Каждый раз, когда в голове любого творческого человека появляется новая идея, неизменно на пути её реализации встаёт весомая преграда. Мы уверены, что вы согласитесь: любой труд, умственный или физический, должен оплачиваться. А это значит, что вопрос финансирования лишь в редких случаях удаётся миновать. Регулярно наблюдая за творчеством группы «Зимавсегда», музыкальный портал Eatmusic не пропускает ни одной новости о коллективе. На прошлой неделе команда запустила краудфандинг-проект, связанный с записью нового альбома, что, в свою очередь, вдохновило нас на написание данной статьи. Давайте разберемся, что такое краудфандинг, и чем он может быть полезен музыкантам.

ЧТО ТАКОЕ КРАУДФАНДИНГ?

Трудновыговариваемое слово краудфандинг пришло к нам из английского языка и является составным (от англ. «Crowd», толпа, и «funding», финансирование). По-русски данный термин звучит несколько проще и понятнее – народное финансирование. Под данным словосочетанием понимают коллективное сотрудничество людей (назовем их донорами), которые на добровольных началах объединяют свои усилия и предлагают средства для реализации какого-либо проекта. Авторов проекта, которыми могут выступать как частные лица, так и организации, называют реципиентами. Сбор денежных средств для подобных идей чаще всего осуществляется посредством Интернета, где для процесса краудфандинга созданы специальные сайты-платформы.

При оформлении заявки на проект вы описываете цель вашего проекта, определяете необходимую денежную сумму и сроки, в которые вы надеетесь её собрать. Также составляете калькуляцию всех расходов и, благодаря открытой отчетности, предоставляете вашим донорам информацию о том, куда были потрачены вырученные средства.

За последние годы краудфандинг, как форма финансирования, плотно вошел в сферу искусства и, по мнению многих людей, может стать неплохим вариантом, как для начинающих, так и для состоявшихся музыкантов.

Наиболее популярными краудфандинговыми платформами в отечественном Интернете  сегодня являются:


 

Отличие краудфандинга от других способов финансирования

Если говорить о способах финансирования музыкальных коллективов, то перед нами вырисовывается несколько вариантов. Это спонсорство, т.е. работа музыканта с определенным лицом или компанией на взаимовыгодных условиях и с учетом постановки определенных целей и задач с обеих сторон. Это меценатство, вид финансирования, практически «канувший в лету», в условиях которого определенный человек предлагает музыканту своё покровительство и материальную поддержку, прежде всего исходя из личных предпочтений и заинтересованности в идее проекта, но не личной коммерческой выгоде. Это краудфандинг, добровольное спонсорство твоего слушателя и лиц, заинтересованных в развитии проекта. Ну и конечно, собственные вложения музыкантов в себя, в надежде на то, что потраченные средства со временем вернутся.

По сути, краудфандинг представляет собой некую переходную систему финансирования. В отличие от спонсорства или инвестирования, краудфандинг донорство не ставит перед собой цель отбить и вернуть потраченные средства. Результатом взаимовыгодных отношений донора и реципиента становится в конечном итоге продукт, ради которого затевался проект. В музыкальной среде таким продуктом является музыка и связанные с ней формы её продвижения и воплощения. Вы можете организовать краудфандинг-проект для записи песни или целого альбома и их последующего издания на физических носителях, для съемок клипа или проведения фотосессии. Открывая данный проект вы, как музыкант, должны осознавать, зачем и для кого вы делаете это, ведь краудфандинг подразумевает по собой имеющийся запрос от вашего слушателя.


Как работает краудфандинг, и в чём выгода сторон?

На примере краудфандинг-проекта группы «Зимавсегда» по сбору средств для записи нового альбома рассмотрим, как же работает этот инструмент финансирования.

Итак, цель проекта – запись нового альбома на студии. Не секрет, что запись альбома протекает в несколько этапов, и, как поясняют нам «Зимавсегда», процесс pre-production (т.е. подготовительного процесса записи и отбора песен, которые войдут в конечную версию альбома) остался позади. Пре-продакшн отличается от итоговой студийной записи тем, что это процесс создания, если можно так выразиться, скелета вашего «детища». Он не требует больших денежных средств, более того – пре-продакшн можно сделать и в домашних условиях. Чего нельзя себе позволить, к сожалению, при выпуске серьёзного релиза. В принципе в этом и заключается главная цель и выгода, которая порадует обе стороны: музыканты получат возможность не нуждаться в средствах и сделать релиз максимально профессионально. Слушатели быстрее смогут услышать новый релиз любимой группы и почувствовать себя сопричастными к творческому процессу.

Также практически любой краудфандинг проект обычно сопровождается приятными бонусами для тех, кто вкладывает свои средства. Так, например, каждый, перечисливший 300 рублей на счет «Зимавсегда», получит цифровую запись альбома, что вполне соразмерно той сумме, в которую обойдется заказ пластинки на легальных музыкальных ресурсах. Также коллектив предлагает в виде бонусов билеты на концерт, мерч-продукцию и личную встречу J. Что особенно приятно – каждый донор получает от группы благодарность за участие в проекте.


Делаем выводы

Таким образом, благодаря краудфандингу жизнь музыкального коллектива протекает без проволочек, ведь именно вопрос финансирования чаще всего возглавляет список «Самых сложных и актуальных проблем». Можно придерживаться разных мнений, как, например, многие панк-музыканты, которые не приемлют краудфандинг и, как они выражаются, «попрошайничество». Но в любом случае, если вы – достойный артист без продюсера или иных средств финансирования, и вас приходят слушать, и скачивают легально в Интернете, то почему бы не попробовать работать с вашей публикой на новом уровне взаимовыгодного сотрудничества?

Помочь краудфандинг проекту группы «Зимавсегда» – http://planeta.ru/campaigns/11400