Их называют рокерами, играющими электронику, и наоборот. Монреальская четверка Suuns уже более десяти лет творит чудеса: своим звуком выгрызает окно в будущее, не отвлекается на мейнстрим, идет своим путем и создает потрясающую, неформатную во всех смыслах, но органичную музыку. Кажется, это пришельцы, которые выучили язык, освоили инструменты и стали писать. Их четвертый альбом, Suuns – Felt, вышел 02 марта. Это новый, неординарный, хаотичный и очаровательный пример соблазнительно мрачного синтетического панка.
Если первые два альбома (Zeroes QC и Images Du Futur) определяли звучание, которое со временем становилось более мрачным и расплывчатым, то продюсер Джон Конглтон (универсальный мастер, работавший с разными стилями: от R. Kelly до St. Vincent) сделал звук более четким и направленным уже на третьем альбоме. Он появился и в четвертом. Взглянув на музыку Suuns под микроскопом, Конглтон выудил из волн шугейза отдельные сильные моменты. При нем треки воспринимаются как минималистичные музейные экспонаты, в которых можно разглядеть мельчайшие детали, это пример взаимодействия пары-тройки инструментов в цельной композиции, когда на басовом фоне из одной ноты периодически вырисовываются короткие гитарные, синтезаторные и безумные духовые партии (как в X-ALT).
Часто фоном служит простой шум: странный, неожиданный, а иногда и неприятный. Но это не эмбиент с промышленным хаусом, здесь нет трения металла о металл, звуков работающих машин, заводов или прочих сэмплов. Только настоящие инструменты, на которых реально играют, а не программируют. Это касается музыкальных форм, текстур, псевдо-ошибок, сдвигов и микрозадержек в ритме. Пусть здесь нет гитарных соло, классические рок-элементы игнорируются, но эту музыку играют люди, и это делает музыкантов рокерами, хоть и отчасти.
Всего на пластинке 11 треков. После открывающего Look No Further, который точно одобрят поклонники лоу-фай хип-хопа, звучат X-ALT, Watch You Watch Me и Baseline, которые характеризуют содержимое Felt. Минималистичный технопанк размывается в сюрреалистичный синтетический хаус и завершается спокойным психоделическим трипом. Голос Бена Шеми звучит расслабленно и отдаленно, он преодолевает несколько фильтров прежде, чем попасть к слушателю еле слышным эхо из-под груды звуков. Baseline – единственная композиция, где Шеми звучит хоть немного естественно, а голос не утопает в эффектах. Кроме того, свою роль в записи сыграл немецкий электронный композитор Apparat. Он ассистировал в Make It Real и Materials, добавив редкую, но исключительную мелодичность.
Можно сказать, что Suuns творят сложную для восприятия музыку, в которой сложно поймать наслаждение — для этого необходимо сильно постараться. Четверка заставляет слушателя думать и вдумываться. Думать – не значит выбирать слушать альбом или нет. Это значит, что необходимо рассеять внимание по всему предлагаемому спектру, охватить композицию целиком, увидеть общую картину. В результате может оказаться, что трек, который покажется красивым, на самом деле похож на звук внутри научной лаборатории во время грандиозного открытия: пульсирующее электричество, предупреждающие сигналы, скрип массивных затворок, биение генераторов и комментарии через радиосвязь.
В новом альбоме Suuns – Felt группа сумела добиться своего фирменного эффекта и сделала это, как никогда раньше. Канадский квартет показал комбинацию красоты и уродства, подчеркнул моменты, когда грань между ними размывается. Felt упорно держит вас в напряжении, заставляет вслушиваться и вдумываться в каждую свою деталь. Скорее всего, вы устанете от прослушивания. Парадокс в том, что музыканты вряд ли настолько же упорно до головной боли работали над альбомом. Процесс записи занял несколько месяцев вместо пары недель строгого расписания в студии. Может, они действительно пришельцы?
Felt – далеко не для всех, но поклонники сочтут его лучшим в дискографии Suuns. Пластинка заглядывает далеко в будущее. Не то, где гедонизм разрушает разум, но то, где прогресс вошел в состояние технологической сингулярности, понятия добра и зла практически размылись, логика подавила чувства, а Suuns – последние, у кого они остались.