого пригласить и что можно придумать, стоит ли отмечать вообще.
ЕМ: Немного философский вопрос. Может ли жанр панк-рока эволюционировать в ближайшее время или же он обречен на «вымирание»?
Анатолий Скляренко: А назови мне четыре песни, которые мы играем в стиле панк-рок?
Мочи!
ЕМ: «Кошечка», «Врач», «Парень»… ну, и так далее! (смеётся) Есть же много ответвлений панк-рока.
Александр Лукьянов: Смотри, здесь такая штука… Есть корневой панк, который основывается на каких-то правилах, которые кто-то придумал. Та музыка, которую играем мы — она номинально считается панком, потому что там есть какие-то его элементы.
Анатолий Скляренко: Она считается панком, потому что мы делаем, что хотим. Например, ирокез. Очень удобная штука оказалась! Я его не планировал. Меня когда-то стригла сестра и она так «вжик» мне по волосам случайно и результат мне понравился!
Александр Лукьянов: Люди, которые придумывают правила, чаще всего сами в них не разбираются. Напишут 50 пунктов, издадут какой-то талмуд, пытаются поставить тебя на какую-то сторону — за Путина, Мутина ты, а может быть и против, да мне плевать! Я делаю то, что хочу. Мне наплевать. Называйте меня как хотите. Это ваш способ душевной мастурбации, не более того! А во что он там трансформируется… Это просто музыка, которая бывает либо хорошая, либо плохая, а все эти словосочетания панк, металл, поп, да и все остальное — это придумано для облегчения коммуникации между людьми.
ЕМ: Ну и лейблы здесь сыграли немаловажную роль, сортируя музыкантов по жанрам.
Александр Лукьянов: Конечно, маркетинговая составляющая здесь тоже есть! Что такое панк и как он может трансформироваться со временем, мне особо неинтересно. Это будет просто музыка. Хорошая или плохая.
ЕМ: Поражает взаимовыручка, распространенная между вами и вашими фанатами. В фан-
сообществе Вподряде был анонсирован благотворительный аукцион, средства которого пойдут на помощь в непростой болезни вашего звукорежиссера — Стаса Маркова. Насколько знаю, вы тоже в нем участвуете, например, барабанщик Макс выкладывал свои тарелки, от вас был разный уникальный мерч, также выставляли свои лоты и участники фан-клуба Бригадного Подряда из разных городов страны. Расскажите, кто придумал эту идею с лотами?
Анатолий Скляренко: Действительно, Стас очень тяжело болен, у него рассеянный склероз — хроническое аутоиммунное заболевание. Дай Бог ему здоровья! И Дай Бог здоровья нашему фан-клубу, который сам это увидел и начал заморачиваться с поддержкой. Именно они и придумали такой формат помощи. Они прекрасно знают Стаса. Помощь — она никогда не бывает лишней. Если наш сбор поможет — это будет прекрасно! Стас посещал многих врачей, перенес и химиотерапию, и все, что можно… К сожалению, болезнь не отступила. Поэтому, если кто-то хочет помочь и есть какие-то врачи, которые умеют бороться с рассеянным склерозом, то я это только приветствую! Я считаю, что это надо озвучивать. Со своей стороны, мы тоже выложили лоты, какие-то шмотки, концертные реквизиты. Надеюсь, что кто-то их купит и поможет нашему Стасу. А лучшей помощью будет просто перевод ему денег! А также я подчеркиваю, что если вдруг какая-то клиника или какие-то врачи заинтересуются и откликнутся, то это будет уже большой и неоценимый вклад!
ЕМ: Это был мой последний вопрос. Спасибо за интересную беседу! Было очень познавательно.
Александр Лукьянов: Тебе большое спасибо!
Фото: Юлия Соколова