Альбом James Blake – Assume Form: разбавить черно-белое

В 2019 году исполняется десять лет самому первому релизу музыканта, певца и электронного продюсера Джеймса Блейка. Тогда, в 2009 никому неизвестный начинающий электронщик самостоятельно записал Air & Lack Thereof, которая сильно понравилась диджею радио BBC Radio 1 Гиллсу Питерсону. За десять лет было еще много маленьких побед, три удачных альбома и множество весомых коллабораций. Всё это привело его к четвертому студийнику James Blake – Assume Form.

Слушать альбом James Blake – Assume Form рецензия

Если вы послушаете предыдущие работы Блейка впервые, то вряд ли подумаете, что этот парень стоит в одном ряду с условными Майли Сайрус или Cardi B. Тем не менее, каждый уважающий себя рэпер, как минимум, держит в памяти контакты Блейка для очередного вирального сэмпла и меланхоличного голоса в припеве. О влиянии Блейка в индустрии  можно судить по списку имен, которые встречаются в дискографии. Среди них — лауреат Пулитцеровской премии Кендрик Ламар, продуктивный Фрэнк Оушн, эпатажный Канье Уэст, Бейонсе, Chance the Rapper, Future, Jay-Z, Винс Стейплс и другие. Очевидно, что сегодня парень находится в самом центре поп-культуры, буквально кипит ней. Однако предыдущие три альбома явно указывают, что эта популярность пришла скорее вопреки, чем благодаря. Стиль Блейка, выработанный годами, мрачный, опустошенный, измученный, меланхоличный, ранимый и хрупкий, слабо вписывается в парадигму современной поп-культуры. И это хорошая причина создать альбом, отходящий от придуманного артистом канона. Таким и вышел Assume Form.

Пластинка содержит 12 треков, разбавляющих черно-белую мрачную картину мира несколькими яркими красками. Помогают ему в этом американский продюсер и диджей Metro Boomin, исполнитель Мозес Самни, рэпер Трэвис Скотт, испанская певица Розалия и André 3000 из Outcast. Коллаборация с последним «Where’s The Catch?» с осторожными клавишными партиями и скрипучей гитарой выглядит куда более органичной, чем прошлогодняя семнадцатиминутная инструментальная импровизация на пианино и кларнете (послушать можно на SoundCloud). Список «гостей» хоть и небогат, но говорит о статусе. Интересно, что в качестве сингла мы услышали лишь один трек – Don’t Miss It (Mile High и Lullaby For My Insomniac, вышедшие за несколько часов до релиза можно не считать), а великолепный If The Car Beside You Moves Ahead так и остался внеальбомным синглом.

Если третий альбом The Colour in Anything казался перенасыщенным депрессией и меланхолией, то новинка показывает, что «умеет сыграть в романтику». Названия Mile High, Barefoot in the Park и Can’t Believe the Way We Flow говорят сами за себя. Открывающий одноименный трек уже начинает метаться из тревоги в возбуждение, меняя ритмы, инструментал и настроение. Музыка спотыкается о ритм, а Блейк сознательно игнорирует правила написания и исполнения песен, следуя собственному внутреннему голосу. Он художник, он так видит и он так делает. И у него прекрасно получается. Это его стиль – эпизодический, рваный, нестабильный, гуляющий, витиеватый. Часто Блейк может перегибать с ним, как, например, в Mile High, звучащей, как нетипичный R’n’B сингл. Но иногда он выбирает оптимальное соотношение глубины, резкости переходов и ритма, как в Into The Red, Power On или Don’t Miss It, получая идеальную мелодию.

Зачастую песни Блейка относительно простые (относительно его же творчества) и привлекательные, как I’ll Come Too, звучащая словно вдохновение Минни Рипертон. Или Can’t Believe The Way We Flow с сэмплом The Manhattans – It Feels So Good to Be Loved So Bad 1977 года и с настроением полета от новой любви, которому не могут помешать даже очевидные сигналы о том, что всё не будет хорошо. Свою экзотическую лепту вносит Розалия, чей нежный испанский язычок скользит по приглушенной ритмичной мелодии, вызывая интерес к теме трека. Закрывающий Lullaby For My Insomniac звучит так, что его хочется слушать именно ночью в тишине, даже кликбейтовое название вызывает интерес, который оправдывается.

Но не всё удалось с первого раза. Например, коллаборация с Мозесом Самни в Tell Them выглядит не самой уместной работой, а вокал обоих артистов, мягко говоря, не сочетается. Вероятно, всё дело в песне, и гость мог бы казаться не таким странным и раздражающим в другом контексте. Также за свою карьеру Блейк основательно застрял в образе ранимого меланхолика, поэтому когда Трэвис Скотт поет о том, как хорошо лететь в самолете и чилить, ему не очень веришь из-за страданий музыканта на заднем плане.

Ознакомившись с дискографией Блейка, можно сказать, что он точно не из альфа-самцов, навроде Тедди Пендеграсса, Барри Уайта или Мика Джаггера. Но он может быть романтичным, а цветовая палитра не такая уж и монохромная. Альбом James Blake – Assume Form говорит нам именно это. В то же время недостаточная романтичность, по сути, единственный видимый минус, если не считать промаха с Tell Them, которая, впрочем, тоже может кому-то понравиться. Музыкант разнообразил свои эмоции, а вместе с ними и музыку. К тому же это самый близкий к поп-музыке альбом исполнителя. Еще три года назад казалось, что дискография зашла в тупик из меланхолии, но Assume Form показал новый виток развития, частично попрощавшись с упадническими настроениями.

Слушать альбом James Blake – Assume Form:

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.