Странно рассуждать об альбоме группы, которая музыкально не дает много поводов к этому. Но есть иные поводы: актуальность, новаторство, искренность и, страшно даже подумать, «гениальность». Когда твоя целевая аудитория только что сделала уроки, взяла денег на обед у мамы, а потом пошла на встречу с «бойфрендом», скорее всего хочется выйти из образа слюнявых, сладеньких, молоденьких мальчиков. Мэтт Хили вряд ли сможет покончить с ним, но качества, обозначенные выше, в большей или меньше мере освоил в альбоме The 1975 – A Brief Inquiry Into Online Relationships.
Начнем с того, что это та работа, которой вообще не должно было существовать. Планировался EP. Затем идея разрослась, и альбом должен был стать последним в карьере The 1975. «Когда ты автор, тебе нужна хорошая концовка. Это было бы в конце десятилетия, и история продолжалась бы как раз десять лет. Но я чувствовал, что мы еще недостаточно хороши, разве мы сделали что-нибудь действительно стоящее?» – задавался вопросом Хили. Вероятно, теперь он может ответить положительно. Во-первых, как выяснилось, альбомов будет два с перерывом чуть больше чем в полгода. Во-вторых, стилистически ABIIOR попадает под звание «классики» поп-музыки. Не той, что в глянце, а той, которая настоящая.
У альбома простая, но эффектная структура. Обычно пластинки с такой структурой запоминаются и становятся культовыми. То есть в начале пластинки с 15 песнями вы услышите уже традиционный трек «The 1975», появлявшийся на двух предыдущих работах и замиксованный соответственно теме альбома. В течение прослушивания вы найдете несколько отсылок к предыдущему творчеству (How To Draw / Petrichor), мощный гимн, приятную акустику (Be My Mistake), инструментал, песню, которая даже не является песней (The Man Who Married A Robot / Love Theme), оркестровые составляющие и финал, в котором чувства и накал достигают своего апогея. В этом плане Хили удачно воспроизвел культовые альбомы, о которых рассуждал. «Если вы посмотрите на третьи альбомы, будь то OK Computer или The Queen Is Dead, сможете увидеть то, что нам нужно. Нужно наследие. Я хочу, чтобы люди, оглядываясь назад, думали, что это был самый важный поп-альбом из всех, что выпускались в это десятилетие». Давайте признаем, сегодня таких продуманных структур очень немного.
Тема The 1975 – A Brief Inquiry Into Online Relationships – очевидно, исследование современного устройства отношений, которое чуть меньше, чем полностью, перетекло в сеть. Но ситуации, положения и чувства, возникающие в пронизанном паутиной интернета пространстве, таят некоторые опасности. Если в таких песнях, как хитовый Give Yourself a Try, TOOTIMETOOTIMETOOTIME или акустической Be My Mistake показана лишь верхушка айсберга онлайн-отношений, то Sincerity Is Scary выглядит как текст, написанный под действием сыворотки правды, а The Man Who Married A Robot / Love Theme является крайней формой утопии, когда голос Siri зачитывает рассказ об одиночестве в стиле Воннегута.
В таких крайних формах выявляется истинная тема – изоляция, одиночество. Песня I Always Wanna Die (Sometimes) подводит итог ABIIOR, где тем или иным способом в каждой песне говорилось об одиночестве. Кроме того, это итог всего 2018 года, который вполне логично еще глубже перенес всю политическую, социальную и личную жизнь в виртуальную среду, когда посты в Twitter говорят о мире больше, чем заголовки газет. Трек Love It If We Made It служит социальным гимном и символом 2018 года, поскольку её содержимое взято Мэттом из современной жизни, а некоторые строчки являются прямыми цитатами Twitter. Это объективный взгляд, который во многом может не иметь отношения к личной позиции группы. Но также это один из самых ярких показателей того, насколько выросло мастерство The 1975 как лирически, так и музыкально.
Впрочем, в альбоме есть треки, имеющие прямое отношение к жизни Хили как фронтмена и автора. Например, песня Surrounded By Heads And Bodies посвящена девушке по имени Анджела, с которой он проходил реабилитацию после героиновой зависимости. А самой реабилитации посвящен трек It’s Not Living (If It’s Not With You), который можно назвать продолжением песни UGH! со второго альбома. Правда, там было о кокаиновой зависимости, поэтому и здесь прослеживается определенная тенденция. Возможно, к четвертой пластинке Хили решится на суицид, чего мы, конечно, не хотим.
При таком разнообразии контекстов музыкальная составляющая может уйти на второй план. Но этого не происходит. Во-первых, альбом не дает вниманию рассеяться, и слушатель автоматически заметит обилие автотюна как у Уэста в 808s & Heartbreak. Наравне с сильными мелодиями, здесь есть откровенно проходные музыкальные ходы. Но плюс в том, что они разнообразные. В ABIIOR присутствует весь синтезаторный спектр, все виды перкуссий и самые разнообразные отсылки к классике. Особенно это заметно на полуджазовом Mine и полуоркестровом Love Theme. Только гитар вы здесь не найдете.
Что в итоге? На прошлой неделе мы задавались вопросом, сможет ли группа поднять средний возраст целевой аудитории. Альбом The 1975 – A Brief Inquiry Into Online Relationships точно не ставил себе такой цели. И, если откровенно, то ему это не удалось. Только возраст поклонников не мешает ему быть не просто хорошим, но и претендовать на звание лучшего, а может и на пару-тройку «Грэмми». Он действительно радует формой и содержанием. Оценки критиков и пользователей соответствующие. Если наберете название в Google, то поисковик вам учтиво напомнит, что 98 процентов пользователей высоко оценили этот альбом. А агрегатор metacritic сообщит о 88 процентах у критиков. И с ними сложно спорить, поскольку ABIIOR свеж, актуален, интересен и искренен.