Начинающие музыканты едут в тур: советы по организации и проведению для рок-групп

Начинающие музыканты едут в тур
Сергей Гарифуллин, лидер группы «Серый Кит», вокалист, гитарист и автор песен.

Вероятно, на планете Земля не найдется ни одного начинающего рок-коллектива, который хоть раз не грезил бы о музыкальном туре. Авантюризм вперемешку с романтизмом – качества, так присущие молодым и горячим, чьи сердца рвутся вперед. Некоторые начинающие музыканты едут в тур, не задумываясь о многих вопросах. Для других, к сожалению, сдвинуться с места получается не всегда. На пути – барьеры а-ля «нас никто не зовет» или «нет денег». Как итог – сомнения: «А надо ли оно?». Так теряется уверенность в себе, и пополняются ряды безымянных коллективов, канувших в Лету.

Наш журнал решил узнать – так ли дебютный тур страшен и сложен, как кажется? По щучьему велению, в зоне досягаемости оказалась пацифистская рок-группа «Серый кит», в декабре завершившая свои первые двухмесячные гастроли. Мы обратились к одному из основателей, автору песен, вокалисту и гитаристу Сергею Гарифуллину, с которым обсудили, как нам кажется, все актуальные вопросы, имеющие отношение к дебютному туру. Читаем ниже, что из этого вышло.

 

Начинающие музыканты едут в тур: основные вопросы

 

Зачем молодой неизвестной группе ехать в тур?

Ответ на этот вопрос зависит исключительно от задач коллектива. Есть ребята, которые собираются после работы на реп.базе и играют для души. Получают кайф. Зачем им тур?! А есть коллективы, нацеленные на то, чтоб их творчество было услышано. Группы, мечтающие собирать клубы и стадионы, доносить свои идеи в массы. Вот здесь о гастролях и призадуматься можно.

Сергей Гарифуллин: Зачем мы поехали в тур? Изначально, я определил для коллектива следующую задачу: любыми доступными и достойными способами записать альбом на серьезную актуальную тему. Для нас это постепенное ядерное разоружение. Если бы мой отец был миллионером, то вопрос о целесообразности организации гастрольного тура никогда бы и не мелькнул в моей голове. Просто взял бы у него денег, как некоторые и делают, да записал бы альбом, тем самым потешив свое самолюбие.

Поскольку у нас в коллективе ситуация несколько другая, понял, что без народной поддержки с помощью краудфайндинг-платформы мы никогда не добьемся цели. Но просить финансовой помощи у незнакомых людей по интернету – авантюра, которая вполне может закончиться крахом и даже позором. Думаю, любому будет неприятно, если его проект, скажем, на Planeta.ru, не наберет 100% заявленной суммы. Значит, ваша идея никому не нужна.

Исходя из этого, было принято решение проехать по десяти городам нашей Родины, познакомиться с людьми и рассказать о своих замыслах, найти реальных «живых» соратников. Так и поехали.

 

Как самому организовать тур?

Опять же, если нет богатых родственников или незаурядного таланта, с этим вопросом вам придется разбираться самим. Впереди вас ждет: определение географии тура; поиск площадок и общение с менеджментом; решение организационных вопросов, которые касаются финансовых условий, отработки минимального райдера (который должен быть у любой себя уважающей группы), пиар-кампании в поддержку ваших выступлений и еще многих мелочей.

Также можно выбрать иной способ организовать концерт, а именно – связаться с местными музыкантами, которые в большинстве случаев довольно радушно принимают предложения сыграть с новым для них коллективом. В данной ситуации вы сможете существенно облегчить себе решение некоторых задач, так как местные рок-музыканты и люди, причастные к концертной сфере, общаются тесно и стараются держаться друг друга (особенно если вы едете в небольшие города).

Сергей Гарифуллин: Мне удалось организовать все одному буквально за три бессонные ночи. Не могу сказать, что это было очень сложно. Обычный технический процесс с элементами этикета. Изначально понимал, что, если мы будем выступать одни в незнакомом месте, будет мало слушателей. Поэтому автоматически пришло решение играть на одной сцене с местной группой.

Зашел на сайт молодых групп «НАШЕ 2.0» – там удобный поиск по каждому городу. Выбрал наиболее благоприятные и не затратные для себя маршруты, затем послушал по несколько треков групп из выбранных мной городов, которые наиболее подходили нам по стилю. Далее дело техники: отправил болванки каждому вокалисту с предложением сыграть «совместку». На следующий день получил 100% положительных ответов. В дальнейшем ребята, по сути, все сами организовали, за что я им нереально благодарен!

 

Начинающие музыканты едут в тур

 

Как правильно рассчитать расходы?

В решении этого вопроса стоит понимать, что в рамках первого тура не стоит рассчитывать на полную оплату проезда, питания и жилья. Безусловно, в нашем мире еще есть заинтересованные организаторы, которые готовы сделать классный «привоз» для молодой команды, при этом оплатив ей, хотя бы частично, дорогу и показав всю широту гостеприимства. Но в реальности таких менеджеров единицы. Поэтому на первых порах начинающие музыканты едут в тур чаще всего за собственный счет. И здесь вы должны сами оценивать ваши финансовые и физические возможности.

Если же вы не готовы совершать дальние марш-броски и не видите смысла ехать за сотни и тысячи километров от дома, выберите города, находящиеся близко к вашему месту жительства. Сегодня практически в каждом городе, даже небольшом по численности, можно найти свою рок-тусовку и начать с ней диалог.

Сергей Гарифуллин: По-хорошему, перед началом гастрольного тура нужно составлять смету, как делают многие тур-менеджеры. В нашем случае было проще. У Вовы Олейникова (барабанщик – прим. Eatmusic) – своя машина. Это значительно быстрее и дешевле, чем поезд. Плюс почти все города были в зоне 5-ти часовой досягаемости. Поэтому за одну поездку на дорогу туда-обратно уходило не более 700 рублей. Умножим на десять городов – 7 000. Ну, пусть еда по 300 в каждом – это 3000. Хотя во многих городах нас кормили организаторы. Итого ушло в районе 10 000 рублей на 10 поездок. Это на человека. Вроде даже для «глубинки» совсем не критично. В итоге, сыграли в общей сложности для 200 человек. Со многими стали друзьями. Согласитесь, не так-то плохо.

 

Какие «накладки» ждут музыкантов в туре?

Откажет оборудование, или организатор забьет на ваш концерт – от такого никто не застрахован. В любом случае, вопрос с оборудованием должен решаться еще в процессе переписки. Для этого вы, опять же, должны составить минимальный райдер с осознанием того, что площадки не всегда могут удовлетворить суперзапросы, а вот предоставить работающий аппарат среднего уровня – вполне. Конечно, форс-мажор может произойти и на месте, поэтому морально стоит быть готовым и к такой ситуации. Здесь важную роль может сыграть ваша осведомленность, на чем и как вы играете.

Что касается недоброкачественной работы менеджеров, такой прецедент никогда не проходит незамеченным для общественности. О таких проблемах знают местные музыканты и часто охотно делятся подобной информацией в социальных сетях и на форумах. Также расспросить о работе того или иного человека можно и в личном диалоге.

Настоятельно рекомендуем не оставлять / не взваливать всю работу на попечение менеджера: музыкант должен быть заинтересованным в происходящем, постоянно находиться на связи и регулярно просить отчеты о проделанной работе.

Сергей Гарифуллин: По оборудованию подготовились заранее. Володя купил китайский кахон, а я – дюжину медиаторов и запасные струны для акустической гитары. Таким образом, вопрос с экипировкой был решен.

Что касается организаторов, то на начальном этапе вы будете иметь дело с мелкими менеджерами. Тут им сразу нужно показать, кто в доме хозяин. Проверьте по 20 раз, чтобы ваше мероприятие было включено в календарь концертов клуба/бара/антикафе. Настоятельно требуйте, чтоб были развешены афиши (пусть хотя бы на двери собственного заведения), разосланы приглашения ВКонтакте по подписчикам своего сообщества, подготовлен тех.райдер, и к назначенному времени на площадку приглашен звукорежиссера. «Вы артист – Вы главный», — держитесь этого принципа.

 

Отменять ли выступление, если к вам на выступление пришли 10 человек?

Начинающие музыканты едут в турИ вот все технические вопросы позади, и вы готовы блистать во всей красе. А в итоге на вас приходит десять человек. Настроение падает. Руки опускаются…

Психологически довольно частой проблемой среди начинающих музыкантов являются слишком завышенные, порой романтические ожидания. Сегодня даже именитые артисты не всегда могут похвастаться успешными гастролями, а о молодой поросли говорить и не приходится.

Если вы действительно нацелены на то, чтобы у вас начала появляться стабильная аудитория и своя фан-база, помните, что каждый человек, пришедший на вас – это ваш потенциальный слушатель. Даже один человек может помочь понравившейся ему группе получить новую аудиторию.

Уважайте людей, которые нашли время прийти на ваше выступление, вступайте с ними в диалог (тем более небольшая по численности публика более располагает к личному общения). Если вы сыграете душевный хороший концерт, оставив у слушателей положительные эмоции, то в следующий раз, когда вы соберетесь ехать в этот город, вероятность того, что они придут снова и позовут с собой своих друзей, возрастет в разы.

Также не стоит забывать, что каждый сыгранный вами концерт – это живая репетиция «на поле боя». Прежде чем замахнуться на большую сцену, выступления на небольших площадках для среднего количества зрителей становятся вашей школой жизни. И этот опыт надо ценить!

Сергей Гарифуллин: А вы что ждете? Стадион? На начинающем этапе десять человек в незнакомом городе – это здорово. К примеру, на самом посещаемом концерте для нас –  в Костроме — было около 80 человек, а в Ижевске, действительно, как раз десять. Но лучше иметь дюжину друзей и соратников, чем отменить концерт и потратить деньги на бензин впустую.  Пока с вашим творчеством человек не знаком, он вряд ли будет гореть желанием поддержать вас во время гастрольного тура. Нужно поработать, прежде чем удастся стабильно собирать аудиторию в каждом городе.

 

Информационная поддержка тура

Начинающие музыканты едут в турПомимо вопросов логистических, финансовых и технических, важным остается проблема информированности вашего потенциального слушателя о вашем приезде. Начинающие музыканты едут в тур? Освещайте свой приезд в местных газетах, радио и ТВ.

В случае с малыми городами дела обстоят немного проще, так как количество средств массовой информации там часто минимальное. Также в рок-тусовке всегда работает принцип «сарафанного радио», который работает подчас лучше, чем любая реклама. Но возможность сделать материал с местным изданием или побывать на радиостанции – это ваша реальная возможность получить не только новых людей, но и пополнить свою копилку новым опытом (для самих себя), новым контентом (для дальнейшего использования в социальных сетях и в вашей биографии, а также для увеличения количества упоминаний в поисковых системах), а также новыми эмоциями. Ведь работа музыканта со СМИ – это отдельное направление в его работе.

Сергей Гарифуллин: СМИ на то и средства массовой информации. Это реклама, это лучший помощник донести ваши мысли и взгляды до целевой аудитории. Не бойтесь обращаться в СМИ тех городов, где планируется выступление, с просьбой анонсировать ваш концерт или выразить готовность дать интервью изданию. Так, в нашем случае ответ всех представителей радио был следующий: «Вы не БИ-2, с вами ничего не будем делать». Телик вообще не отвечал. А вот печатная пресса в 80% случаев была лояльна. Только за время тура я дал 8 интервью и сделал 15 ссылок про концерт группы.

 

Почему не стоит ехать в тур?

Последний пункт комментировать не будем, так как единогласны с мнением Сергея.

Сергей Гарифуллин: Ребят, вам никуда не стоит ехать, если ваша программа (программа минимум на 40 минут) не готова. От этого будет не польза, а один антипиар.

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.