Новый альбом MGMT – Little Dark Age продолжает странные, но привлекательные традиции группы. Спустя 5 лет бруклинский инди-поп-дуэт вернулся, чтобы вновь показать миру свой взгляд на мир и музыку, чтобы вновь произвести маленькую революцию. Чтобы разобраться, почему Эндрю Ванвингарден и Бэн Голдвассер задают формат и направление, врываясь в нашу жизнь раз в несколько лет, вернемся к истории.
Что приходит на ум, когда слышишь четыре буквы MGMT? Скорее всего это будут три сингла, которые знают все, но дальше которых интерес не заходит: Kids, Time To Pretend и Electric Feel. Секрет прост: в своё время, более 10 лет назад эти парни превратились из группы-пародии на попсу в главный её двигатель. Первый демо-альбом Climbing to New Lows 2005 года, тогда еще от The Management, выстрелил в кампусе, где жили парни во время учебы. Группу заметил маленький лейбл, Ванвингарден и Голдвассер даже съездили в тур с of Montreal. После этого парни разбежались, но ненадолго.
Уже в 2007 году появился первый полноценный студийный альбом Oracular Spectacular под предводительством Columbia Records. Пластинка получила всемирное признание, была номинирована в двух категориях Грэмми, несколько раз стала альбомом года, а критики расхваливали её, соревнуясь в эпитетах. Журнал Rolling Stone включил альбом в список лучших за десятилетие и даже в 500 лучших альбомов всех времен. Это был глоток свежего воздуха на радио, натуральные поп-гимны с бунтарством и молодежным максимализмом. Интересно, что при этом продажи только трех синглов превысили продажи альбома и остальных песен на Oracular Spectacular вместе взятых. И это было немного не то, чем хотели заниматься MGMT. Дуэт не хотел, чтобы их музыка поддавалась определению или занесению в жанры. Поэтому парни углубились в «умную» музыку.
Так, в 2010 вышел Congratulations. Альбом отличный и сбалансированный, однако в нем не было поп-гимнов не только уровня Kids, но и в принципе. Это была самая личная и честная пластинка в истории группы. Ванвингарден и Голдвассер не нуждались и не хотели больших продаж, они хотели признания. Congratulations стал вызовом для группы. Но альбом разделил критиков и поклонников, несмотря на то, что он действительно удался, стал эволюцией Oracular Spectacular. Просто он написан для другой аудитории, нежели тот же Time To Pretend. В какой-то степени задача была выполнена, ведь альбом слушали целиком, а не только синглы, как в 2007.
В 2013 появился другой эксперимент: альбом MGMT, взявший лучшее из обеих пластинок. К сожалению, всем угодить нельзя. В нем были треки, которые понравятся любителям обеих пластинок, но даже сами Ванвингарден и Голдвассер много раз предупреждали: эта музыка не для всех. Парни признались, что хотели написать новые поп-хиты, но было не то время. Они работали для себя, а не для одобрения поклонников, критиков или лейбла, который, к слову, давал им очень много свободы в отношении материала. По сути MGMT и Congratulations отфильтровали поклонников, которым нравились лишь синглы Oracular Spectacular.
Прошел перерыв в 5 лет, и мы слышим новый материал. Ванвингарден пояснил: «Мы почувствовали, что снова поймали волну. Это была чистая химия, магическое чувство, которое мы ощущали во время записи самого первого альбома». Может теперь пришло время для новых поп-гимнов?
«Когда мы записывали последний альбом, хотели сделать несколько типичных поп-треков, но этого так и не произошло. Как будто мы были обязаны это сделать. Возможно именно поэтому новая пластинка звучит более расслабленно. Мы счастливы, что смогли их записать на этот раз»
Смотря на дискографию, замечаешь, что у MGMT всегда была темная жилка, депрессивная и немного отчаянная. Она была еле заметна, читалась между строк. В новом альбоме она проглядывается сильнее, достигая апогея в титульном Little Dark Age. Это неудивительно, ведь время не стоит на месте, растет группа и растут музыканты. Модная сегодня меланхолия стала наблюдаться и в текстах. Лирика стала жестче и интереснее. «Go fuck yourself», – искренне произносит Ванвингарден в When You Die. Психоделия, наоборот, стала завуалированной, вылезая наружу лишь в паре треков – TSLAMP и Days That Got Away. Музыка больше не перегружена эффектами и инструментами, как в Congratulations, поэтому сейчас она ближе широкой аудитории.
Также музыканты ушли от мощных синглов, отдав предпочтение ровному звуку и распределению хуков по всему альбому. MGMT – Little Dark Age слушается целиком. В нем нельзя выделить несколько отдельных треков. Это уникальный набор с отсылками к жанрам и эпохам. Каждый трек особенный, не похожий ни на что из того, что было на предыдущих альбомах. В этом заключается одна из главных задач MGMT. Эндрю Ванвингарден и Бэн Голдвассер действительно смогли сделать то, чего не сделали в 2013 году. После экспериментов двух альбомов парни снова записали материал, способный вернуть поклонников, не отступив от собственных принципов.
Дуэт сделал ставку не на свежесть и энергетику, а на хорошо забытое старое. Он зарядил в проверенные временем синти-поп-мелодии нотки психоделии и темного настроения. One Thing Left to Try и Me and Michael мягкими синтетическими битами отсылают в 1980-е. В то же время She Works Out Too Much и James практически не узнаваемы как материал MGMT. Эти треки – главный индикатор того, как группа развилась за прошедшие 5 лет. И главное – MGMT снова пишут цепляющие мелодии.
Если сравнивать альбом MGMT – Little Dark Age с предыдущими работами с точки зрения обычного поклонника, то это лучшее со времен Time To Pretend. Группе понадобилось десять лет и два проходных альбома, чтобы снова вернуться в строй. С точки зрения группы – это просто очередной продукт вдохновения, который удачно вписался в нынешнюю парадигму инди-попа. Но в контексте влияния на музыку Little Dark Age обогнал время на пару лет. Когда-то этого не сделал даже Oracular Spectacular, ведь в 2007 вышло много культовых инди-альбомов. Следующие две пластинки были слишком нишевыми или экспериментальными. Альбом MGMT – Little Dark Age подхватывает текущие тенденции, развивает их, перенимает опыт предыдущих лет и демонстрирует видение инди-попа сегодня.