Пиар музыкантов: идеальная PR-кампания своими руками, или как создать продаваемый музыкальный бренд

Специфика современной музыкальной отрасли такова, что музыкант, не подписанный на лейбл и не сотрудничающий со специалистами в области музыкального бизнеса, вынужден сам обеспечивать продвижение своего творчества. Само собой, большинство артистов не задумывается о приобретении подобных навыков и полностью погружается в процесс сочинения и/или исполнения музыки. В этой статье мы выясним, чем отличается пиар музыкантов от любого другого; что нужно сделать, чтобы вас и вашу музыку выделили из огромного потока новых коллективов, а также рассмотрим несколько удачных пиар-ходов, использованных артистами для продвижения.

Пиар музыкантов: идеальная PR-кампания своими руками, или как создать продаваемый музыкальный бренд

 

Пиар музыкантов: особенности и отличия

В первую очередь, необходимо заметить, что наша задача – не просто донести музыку до слушателя, но создать универсальный продукт, который будет интересен потребителю со всех сторон; здесь необходима и правильная подача материала (визуальная составляющая, поведение на сцене, образ), и грамотное составление концертного графика (артист долго не выпускает релиз, уделяя большее внимание концертам – интерес публики теряется; также это работает и наоборот), и правильная работа с рекламными инструментами.

Пиар музыкантов: идеальная PR-кампания своими руками, или как создать продаваемый музыкальный бренд
Финны Lordi вдохновились Kiss и сделали ставку на визуализацию

Музыкальные группы не рекламируют в перерывах между вашими любимыми сериалами по телевидению; баннеры с обложкой вашего альбома, висящие на стендах по городу, тоже вряд ли станут эффективным способом заявить о себе. Тем не менее, музыкальная индустрия имеет ряд не менее действенных методов по продвижению вашего материала. Важно понимать, что в отличие от любого другого продукта, продвижение музыкального альбома изначально рассчитано на охват слушателя сразу в нескольких сферах, будь то музыка, видеоряд, изображение или что-либо еще. Особенностью этой индустрии является то, что для артиста здесь приемлемы любые формы самовыражения и открыт доступ к аудитории любого уровня, что в значительной мере расширяет возможности менеджмента.

К слову о менеджменте: если вы все же решили не связывать свою деятельность с лейблами (что, говоря объективно, не всегда плохо), то наиболее грамотным шагом станет поиск толкового менеджера, который сможет действительно профессионально заняться продвижением вашего творчества, уделяя ему максимум времени и сил. Вы должны четко осознавать, что такой человек обладает опытом и необходимыми знаниями, отсутствующими у вас; он твёрдо знает, что необходимо предпринять в тот или иной момент вашей пиар-кампании.

Рецепт успеха: как самостоятельно составить план пиар-кампании

Пиар музыкантов: идеальная PR-кампания своими руками, или как создать продаваемый музыкальный бренд
ZZ Top сделали ставку на собственное звучание и узнаваемый имидж

Решившись самостоятельно заняться раскруткой, помните: четверть успеха вашей затеи напрямую зависит от грамотно составленного плана действий. Продумайте всё: начиная от того, что будет изображено на обложке вашего релиза и заканчивая тем, какие соц. сети вы будете использовать в вашем проекте.

Первоначально определите свою целевую аудиторию. Ваша фан-база будет разрастаться из небольшого количества поклонников – лучше всего будет определиться со стилем, в котором вы будете работать, после чего следует проанализировать карьеру музыкантов, добившихся успехов в этом направлении. Но не стоит слепо копировать их действия: и ваша музыка, и имидж, и даже методы продвижения должны оставаться оригинальными и самобытными. Посмотрите, какая аудитория предпочитает подобную музыку, какой вид мерча пользуется наибольшим спросом, можно даже проанализировать предпочтительные способы оплаты – всё это позволит вам как можно точнее настроить ваши инструменты для продвижения.

Пиар музыкантов: идеальная PR-кампания своими руками, или как создать продаваемый музыкальный бренд
Американцы Slipknot регулярно меняют свой имидж, но маски остаются его неизменной частью

Не стоит расстраиваться и думать, что, выбрав определенный стиль, вы не сможете стать всемирно известным. Музыкальная история знает множество примеров, когда мировую известность приобретали представители самых различных, порой неожиданных жанров. Так когда-то джаз стал настоящим ударом для чрезвычайно пуританской общественности, а Элвису Пресли в свое время даже пришлось пойти в армию по настоянию своего менеджера, дабы утихомирить противников его стиля. Однако эти проблемы не помешали обоим явлениям занять серьезное место в музыкальной индустрии. Так что если вы не приверженец таких милых вещей, как harsh-noise или depressive-suicidal-black-metal, то опасаться нечего.

Помните также и о продвижении в профессиональной среде – составьте пресс-пакет и разошлите его директорам концертных площадок, менеджмент-агентствам или просто людям, которые так или иначе имеют какое-либо влияние на вашу локальную сцену. Если они оценят ваше творчество, то, несомненно, станут полезными знакомыми для вашей деятельности и могут подсказать, как направить ваше продвижение в правильное русло и сделать проект успешным.

Пиар музыкантов: идеальная PR-кампания своими руками, или как создать продаваемый музыкальный бренд
SWAG и тяжелая музыка? Почему бы и нет! Attila отлично совмещают стили.


Визуальная составляющая
также важна, ведь очень часто слушатель составляет первое впечатление не по музыке, а увидев выступление группы или обложку их альбома. Поэтому важно заинтересовать потенциального фаната не только музыкальным продуктом, но и красивой картинкой. Но совсем необязательно для этого придумывать эпатажные наряды в духе финнов Lordi (кстати, о поисках стиля группы можно почитать здесь) или скрывать лица под масками на манер икон ню-метала Slipknot (о других коллективах в масках читай здесь). Это может быть и определенный стиль подачи на сцене, и какой-то особо выделяющийся элемент гардероба, и фирменный стиль оформления обложек. Примеров множество: всемирно известные американские блюз-рокеры ZZ Top обладают весьма узнаваемым сценическим образом, выходя на сцену в шляпах, солнцезащитных очках, кожаных мотоциклетных куртках и при длинных (настоящих) бородах. Американская дэткор-банда Attila, помимо нетипичного для жанра звучания вокала (речитатив с использованием экстремальных техник пения), также активно эксплуатирует тему swag-культуры.

Пиар музыкантов: идеальная PR-кампания своими руками, или как создать продаваемый музыкальный бренд
Protect The Hero в образе команды Star Trek

Говоря о примерах успешных пиар-компаний, стоит отметить популярную в наше время в Интернете систему краудфандинга, с помощью которой музыканты не просто собирают деньги на что угодно: запись альбома\туры\мерч\выпуск дисков, но и продвигают таким образом свою музыку, знакомя посетителей сервисов, вроде Boomstarter, Planeta.ru, Patreon со своим творчеством. Именно так записали свой крайний релиз прогрессивные канадцы из Protest the Hero.

Другим интересным пиар-ходом может стать благотворительный концерт или же просто выступление на улице – но в таком случае следует учитывать, что для получения эффекта от подобного способа необходима широкая огласка прессы, да и не для каждого жанра подойдет такой способ. Тем более, что для наибольшего результата было бы неплохо иметь уже сформировавшуюся фан-базу и концертный график, в противном случае вряд ли получится удивить кого-то «уличной группой». Пожалуй, самым известным примером может послужить один из самых высокооплачиваемых скрипачей США, Джошуа Белл, устроивший импровизированный концерт в подземке Вашингтона, не раскрывая своей личности. 
Пиар музыкантов: идеальная PR-кампания своими руками, или как создать продаваемый музыкальный бренд
Выход Леди Гаги в платье из мяса наделал много шума

Естественно, подобное явление не привлекло зрителей, однако подробный отчет в Washington Post произвел настоящий фурор, принеся еще большую известность музыканту и Пулитцеровскую премию автору статьи.

Стоит вспомнить и неудачные пиар-акции: определенно, одно из первых мест досталось бы эпатажной выходке Леди Гаги, нарядившейся в костюм, состоящий из мяса и продефилировавшей перед журналистами. Это событие отнюдь не не прибавило ей популярности – скорее наоборот, возмутило вегетарианскую часть общественности и сделало ее предметом всевозможных насмешек и издевательств.

В целом, для продвижения можно использовать любые средства – а уж то, насколько они удачны или неудачны, можно сказать только тщательно проанализировав результат.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments
Расскажи друзьям:
Автор журнала Eatmusic. Музыкальный промоутер, музыкант. Любит искать ответы на самые каверзные вопросы.