Специфика современной музыкальной отрасли такова, что музыкант, не подписанный на лейбл и не сотрудничающий со специалистами в области музыкального бизнеса, вынужден сам обеспечивать продвижение своего творчества. Само собой, большинство артистов не задумывается о приобретении подобных навыков и полностью погружается в процесс сочинения и/или исполнения музыки. В этой статье мы выясним, чем отличается пиар музыкантов от любого другого; что нужно сделать, чтобы вас и вашу музыку выделили из огромного потока новых коллективов, а также рассмотрим несколько удачных пиар-ходов, использованных артистами для продвижения.
Пиар музыкантов: особенности и отличия
В первую очередь, необходимо заметить, что наша задача – не просто донести музыку до слушателя, но создать универсальный продукт, который будет интересен потребителю со всех сторон; здесь необходима и правильная подача материала (визуальная составляющая, поведение на сцене, образ), и грамотное составление концертного графика (артист долго не выпускает релиз, уделяя большее внимание концертам – интерес публики теряется; также это работает и наоборот), и правильная работа с рекламными инструментами.
Музыкальные группы не рекламируют в перерывах между вашими любимыми сериалами по телевидению; баннеры с обложкой вашего альбома, висящие на стендах по городу, тоже вряд ли станут эффективным способом заявить о себе. Тем не менее, музыкальная индустрия имеет ряд не менее действенных методов по продвижению вашего материала. Важно понимать, что в отличие от любого другого продукта, продвижение музыкального альбома изначально рассчитано на охват слушателя сразу в нескольких сферах, будь то музыка, видеоряд, изображение или что-либо еще. Особенностью этой индустрии является то, что для артиста здесь приемлемы любые формы самовыражения и открыт доступ к аудитории любого уровня, что в значительной мере расширяет возможности менеджмента.
К слову о менеджменте: если вы все же решили не связывать свою деятельность с лейблами (что, говоря объективно, не всегда плохо), то наиболее грамотным шагом станет поиск толкового менеджера, который сможет действительно профессионально заняться продвижением вашего творчества, уделяя ему максимум времени и сил. Вы должны четко осознавать, что такой человек обладает опытом и необходимыми знаниями, отсутствующими у вас; он твёрдо знает, что необходимо предпринять в тот или иной момент вашей пиар-кампании.
Рецепт успеха: как самостоятельно составить план пиар-кампании

Решившись самостоятельно заняться раскруткой, помните: четверть успеха вашей затеи напрямую зависит от грамотно составленного плана действий. Продумайте всё: начиная от того, что будет изображено на обложке вашего релиза и заканчивая тем, какие соц. сети вы будете использовать в вашем проекте.
Первоначально определите свою целевую аудиторию. Ваша фан-база будет разрастаться из небольшого количества поклонников – лучше всего будет определиться со стилем, в котором вы будете работать, после чего следует проанализировать карьеру музыкантов, добившихся успехов в этом направлении. Но не стоит слепо копировать их действия: и ваша музыка, и имидж, и даже методы продвижения должны оставаться оригинальными и самобытными. Посмотрите, какая аудитория предпочитает подобную музыку, какой вид мерча пользуется наибольшим спросом, можно даже проанализировать предпочтительные способы оплаты – всё это позволит вам как можно точнее настроить ваши инструменты для продвижения.

Не стоит расстраиваться и думать, что, выбрав определенный стиль, вы не сможете стать всемирно известным. Музыкальная история знает множество примеров, когда мировую известность приобретали представители самых различных, порой неожиданных жанров. Так когда-то джаз стал настоящим ударом для чрезвычайно пуританской общественности, а Элвису Пресли в свое время даже пришлось пойти в армию по настоянию своего менеджера, дабы утихомирить противников его стиля. Однако эти проблемы не помешали обоим явлениям занять серьезное место в музыкальной индустрии. Так что если вы не приверженец таких милых вещей, как harsh-noise или depressive-suicidal-black-metal, то опасаться нечего.
Помните также и о продвижении в профессиональной среде – составьте пресс-пакет и разошлите его директорам концертных площадок, менеджмент-агентствам или просто людям, которые так или иначе имеют какое-либо влияние на вашу локальную сцену. Если они оценят ваше творчество, то, несомненно, станут полезными знакомыми для вашей деятельности и могут подсказать, как направить ваше продвижение в правильное русло и сделать проект успешным.

Визуальная составляющая также важна, ведь очень часто слушатель составляет первое впечатление не по музыке, а увидев выступление группы или обложку их альбома. Поэтому важно заинтересовать потенциального фаната не только музыкальным продуктом, но и красивой картинкой. Но совсем необязательно для этого придумывать эпатажные наряды в духе финнов Lordi (кстати, о поисках стиля группы можно почитать здесь) или скрывать лица под масками на манер икон ню-метала Slipknot (о других коллективах в масках читай здесь). Это может быть и определенный стиль подачи на сцене, и какой-то особо выделяющийся элемент гардероба, и фирменный стиль оформления обложек. Примеров множество: всемирно известные американские блюз-рокеры ZZ Top обладают весьма узнаваемым сценическим образом, выходя на сцену в шляпах, солнцезащитных очках, кожаных мотоциклетных куртках и при длинных (настоящих) бородах. Американская дэткор-банда Attila, помимо нетипичного для жанра звучания вокала (речитатив с использованием экстремальных техник пения), также активно эксплуатирует тему swag-культуры.

Говоря о примерах успешных пиар-компаний, стоит отметить популярную в наше время в Интернете систему краудфандинга, с помощью которой музыканты не просто собирают деньги на что угодно: запись альбома\туры\мерч\выпуск дисков, но и продвигают таким образом свою музыку, знакомя посетителей сервисов, вроде Boomstarter, Planeta.ru, Patreon со своим творчеством. Именно так записали свой крайний релиз прогрессивные канадцы из Protest the Hero.

Естественно, подобное явление не привлекло зрителей, однако подробный отчет в Washington Post произвел настоящий фурор, принеся еще большую известность музыканту и Пулитцеровскую премию автору статьи.
Стоит вспомнить и неудачные пиар-акции: определенно, одно из первых мест досталось бы эпатажной выходке Леди Гаги, нарядившейся в костюм, состоящий из мяса и продефилировавшей перед журналистами. Это событие отнюдь не не прибавило ей популярности – скорее наоборот, возмутило вегетарианскую часть общественности и сделало ее предметом всевозможных насмешек и издевательств.
В целом, для продвижения можно использовать любые средства – а уж то, насколько они удачны или неудачны, можно сказать только тщательно проанализировав результат.