Я бы хотел написать мегахит… Нет, здесь мы не напишем о последнем хите певца Burito, его вы можете посмотреть и послушать здесь, но что таить, секрет написания песен, которым суждено взорвать чарты, волнует не только Игоря Бурнышева (Burito). Вы никогда не задавались вопросом, почему одни песни становятся очень популярными, а другие, хорошие песни, нет? В чем дело: заговор всех медиаресурсов, бестолковая публика, бездарный менеджер или … некачовый грув. Универсальным данный рецепт хита назвать сложно, но еще в 1989-м году английская группа KLF (тогда они назывались Timelords) написали руководство по написанию суперхитов «Лёгкий путь на вершину чартов. Руководство» («The Manual. How to Have a Number One the Easy Way»). Книга содержала подробные инструкции о том, как, без таланта и без денег, написать песню, которая возглавит «UK Top 40». Чтобы вы не слишком радовались, что нашли золотой ключик от всех замков, нужно немного рассказать предысторию этого Мануала.
Кто такие The KLF?
The KLF – британская музыкальная группа, возникшая в конце 1980-х. Билл Драммонд и Джимм Коти стали пионерами «стадионного хауса», на своем лейбле «KLF Communications» издали целую серию хитов, а в 1991-м группа продала самое большое количество синглов в мире. Главным инструментом их творчества был цифровой сэмплер: бесцеремонно вырезанные сэмплы из мировых поп-хитов принесли им скандальную репутацию, проблемы с законом и с владельцами прав, например, с группой ABBA. Вообще, The KLF были очень эксцентричными ребятами, фриками, в том самом смысле, который можно обернуть в пользу пиара. На одном рейве они разбросали тысячу фунтов, на каждой банкноте было написано «Children we love you». На вручении премии BRIT Awards Драммонд на костылях, в килте, с сигарой в зубах, со сцены расстрелял обойму холостых патронов поверх аудитории, а после премии они подкинули в это здание мертвую овцу (WTF?!). Они увлекались сектантской темой оккультно-философского толка под названием Иллюминаты (теория мирового заговора и иже с ними).
Будем считать, что мы вас предупредили и советуем отнестись ко всему написанному, как к шутке, в которой есть большая доля правды. Сейчас вы прочитаете выжимку из Мануала, и этого будет достаточно, чтобы понять философию скандальных британцев.
Смотрим видео The KLF — America (What Time is Love):
Я бы хотел написать мегахит: рецепт хита от группы The KLF из книги «Лёгкий путь на вершину чартов. Руководство»
Необходимо избавиться от работы и денег. Это поможет Вам понять всю тленность мироустройства. Не играйте больше нигде, занимайтесь только хитом №1, ни с кем не общайтесь, кроме своего напарника (если он есть). Следите за всеми хит-парадами. Прекратите думать, что все самое лучшее в музыке уже создано.
Содержание:
- Важнейший компонент песни – танцевальный грув. Это сексуальное начало, которому невозможно сопротивляться. Слушайте танцевальные записи афроамериканцев и найдете то, что нужно. Следите за текущими клубными тенденциями, но не слишком увлекайтесь.
- Припев – это то, что будет звучать в голове, когда музыка уже не играет. От него не денешься. Простые слова о самом главном, текст может быть ерундой, но вложите туда эмоцию! Найдите одну ключевую фразу, название песни дайте по первой строке припева, который будет состоять не более чем из 8-ми тактов. Если не великий исполнитель баллад, соула или блюза, то не берите серьезные темы – что-нибудь попроще.
- Для создания хита№1 вредно, чтобы вы были профессиональным вокалистом – слишком серьезно относитесь к своему пению. Будет лучше, если вы не являетесь вокалистом, а занимаетесь танцевальной музыкой. Слушатели навряд ли с первого поймут хорошо или плохо звучит вокал, намного важнее грув.
- Самое важное в куплете – линия баса. Самое главное, как бас будет сочетаться с другими ритмическими элементами.
- Сыграйте в интро инструментальную часть припева.
- Инструментальная часть – это 8 тактов. Сюда может подойти басовый рифф куплета, студийные заготовки, спецэффекты. Нет смысла помещать сюда замысловатое соло гитариста, вы же не Джимми Хендрикс, сделайте проще.
- Финал. Сгодится почти все, что угодно. Ноты, септаккорды, тональности – все это нет необходимости знать, чтобы написать хит№1.
- При сведении обращайте больше внимание на ритм, не теряйте бита, и поощряйте эксперименты звукорежиссера над миксом. Лучше сделать сразу несколько миксов. Не бойтесь резать. Запись должна звучать не более 3,5 минут.
- Если есть вокал, то сделайте инструментальную версию. Студия должна сохранять резервные копии каждого микса.
https://www.youtube.com/watch?v=6ifNTb1Xx_I
Организация:
- Придумываете название и идете в банк, чтобы взять кредит. Та-даааам! (российская реальность недоверчиво морщит нос). Выбирайте не самую дорогую и не самую лучшую студию, снимайте ее на пять дней. Звукорежиссер должен быть лучший из лучших. Создавайте теплую эмоциональную связь со всеми людьми, которых вы привлекаете: взаимопонимание и вовлеченность дороже денег. Обдумывайте все предложения и идеи со стороны, не отметайте все сразу, не будьте категоричны. Вся схема Мануала развалится, если не уметь договариваться с людьми.
- Пейте как можно больше чая со звукорежиссером. Не стоит недооценивать значение чая в жизни звукорежиссера. На студии Вам потребуется еще один человек – аранжировщик-программист.
- Не надо пытаться сделать всю песню целиком до записи в студии. Вам нужно создать атмосферу и возможность проявления творческой фантазии. Must have: танцевальный грув до 3-х минут, интро, два куплета, два припева, инструментальный проигрыш, двойной запев, заключение. Немного текста.
- КLF советуют не париться над сочинительством, а позаимствовать семплы в разных местах.
- Вам понадобится специалист по рекламе, бухгалтер, юрист, дистрибьютор (здесь же, компания по производству CD). С учетом того, что сейчас не конец XX века, Вам стоит больше думать о цифровой дистрибьюции, чем о CD-дисках. Ищите всех нужных людей через своих знакомых, спросите на студии, есть ли у них знакомый юрист в музыкальном бизнесе и т.д. (Кстати, о том, на чем лучше издать вашу музыку, можно почитать здесь).
- После вдохновленного первого студийного дня приготовьтесь, что второй вы проведете в депрессии – все будет звучать отвратительно, и не потому что так кажется. Работайте как конь, не жалея сил, пока кто-нибудь не скажет: Черт, как круто! Как мощно!
- На четвертый день в студии станет ясно, что песня на самом деле имеет большие шансы стать хитом №1. Важно, чтобы это поняли все окружающие, ведь сейчас вы пойдете договариваться о деньгах с владельцем студии.
- Он должен понять, что готовящийся трек – настоящий хит, поэтому он обязан пойти навстречу и сделать отсрочку всех платежей (денег, конечно, не хватает).
Люди:
- Через пару дней после записи вы уже встретились с юристом и бухгалтером. Дистрибьюторы – ваша следующая встреча. Старайтесь максимально снизить комиссию и возложить на них производство дисков. Здесь потребуется активизировать ваше умение договариваться обо всем на свете, они хитрые ребята – держите ухо востро.
- Выберите правильно промоутера, именно он разнесет молву о вашем хите №1 по всему миру. Промоутер должен уметь работать 24 часа в сутки и быть на связи в любое время суток. Не нанимайте слишком дешевого агента, лучше, если у него будет целый отдел сотрудников. Самое главное его качество – интуиция. Они хотят много денег. Отдельно нанимайте пресс-агента, главной его особенностью считается наличие телефона и умение врать.
- «Перемешивайте» между собой всех привлеченных людей: юрист изучает договор от дистрибьютора, дизайнер знакомится со звукорежиссёром и обсуждает обложку, бухгалтер общается с вашим банком, промоутером разрабатывает план продвижения вместе с пресс-агентом и т.д.
- Контролируете все процессы: проверяете, как проходит сведение, подкидываете идеи звукорежиссеру, созваниваетесь с дистрибьютором и т.д. Можно немного расслабиться – проверить почту, сходить по магазинам, купить перекусить. Можно вспомнить о мимолетной знакомой. Посмотреть на небо и подумать о жизни.
- Продвижение в клубах. Есть организации, занимающиеся рассылкой записей по клубам. Клубы сообщают информацию о реакции посетителей на каждую отдельную композицию. Эти записи рассылаются за четыре недели до официального релиза как «диски с белой этикеткой» (white label). За две недели до релиза записи рассылаются по остальным клубам и магазинам танцевальной музыки. Журналисты начинают писать о композиции в своих колонках. В неделю релиза запись врывается в национальные чарты. Именно так композиции неизвестных исполнителей из ниоткуда неожиданно занимают лидирующие места в «UK Top 40».
- Дата релиза согласована с дистрибьюторами, ваша промогруппа обеспечена дисками и всеми материалами. Много общайтесь, выстраивайте позитивную волну. Не платите за рекламу в музыкальных газетах – бесполезно. Звоните с чужих телефонов и не пользуйтесь такси. Не переставайте думать о видео, фотосессиях и выступлениях. Не забывайте о небе и обязательно оставьте время на чашечку чая, потому что события постоянно начинают выходить из-под контроля.
Конечно, данный перечень советов не является детальной инструкцией в реализации вашей мечты — «Я бы хотел написать мегахит». Но! Доля правды в словах британских электронщиков есть. Тем более, что многие профессиональные советы и алгоритмы работают на любой музыкальный сегмент, главное выбрать – в каком именно вы хотите состояться.