Представьте себе картину: тихое снежное утро нового года. Вы проснулись чуть за полдень, весь дом почти физически погружен в благоговейную тишину, на полу раскиданы фирменные подарочные упаковки и разноцветные бумажные конфетти.

Немногочисленные обитатели дома проснутся еще нескоро, и вам срочно нужно найти себе занятие на ближайшие пару часов. Вы с горкой накладываете себе прошлогоднего оливье, зажигаете гирлянду, забираетесь под свежеподаренный икеевский плед и собираетесь что-нибудь посмотреть. Так как в полночь вы обещали себе начать новую жизнь, в которой будет больше здравого смысла, новогодние концерты и тнтшные сериальчики точно не соответствуют вашему намерению.
И в этот момент в новостной ленте, мелькает упоминание о фильме Ингмара Бергмана «Волшебная Флейта», снятого по одноименной оперы Моцарта, премьера которого состоялась в 1975 году, аккурат 1 января. Слово «опера» сразу же вызывает ряд свободных ассоциаций – Нетребко, Хворостовский, элитарное искусство, интеллигенция. Что ж, почему бы и нет, думаете вы, открывая YouTube…
На что вы вообще рассчитываете, когда слышите слово «опера»? Камзолы, напудренные парики и толстые певцы (весьма солидного возраста), изображающие юных героев. В фильме Бергмана актеры модны, молоды и худы. Вместо оглушающе-ошеломляющих арий – таинственно-интимный полушепот и бельканто на ушко.
А как вы видите типичный оперный сюжет? Что-то грандиозное и возвышенное: любовь и геройство, властолюбие и мистицизм – что ж, вполне справедливо. Однако, можно ли одним мазком из монументальной картины на религиозный сюжет сделать камерную зарисовку семейного быта в духе бидермайера? Бергман с ироничной усмешкой утвердительно склоняет голову, виртуозно превращая главу тайной религиозной касты, укравшего красавицу-принцессу из рук бедной матери, в заботливого отца. И сиюминутно эта полная околомассонской символики история с кучей метафизики преображается в милую домашнюю сказку для всей семьи.

Вы когда-нибудь хотели побывать за кулисами оперного театра, верно? Тогда у вас есть еще один прекрасный повод посмотреть этот фильм – ведь режиссер дает возможность взглянуть на рабочую жизнь спектакля изнутри, а его бессменный оператор Свен Нюквист отлично справляется с ролью проворного проводника по театральным дебрям. И правда, где же еще можно увидеть вольготно курящую в антракте Царицу Ночи? А, например, внезапное пробуждение и стремительные сборы актера прямо в гримерке? Да, да, не удивляйтесь, актеры, случалось, жили прямо при театрах, чтобы не отвлекаться от всепоглощающего процесса репетиций!
В самом деле, первое впечатление – вещь важнейшая, от нее нередко зависит дальнейшая симпатия или неприязнь. «Волшебная флейта» Бергмана – незаурядный фильм, с которого вполне можно начать знакомство с оперой. Смотрите эту уютную кинематографическую штучку большой дружной семьей, на диване, с чашечкой глинтвейна в руках, пока там, в большом мире за стеклами, тоскливо завывает ветер и бушует настоящая январская вьюга.