Запись музыки: какие ошибки совершают музыканты в студии?

Afisha

В настоящий момент для среднестатистической рок-группы выпустить качественный релиз в техническом плане не составляет никакого труда. Качественная и профессиональная запись музыки превратилась в хорошо отлаженный автоматизированный процесс, доступный любому, кто пожелает увековечить своё творчество в цифровом формате; однако, это совсем не спасает индустрию от громадных потоков низкопробного материала, исходящего от армии второсортных музыкантов, добравшихся до современных методов домашней записи. И зачастую их основной проблемой становится тотальное непонимание принципов работы со звуком и подготовки к сложному и длительному процессу записи.

Eatmusic собрал мнения российских (и не только) специалистов в области звукорежиссуры и постарался понять, что же может стать преградой для группы на пути к формированию качественной и успешной пластинки.

Знакомьтесь:

  • Антон Рогов (гитарист и композитор I Am A Preacher);
  • Станислав Баранов (директор инди-лейбла Kosovo Pole, музыкант и продюсер Infidel Express);
  • Владимир Лехтинен (продюсер и звукорежиссер Blastbear Sound, гитарист Second To Sun);
  • Андрей Ольшевский (Директор Athmos, композитор Amaze Project, звукорежиссер Space Production).

 

Запись музыки: основные ошибки на подготовительном этапе

Группа, планирующая записать полноценный релиз, должна помнить, что процесс подготовки к записи – столь же сложное и многоэтапное действо, как и сама запись. Этот процесс включает в себя серьезную работу над материалом, в котором всё должно быть четко прописано, утверждено и отработано; подготовительную работу с инструментами, которые должны содержаться в надлежащих условиях; музыкант должен предельно ясно понимать, какого результата он хочет достичь и насколько реально это сделать с выбранным звукорежиссером. Какие еще тонкости сопряжены с подготовительным этапом?

Мнение экспертов

Антон Рогов:

Основная проблема, из-за которой я не могу слушать почти все релизы, в которых принимал участие, и по итогу недоволен результатом, кроется в том, что материал, который я шел записывать и сводить, был сырым, а я попросту был не готов к записи и не имел четкого представления, что я хочу получить в итоге.

Для себя я это поборол с помощью стадии препродакшна материала: я начал самостоятельно записывать и сводить свои треки, а также экспериментировать со звуком инструментов.

На мой взгляд, теперь полно различного софта, мануалов и доступных железок, чтобы каждый музыкант мог самостоятельно записать и свести свой материал так, как он его видит. В конце концов этот процесс – это и есть творчество, искусство, если хотите, и, если музыкант не дурак, то на этой стадии он приведет в порядок все партии, поймет где и как должен звучать каждый инструмент, разберется с аранжировками, предоставив звукарю и себе неплохой такой черновик, по которому уже будет понятно, что и как делать в студии / на чистовой записи, и чему стоит уделять внимание.

Станислав Баранов:

В том, что касается референсов, или попросту примеров звучания, ситуация такова: музыканты приходят на запись в студию не вполне понимая, что конкретно они хотят получить. Это нормальная ситуация, для этого и нужен саундпродюсер, который направит на максимально эффективный путь. Но иметь на старте конкретные референсы и общее видение концепции – самая разумная стратегия. Почему-то многие гонятся за уникальностью звучания, покупая редкие инструменты и оборудование, при этом толком не разобравшись в том, из чего состоит оказавшая на них влияние музыка.

Смысл в том, что любое исполнение уникально по умолчанию, наличие референсов не означает, что инженер будет с точностью воспроизводить «тот самый звук», но зато это дает возможность с профессиональной точки зрения понять, что именно вдохновляет человека и побуждает его писать свои песни.

Владимир Лехтинен:

Сразу отмечу – с моими группами таких сложностей нет, эти проблемы мне видятся в работах сторонних музыкантов, которые нередко приходят с желанием работать над уже готовым материалом.

Основных проблемы две: лень и по-прежнему существующая советская школа звукорежиссуры. Первая проблема практически нерешаемая, музыканты редко, когда утруждают себя прочтением литературы хотя бы с Amazon. Из первого же пункта вытекают и особые проблемы с готовым материалом – в то время, когда в Европе пишут десяток гитар и выставляют их в панораме стенкой, у нас с трудом записывают даблтрек, вдовесок либо ровняя его в сетку до упора, либо играя чересчур грязно.

Андрей Ольшевский:

О чем нужно помнить тем, кто первый раз идет на студию? Знать о существовании метронома, знать о том, что нужно приходить на студию с действительно отточенным материалом. Если нет хорошего бюджета на аренду студии на несколько сессий, то отличным приемом будет запись себя на видео в домашних или иных условиях; прослушивание и отработка всех спорных, фальшивых моментов до прихода на студию уж точно пойдет на пользу.

Звукорежиссер, как правило, слушает фальшивое исполнение артистов в десятки раз чаще, нежели сами артисты. Соответственно, чем лучше артист подготовится и проявит себя с первой сессии, с первых репетиционных дублей – тем лучше к нему будет отношение звукорежиссера, желание максимально погрузиться в записываемый материал, соответственно более вкусный результат.

Наши выводы:

  • Необходимо уделять внимание четкой структуре материала, его чистоте и использовать возможности препродакшна;
  • Следует выбирать актуальные примеры с четким осознанием, что вы не делаете копию, и ясной оценкой, насколько данный пример будет созвучен с вашим материалом;
  • Не лениться открывать для себя новые технологии и знания в области: запись музыки не стоит на месте;
  • Подходить к процессу с осознанием, что в нем задействованы не только вы, но и другие люди. Цените свое и чужое время, уважайте мнение других и будьте готовы создать правильную атмосферу. В первую очередь именно вы заинтересованы в процессе.

 

Запись музыки: ошибки восприятия себя и самого процесса

Группы (очень часто это явление наблюдается среди российских коллективов), не имеющие обширного опыта работы со звукорежиссером или продюсером, отказываются принять тот факт, что кто-то со стороны способен привнести в их музыку серьезные улучшения. Неспособность впустить в творческий процесс постороннего (пусть и профи) выливается в то, что множество хороших идей, которым достаточно было лишь дать интересное оформление, становятся откровенно слабыми композициями. Недопонимание между студийной командой и артистом и становится причиной непродуктивной студийной работы. И это лишь одна сторона процесса.

Как выйти из сложившейся ситуации, а лучше – в нее не попасть? Каковы другие проблемы, сопровождающие запись музыки?

 

Мнение экспертов

Антон Рогов:

Не менее важная составляющая хорошего результата – это выбор грамотного звукорежиссера, который способен выполнить не только техническую часть работы, но и спродюсировать запись, сохранив самобытность группы и подчеркнув ее особенности. К сожалению, на рынке сейчас хватает ремесленников, которые за мелкий прайс делают а-ля «топовый звук», а вот толковых мастеров, которые способны не только увидеть, но и раскрыть потенциал группы – единицы.

В итоге: грамотный, продуманный препродакшн материала и хорошая командная работа со звукорежем способны дать крутой результат; главное – не стоит запариваться над категориями «правильно / не правильно», ведь, в конце концов, вы занимаетесь искусством. Кто-то следует за модой, а кто-то делает моду – вот что стоит помнить.

Станислав Баранов:


На мой взгляд, основная сложность, с которой приходится сталкиваться музыкантам в своей деятельности независимо от того, студия ли это, или концерты, или даже репетиции – страх перед необходимостью «крутить ручки» и экспериментировать со своим звучанием. Это в равной степени относится и к барабанщикам, которые зачастую уверены в том, что есть какой-то абстрактный образ правильно настроенных барабанов, или к гитаристам, стесняющимся прокачать ламповый усилитель и осознать его особенности.

Связано это, в основном, со странной культурой преподавания в России: у нас любят сначала объяснить, как должно быть все в теории, как делали отцы, под каким углом они ставили медиатор и на какую высоту вскидывали руки, играя в хай-хэт. На самом деле, в музыке не должно быть никаких правил кроме одного: «не надо стесняться» (с). В первую очередь, это касается звукоизвлечения: правильно только то, что работает и дает интересный результат.

Владимир Лехтинен:

Еще одна сложность – это советская школа звукорежиссуры, на которую до сих пор ориентируются многие музыканты и пишут материал под неё. Цель большинства музыкантов из категории любителей и, что страшнее, концертирующих коллективов – по-прежнему, как и во времена худруков и худсоветов, сведение прозрачных фонограмм с низким уровнем изобразительной ценности и низкокачественной аранжировкой в сочетании с огромным уровнем голоса по отношению к остальным дорожкам. Такие желания сводят на «нет» все попытки звукорежиссёра и продюсера сделать из коллективов что-то достойное и конкурентоспособное. Прибавьте к этому желание сделать на записи звук «как на концерте» при условии сверхнизкого бюджета, и вот вам вся проблема вкупе.

Андрей Ольшевский:

Один из ярких примеров ошибок при записи – боязнь «переиграть» эмоции, из чего зачастую следует их «недоигрыш». Чаще всего сталкивался с данной проблемой при записи вокалистов и скрипачей. Многие музыканты уделяют гораздо больше внимания чистоте, точности интонирования, забывая при этом об эмоциональной составляющей – той искре, которая должна цеплять слушателя при прослушивании их композиции. Очень важно не бояться перегибать: дать больше атаки смычка при агрессивном пассаже или же наоборот спеть настолько неестественно мягко, насколько это можно себе позволить. Как правило, артист, поборовший данную проблему в себе, на записи рождает гораздо более интересный, запоминающийся материал, с которым работать – одно удовольствие.

Наши выводы:

  • Потратьте время на то, чтобы найти вашего специалиста: послушайте портфолио, почитайте отзывы. Не кидайтесь на заведомо сомнительные предложения от звукорежиссеров и низкий прайс;
  • Не гонитесь за модой и помните, что в любом виде искусства в первую очередь ценна индивидуальность. То, что подходит другому, не обязательно подойдет вам;
  • Не бойтесь показать, что вы чего-то не знаете – задавайте вопросы, выходите за рамки правил и создавайте новые правила сами. Творческий поиск всегда приносит свои плоды;
  • Будьте не просто хорошим исполнителем, а настоящим артистом. Это даст вам возможность раскрыть свой талант перед публикой под иным углом, а запись музыки сделает процессом хоть и не легким, но определенно удовлетворяющим и классным.

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.