Чего можно ожидать от CHVRCHES, зная, чем эти шотландцы известны? Обычно вы ждете несколько крутых и энергичных пауэр-поп синглов с детским голоском Лорен Мейберри и немного проходной биомассы. Но что ждать, если перед релизом альбома CHVRCHES – Love Is Dead послушал несколько синглов? Скорее всего это будут сопли без громовых битов и ретро-синта, привычного для этих ребят. Жестко? Да, если ты преданный поклонник. Но если ты не предвзят, то можно трезво оценить третье «усилие». Не бойтесь, мы подсластим пилюлю, и соплей вы не дождетесь.
Из 13 треков до релиза можно было услышать четыре. И если Get Out взял на себя роль проходнячка из рядового альбома, то My Enemy с Мэттом Бернингером из The National можно причислять к реликвиям. Если рай существует, то она там играет. Третий сингл – Never Say Die – оголил то, чего все боялись. «Попса!» – кричали комментаторы, «Мейнстрим!» – провозглашали эстеты. Но, черт возьми, какой же там бридж между куплетом и припевом: словно машины восстали из пепла ядерного огня. Вторая деталь, которую мы уже не забудем, – это акустическая живая версия, где во всей красе хрупкий голосок хрупкой Мейберри пытался не сорваться. Последний сингл Miracle не то, чтобы запомнился, но выглядел, как минимум, сильно вкупе с революционным клипом.
Но встречает слушателя Graffiti, где Мейберри восторженно ностальгирует о юношеской любви, закрепленной именами и сердечками на стенах ванной комнаты. Почти как в клипе Get Out, где вокалистка помадой рисует на зеркале зачеркнутое сердце – символ альбома. Первый же трек – яркий, как неон ночного клуба, и шумный, как мысли в голове влюбленной школьницы – показывает средний палец неоправданным ожиданиям и хвастается фирменной попсовой подписью Грега Керстина и Стива Мака.
Трек Deliverance, занимающий третью позицию, ничего не обещает и почти ничего не дает, кроме назойливого и напряженного вокала. Кажется, что Мейберри нелегко даются моменты, когда нужно спеть громко. Это явный недостаток, который выставили наружу. Плюс посредственная мелодия и отсутствие хуков, несмотря на повторяющееся «Is it deliver-iver-iverance». В Forever уже узнаются отпечатки прошлых альбомов, но он слабее почти каждого трека из Every Open Eye из-за кастрированного в угоду широкой аудитории звука.
В этот момент проявляются изменения в мышлении CHVRCHES. Хоть Graves звучит ритмично, лихорадочно, светло и даже приторно, однако песня поднимает интересную и не очевидную тему, которая витает в воздухе в надежде, что кто-то за нее зацепится. Слова «You can look away / While they’re dancing on our graves» – ни что иное, как политическое заявление о том, как мы закрываем глаза на проблемы современного общества, которые не касаются нас напрямую. И это действительно неожиданно.
Трек God’s Plan – единственный, где вокал отдан Мартину Доэрти. Рано или поздно это должно было произойти, это всегда происходит. Размах синтетически заряженных хуков ослабевает, блочная схема рушится, трек носит ровный характер техно. Но, знаете, это здорово разбавляет приевшуюся в первой половине альбома структуру. Из-за несоответствия тому, что обычно делают CHVRCHES и Керстин, God’s Plan запоминается.
Концовка в виде колыбельной Really Gone возвращает нежный голос Мейберри, который уже не стремится сорваться. И мягкие укачивающие синты дают передышку. Прям как в старые добрые. Фортепианное интро ii в стиле Roxette ведет к завершающему Wonderland, который в принципе не дает дополнительных баллов, кроме хронометража.
Итог может как порадовать, так и разочаровать. В альбоме CHVRCHES – Love Is Dead кое-что действительно умерло, но точно не любовь. Пластинка позиционируется как самая попсовая и агрессивная в дискографии трио. И если с первым можно согласиться, хоть и с оговорками, то второе утверждение – не более, чем маркетинговый ход. Да, здесь можно говорить о некоторой меркантильности и стремлении охватить аудиторию побольше. Начать большую игру, выйти в лидеры продаж, сделать хотя бы шажок в этом направлении. Керстин и Мак любезно предложили свои услуги, а CHVRCHES ими воспользовались, но изо всех сил постарались сохранить стиль.
Вот только не все ожидания оказались оправданы. Группа сохранила стиль, но критический крен в сторону мейнстрима может либо потопить молодых и талантливых, либо открыть новый мир, мир больших контрактов, больших обещаний и собственного стиля, который студии затолкают так глубоко, что потом не отыщешь. Будем надеяться, что это не более чем эксперимент и еще раз насладимся синтетическим саундом восстания машин и нежным голосом Мейберри, перекликающимся с Бернингером.