Каждая молодая группа, записавшая своё первое демо, мечтает попасть на лейбл и прославиться. Для многих контракт с рекорд-лейблом выглядит как панацея, мгновенно решающая все проблемы. Но так ли это? Действительно стоит мгновенно передавать права на свою музыку, позволять другим решать, куда вы поедете с концертом, на какой студии будете записываться и под какой обложкой выпускать свою новую пластинку? Действительно ли музыкальные лейблы для начинающих артистов являются легким способом достичь желаемого?
Для начала постараемся рассмотреть все возможные аспекты работы музыканта со своим творчеством. Первый, и самый очевидный — DIY (англ. Do It Yourself — «сделай это сам» — аббревиатура, используемая для обозначения людей, действующих самостоятельно, без какой-либо поддержки или связей). Вы — полноправный хозяин своего продукта, вы вольны распоряжаться им, как вам заблагорассудится. В такой ситуации артист берет на себя функции лейбла и сам занимается поиском студии, продакшном, организацией собственных концертов, выпуском мерча и т.п. Если вы выбрали такую форму работы, то самым грамотным решением станет нанять менеджера, который будет вам в этом помогать.
Осознайте, что, работая над своим продуктом самостоятельно, вы не сможете уделять должного внимания творчеству; значительную часть времени придётся уделить организационным моментам, что определенно скажется на качестве вашей деятельности в целом. Однако, собрав целый штат специалистов самостоятельно, вы получите шанс реализовать свои цели. Одним из удачных примеров самостоятельной раскрутки может послужить группа Enter Shikari, долгое время выпускавшая свои работы методом DIY. Ребята приобрели значительный коммерческий успех, вызвали громадный интерес крупных звукозаписывающих компаний отчасти из-за того, что в течение некоторого периода отклоняли неплохие предложения от различных более мелких лейблов. Возможно, это удастся и вам. Верите в собственные силы? Вперёд!
Следующая форма — DIY- или инди-лейблы. Это небольшие конгломераты, нацеленные в большей степени на андеграундный или узконаправленный рынок. Зачастую доход таких лейблов очень низок, многие работают «за идею», но контракт с таким лейблом может быть крайне полезен для начинающего артиста как стартовая площадка и способ заиметь необходимые знакомства. Да-да, именно знакомства помогут вам в дальнейшем продвижении. Реальность такова, что даже крупнейшие музыкальные лейблы основывают свою деятельность на разветвлённой сети знакомств, взаимных услуг и обещаний. Возвращаясь к DIY-лейблам, стоит отметить, что, в отличие от самого артиста, они уже имеют некоторые каналы для дистрибуции и продвижения вашего творчества. Часто происходит так, что сами артисты создают небольшие инди-лейблы для продвижения своего творчества, впоследствии потихоньку расширяя список подписанных групп. Плюс в большинстве своём инди-лейблы имеют довольно прозрачный и понятный договор для исполнителя, в отличие от более крупных лейблов, принадлежащих крупным музыкальным корпорациям. Такие лейблы называют мейджор-лейблами. Речь идёт о так называемой «большой четверке лейблов звукозаписи», на долю которых приходится порядка 70% мирового музыкального рынка. К ним относят Universal Music Group, Sony Music Entertainment, EMI Group (наравне с UMG поглощённый французским медиаконгломератом Vivendi SA) и Warner Music Group.
В России функционируют несколько отделений этих лейблов: Universal Music Russia,Sony Music Russia, Warner Music Russia и прочие. Каждый из этих гигантов муз. индустрии обладает внушительным списком связанных с ними более мелких лейблов, что однако не мешает обоим сторонам успешно зарабатывать и продвигать свой продукт на рынке. Подобные конгломераты полностью самодостаточны: крупное рекорд-агентство способно обеспечить новой пластинке весь путь от звукорежиссера до прилавков музыкальных магазинов (или интернет-площадок вроде Apple Music или ITunes, что более соответствует современным реалиям музыкальной индустрии) и организовать артисту тур в её поддержку. Но начинающему (а уж тем более андеграундному) артисту путь к контракту с таким лейблом фактически закрыт: в современных условиях больше не действует устаревшая схема, по которой музыканты 1980-х получали многомиллионные контракты со звукозаписывающими компаниями.
Если раньше группа, отправив лейблу своё демо, могла надеяться, что A&R менеджер выберет именно их работу из тысяч заявок, то сейчас подобный исход событий весьма маловероятен. С появлением новых технологий и начала эпохи Интернета доступ широкой музыкальной аудитории к созданию музыки стал открытым, вследствие чего поток записей на почту лейблов от начинающих музыкантов стал просто неконтролируемым. Это привело к тому, что многие компании перешли на новый этап работы с талантами, замечая и подписывая только тех, кто уже смог выбиться и отличиться из миллиона таких же амбициозных деятелей музыкальной культуры.
Но цифровая эпоха также привнесла существенные изменения в индустрию в целом, поставив ряд новых, абсолютно уникальных и неактуальных ранее вопросов. Один из них — а действительно ли современному артисту необходимо быть подписанным на лейбл? За последние 10 лет очень сильно развились домашние студии звукозаписи, многочисленные девайсы сделали возможной профессиональную запись на дому, многие дизайнеры работают над обложками для релизов, предлагая свои услуги онлайн, концертные площадки зовут молодых артистов на выступления посредством рассылок, не прибегая к услугам концертных агентств. И самое главное и важное – продажа физических носителей навсегда отошла на второй план, уступив место стримминговым сервисам и возможности купить релиз в цифровом формате.
Это лишь малый список примеров необратимых изменений, которым подверглась музыкальная индустрия по всему миру. И эта система продолжает динамично развиваться, являя все новые возможности для работы напрямую со слушателем.