За всю историю кинематографа и телевидения можно выделить относительно небольшое количество талантливо сделанных документальных и около документальных фильмов о музыке и музыкальной среде. Музыкальный портал Eatmusic посмотрел фильм «20 000 дней на Земле» о жизни и творчестве Ника Кейва и убедился воочию: документалистам есть, что сказать о музыке, а главное – они знают, как интересно показать творческий процесс во всех его нюансах.
В 2014 году британские художники и документалисты Ян Форсис (Iain Forsyth) и Джейн Поллард (Jane Pollard), уже не раз обласканные критиками за свои работы, представили публике новый фильм «20 000 дней на Земле», посвященный поэту и музыканту Нику Кейву. В рамках жанрового определения картина попала под графу «документальное кино», хотя по сути таковой не является. Мастера ре-инсценировки культурных и исторических событий определенно задали новую планку в понимании того, что же такое документальное изложение жизни того или иного артиста.
Ник Кейв (Nick Cave), австралийский рок-музыкант, поэт, писатель и сценарист – фигура, во многих отношениях, нетипичная для шоу-бизнеса. Мировая известность пришла к нему и его группе The Bad Seeds в середине 1990-х гг. благодаря дуэту с Кайли Миноуг (Kylie Minogue) «Where The Wild Roses Grow». Но, как сам иронизирует Ник, каждый, восхищенный этим хитом и купивший пластинку 1996 года “Murder Ballads”, в последствие вряд ли стал слушателем группы. Творчество Ника Кейва, на протяжении всего более чем 35-летнего пути, было и остается подчас недоступным и непонятным простому слушателю.
Сюжет фильма выстроен вокруг простой идеи – показать двадцатитысячный день из жизни Ника Кейва. С первых кадров внимательный зритель ощутит ту любовь, которую вложили Форсис и Поллард в свою работу. Определение «документальный» добавляет картине шарм. Очевидно, что каждый кадр выстроен до мельчайших подробностей, но при этом Ник Кейв живет на экране по «обычному» расписанию: просыпается, ест, занимается музыкой, общается с людьми. Волей авторов неизменно остается в образе и, конечно же, буквально живет блюзом.
Музыкантам данный фильм будет интересен с точки зрения детально показанного студийного процесса (съемки проходили во время записи альбома 2013 года «Push the Sky Away») и размышлений Ника о некоторых темах, неизменно появляющихся в его творчестве: религии, эротике и женщинах, поисках себя и восприятии окружающей действительности. Литературный дар Кейва и его умение выражать мысли через колоритные ассоциации также играют большую роль: на нашей памяти, ни один артист не говорил о сцене, её значении в своей жизни настолько красочно и страстно. Людям из около музыкальной сферы, особенно тем, кто занимается съемками концертов и клипов, картина поможет открыть новые грани художественных возможностей камеры в процессе работы с музыкантами.
«20 000 дней на Земле» – прекрасный образчик «нового» документального кино о музыке и музыкантах, с грамотным и нестандартно выстроенным сценарием. Стоит ли говорить, что на данный момент фильм уже получил несколько престижнейших наград именно за режиссуру. Смотря этот фильм, вы, образно выражаясь, не попадете за сцену. Вы будете тем же зрителем, и, хотя Ник Кейв открыт для вас как книга, таинство его жизни и магия сценического образа останется в сохранности. Для тех, кто смотрел документальный фильм «Приготовьтесь, будет громко!» (It Might Get Loud, 2009), отметим, что драматургия и манера съемок Форсиса и Поллард чем-то могут напомнить историю поисков гитарного звука, рассказанную Джеком Уайтом (Jack White).