Группа НАПАСС в интервью: «Наш слушатель – это думающий человек»

Группа НАПАСС стабильно занимается музыкой с начала 2000-х. За плечами этих музыкантов – опыт, выступления на самых больших музыкальных фестивалях России, несколько альбомов и саундтрек к фильму «Бумер». В настоящем есть сложившееся миропонимание, желание работать и обширный круг друзей, сложившийся в рок- и рэп-тусовке. Группа НАПАСС поделилась с Eatmusic последними новостями о процессе создания своего нового релиза, дала бесценные советы молодым музыкантам и красочно обрисовала, что же происходит с современным российским слушателем. Знакомьтесь: фронтменом группы Дмитрий «Диманъ» Земченков и гитарист Сергей «Скретч» Потынко.

 

Группа НАПАСС в интервью
Группа НАПАСС (слева направо): Диманъ (вокал), Дмитрий Кириенко (бас-гитара), Сергей Потынко (гитара), Константин Загатов (барабаны)

 

ЕМ: Привет, парни! Не секрет, что сейчас вы находитесь в процессе создания вашего нового альбома. На какой вы стадии, и есть ли уже временные прогнозы, когда же он выйдет?

Дмитрий: Привет, Eatmusic! Как вы правильно сказали – мы находимся в процессе: какие-то песни на стадии написания, какие-то доделываются, а какие-то уже готовы.  Если альбом и выйдет, то скорее всего в следующем году.

Сергей: Практически готовыми можно назвать где-то три песни. Вообще-то их было четыре, но записав одну из песен на студии, мы поняли, что движемся совершенно в другом направлении, поэтому эту песню мы просто вычеркнули, а другие переделали. Но в целом, работа спорится, каких-то ступоров не наблюдаем. Не хочу сглазить, но работа над этими (новыми) песнями идёт гораздо легче, чем над тремя предыдущими альбомами.

По времени выхода альбома пока ничего сказать не могу. Совершенно точно скоро будет сингл. Сейчас вообще тенденция в мире такая, что альбомное творчество потихоньку уходит. Слушатель сам формирует свой плейлист. Понравятся ему с альбома несколько вещей, их он и загонит в свой плеер, остальные, прослушав раз, забудет. Поэтому, может быть стоит выпускаться синглами, что можно делать чаще, чем выпускать альбомы. Это позволит к каждой песне привлекать больше внимания. Тут, в целом, надо думать.

 

ЕМ: С кем из музыкантов вы собираетесь порадовать совместно? Ожидать ли поклонникам новых интересных дуэтов и фитов?

Сергей: На самом деле, одного участника мы представить можем. Это будет фит, так фит! Я гарантирую, будет международный фит-хит, поскольку он будет с популярным финским исполнителем Paleface, а он обещал зачитать на финском. Ха-ха!

Дмитрий: Имена приглашенных участников мы держим в строгом секрете, ведь это коммерческая тайна! (Улыбается). А если говорить серьёзно, к записи альбома мы ещё не приступали, и, соответственно, пока никого не приглашали.

Сергей: Будет ли несколько фитов на альбоме, пока не знаем. Тут надо хорошенько подумать. Ведь потом эти песни практически невозможно исполнять в живую, ибо мы же не можем постоянно таскать с собой исполнителя специально для одной песни.

 

В 2015 году группа НАПАСС выпустила 3-й альбом «Берег»:

 

ЕМ: Группа НАПАСС существует довольно продолжительное время, за которое успели поменяться ориентиры в музыке, смениться поколение слушателей. Наблюдаете ли вы за этими переменами, учитываете ли? Или вам не хочется идти на поводу у моды?

Дмитрий: За переменами мы наблюдаем и конечно учитываем, но это не значит, что мы пытаемся под них подстроиться – у нас свой путь. Мода очень своеобразная и капризная вещь, и идти у неё на поводу опасно.  Мода модой, но главное быть самим собой.  Многие мои знакомые музыканты (да и не только) перестали быть самими собой, поддавшись моде.

Человек, который берёт верхние, внешние аспекты, не углубляясь в суть, со стороны очень смешон и жалок. Вот, кстати, как многие хипстеры: большинство из них являются имитаторами, но не носителями этой, так называемой, культуры, так как кроме дурацких стрижек и странных шмоток, многим из этих ребят похвастаться больше нечем.  Тоже самое и в музыке – легион безликих коллективов, друг на друга похожих как внешне, так и песнями через которые они подражают своим кумирам. А вот у меня нет кумиров. Поэтому у моды мы на поводу не шли и не идём. Безликие подражатели сменяют друг друга и исчезают в небытие, а настоящее остаётся. Мы зрим в корень. Мы — настоящие!

Сергей: Нельзя же топтаться на одном месте. Нужно идти вперёд, поэтому, конечно, мы следим за событиями в мире музыки. Лично я смотрю, кто хапанул «Грэмми», кто на какой студии писался, кто звукорежиссёр, продюсер, какое оборудование использовали и т.д. Вдруг услышишь какой-то интересный эффект на записи и начинаешь ковыряться, как они это сделали. Но это в последнее время. В работе над первыми двумя альбомами плевать мы хотели на всё! Просто фигачили, что и как нам нравится, не особо вникая в какие-то тонкости. Теперь уже в кайф и позаморачиваться.

Иногда, уже после записи думаешь, что вот в этом кусочке хорошо бы гитару на какой-нибудь хаммонд заменить, а вот этот кусочек в начало перенести, а вот тут надо какой-то саб-бас срочно дописать. И всё закружилось с новой силой! Новый альбом, кстати, будет первым, где мы сами будем заниматься всем вот этим, что во всём мире называется продюсированием. Раньше всегда доверялись звукорежиссёру не понимая того, что он звукорежиссёр, а не продюсер. Даже не знаю, есть ли в России настоящие продюсеры?

Вот я тут уже на половину книги наговорил, но вернёмся к вопросу! Да, мы учитываем в какой-то мере все перемены, привносим в наше творчество что-то новое и интересное, но при этом остаёмся верны себе. Назвать это следованием за модой не совсем верно. Но учитывать развитие мира конечно приходится.

 

ЕМ: Есть ли у вас ощущение, что для своих поклонников вы стали примером подражания? Какой вы видите свою публику?

Сергей: Хм… У меня такого ощущения нет. Публику сейчас вообще сложно увидеть – на концерты ходят единицы. Это вам многие музыканты сейчас скажут, как популярные, так и не очень. Посещаемость концертов серьёзно упала. Тут, конечно, и экономическая ситуация в стране сказывается, но и сама публика стала ленива до безобразия. Скоро группам по квартирам ездить придётся, чтоб уважаемым меломанам с дивана вставать не надо было.  Низкая посещаемость в свою очередь тянет за собой нежелание организаторов вкладываться в каждый концерт, делать нормальную рекламу, привозить интересные группы из других городов. Есть, конечно, идейные ребята, которые вкладывают личные средства для того, чтобы их город жил нормальной культурной жизнью. Но раз, ну два так вложишься, а потом от жены по башке получишь, мол, нехрен деньги из семьи на своих патлотрясов тратить.

Зато те, кто приходят на концерты, это те люди, которым по-настоящему нравится то, что мы делаем. Это очень важно для нас. И когда мы видим, пусть небольшое, но увеличение посетителей, мы понимаем, что идём верным путём. К сегодняшнему моменту те, кто ходил на наши концерты в нулевых, уже заняты семьёй, карьерой и им уже особо-то и некогда ходить по клубам. Сейчас идёт период завоевания новых поклонников. Мы, как будто, вновь начинаем сначала.

Дмитрий: Лично для меня, главное – это не быть примером для подражания, а взять мысль и донести её до слушателя. Поэтому мой слушатель, прежде всего, – это думающий человек. Какой я вижу свою публику? Прежде всего, это живые люди. Потом, наверное – это люди которым нравится «НАПАСС». А ещё это могут быть люди, которые не слышали нас, а потом услышали и стали нашими. Мы никому не навязываемся и наша публика (как бы это банально не звучало) – это те, кто нас слушают и ходят на наши концерты.

 

ЕМ: В прошлом году вы отправились в небольшой евротур с группой The Losers. Есть ли различие в отечественной и зарубежной организации концертов и фестивалей?

Дмитрий: Различия, безусловно, есть, как, наверное, и во всём. Я не особо разбираюсь в этих моментах, мне нравится ездить по городам и странам. Где-то лучше принимают, где-то хуже – о но интересно везде: и у нас, и там.

Сергей: Конечно! У нас хочешь концерт – плати! Везде по-разному тебе это скажут: в одном месте попросят оплатить аренду клуба, в другом заставят продавать билеты, в третьем (как нам однажды предложили) попросят купить билеты музыкантам на собственный же концерт. Есть, конечно, исключения, но их пока мало. В большинстве случаев ты нахрен никому не нужен.

В Европе же, когда коллеги-музыканты узнавали, что мы приехали за свой счёт, крутили пальцем у виска и говорили, что у них так не принято, что это организатор должен был нас привезти. Но мы прекрасно понимали риски европейского организатора. На кой чёрт ему нужно везти группу, которая поёт по-русски? (Смеется). На что нам отвечали, что это проблемы организатора, и есть множество путей, как он может это сделать от кооперации нескольких клубов, чтоб поделить затраты поровну, до различных экспортных бюро и культурных фондов. У нас в России такого и рядом нет, чтоб какой-то фонд беспокоился о том, что где-то в Баварии или Стране Басков ещё ничего не знают о российской рок-музыке! А у них на это государство выделяет гранты!

Вот в этом году мы уже едем по такой схеме. Проезд, проживание, питание – всё оплачивается. Это норма для Европы! У нас же всё наоборот… Но, вроде бы, ситуация потихоньку исправляется, правда, как всегда, своим уникальным русским путём.

 

Группа НАПАСС на фестивале НАШЕСТВИЕ 2016:

 

ЕМ: Сегодня музыка и непосредственное занятие музыкальным творчеством стало более доступным для молодого поколения. Что вы можете посоветовать начинающим? Должен ли, например, молодой музыкант быть в чем-то психом?

Сергей: Посоветую выбрать какое-то другое увлечение, пока не поздно.

Дмитрий: Повторю: так как большинство современных молодых музыкантов – это звукоподражатели и имитаторы, желаю им стать самими собой, обзавестись работой, семьёй и прекратить заниматься музыкой. А теперь касательно молодых психов, которые действительно решили стать музыкантами: РЕБЯТА, УДАЧИ!!!

Сергей: А если серьёзно, то что значит стало более доступным? То, что сейчас любой может установить себе на комп музыкальный редактор, это не делает его музыкантом. Это долгий и трудный путь. Прежде, чем к первой ноте добавить вторую, нужно уже знать основы музыкальной грамоты. А соберёшься добавлять третью, так тут ещё глубже копать нужно.

Да-да, тут многие могут начать приводить примеры великих музыкантов, у которых никакого образования нет, но я и не говорю о каких-то специальных образовательных учреждениях. Я говорю о том, что как минимум человек должен знать, что если он на пианино нажмёт беленькую кнопочку и чёрненькую, которая рядом, то такой аккорд будет звучать, как вопли его будущей тёщи! Значение слова «аккорд» тоже надо знать, кстати! То есть, человек методом научного тыка может всё это постигать. Для этого можно и не ходить в музыкалку. Но это время, это труд. А когда дело дойдёт до каких-то более серьёзных вопросов, типа аранжировок, работы с размерностью и т.д., тут придётся опять лезть и искать информацию. Это опять время, это опять труд.

Ещё раз, я говорю о музыкантах, а не о тех, кто под где-то скаченный бит картаво и гнусаво начитывает своей тёлочке рэп про то, как он скучал по ней на алгебре, а все эти замороты ему и нахрен не нужны. Пацаны с района респектуют, тёлочка тает и норм. Чувак! Хорошие хип-хоп исполнители тоже прошли этот трудный путь, и поэтому им респектуют стадионы, а тают фотомодели!

Теперь ко второй части вопроса. Ну, прям психом – это перебор. Надо быть очень целеустремлённым, даже фанатичным. Множество вещей будет сбивать с пути. Свернёшь – проиграл, продолжишь путь – никто не даст гарантии, что всё получится.

Ну, а из практических советов могу дать такие. Когда собираешь группу, смотри не только на уровень владения инструментом и схожесть музыкальных вкусов, смотри, что за человек. Сможешь ли ты провести с ним в туре хотя бы неделю, не поссорившись. То есть важна психологическая совместимость. Готовы ли твои согруппники идти с тобой до конца, или для них это всего лишь хобби, и у вас разные цели.

Постоянно ищите новое в музыке. Слушайте разные жанры. Берите оттуда всё самое интересное. Совмещайте. Пытайтесь создать новое, а не копировать.

Наймите себе пиарщика. Это будет ещё одна статья расходов, но она того стоит. Не помню, кто сказал: «Вы можете написать очень хорошую песню, но велик шанс, что о ней никто не узнает». Так вот, о вас должны узнать! В популяризации вам также помогут гастроли в другие города. В первое время, скорее всего, за свой счёт.

Исходя из предыдущего пункта, мы приходим к выводу, что у группы должен быть бюджет. Где и как брать деньги, тут вы должны решать сами. Тут придётся лавировать между понятиями «свободное время» и «деньги». Обычно одно исключает другое. Но выход найти всегда можно.

 

Группа НАПАСС в интервью

 

ЕМ: Без чего группа НАПАСС не может обойтись в творческом процессе? Что вдохновляет вас?

Дмитрий: Кино, литература, живопись. В общем – искусство.  Современное искусство – это либо надо прибить себя за яички к брусчатке, либо калом стену вымазать…  Даже, если это кому-то и весело, всё равно, на мой взгляд, искусством это сложно назвать. Лично меня подпитывает авторское кино.

Сергей: Обязательно нужно над чем-нибудь поржать! А вдохновляют нас наши планы. Ну типа, вот запишем альбом, поедем в тур, заработаем кучу бабла и другие сказки народов мира.

ЕМ: Что из услышанного и увиденного вами за последнее время вы рекомендуете к ознакомлению?

Дмитрий: Последнее что посмотрел из отечественного – фильм Николая Досталя «Монах и Бес». Очень понравилось. Рекомендую.

Сергей: Из услышанного мне понравился новый Korn. Также открыл для себя группы Textures и Monuments, а также такого парня, как Rag’n’Bone Man.  А посмотреть можно сериал «Табу», например. Для музыкантов будут полезны сериалы «Винил» и «Студия звукозаписи».

 

ЕМ: Где мы увидим ваше выступление в ближайшее время?

Сергей: Ближайшее подтверждённое выступление будет в Финляндии в мае в рамках нашего мини-тура по этой стране.

ЕМ: Пожелайте своим слушателям и нашим читателям что-нибудь хорошее!

Сергей: Никогда не унывайте! Наслаждайтесь весной после долгой зимы!

Дмитрий: Будьте самими собой, живите долго и счастливо. Слушайте группу НАПАСС!

ЕМ: Спасибо, парни за обстоятельное интервью! Ждем новых песен и выступлений!

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.