Щедрая порция старого-доброго классического металла в новой пластинке Оззи Осборна — Ordinary Man

За последние годы, похоже, не было ни одного альбома в жанре классический рок и металл, вокруг которого было бы столько разговоров, интервью, ожиданий и движухи, как вокруг альбома Оззи Осборна — Ordinary Man. Уже тот факт, что это — первый полноформатный альбом артиста за целое десятилетие, сделал его практически самым ожидаемым. А с учетом той удивительной для человека столь почтенного возраста активности, которую развил Принц Тьмы в конце 2019 – начале 2020 года, оказаться не в курсе новостей о готовящемся альбоме было практически невозможно. Всё началось с неожиданной, но весьма интересной и удачной коллаборации Оззи с Пост Малоном в треке Take What You Want, после которой синглы, клипы и новости посыпались как из рога изобилия.

Оззи Осборн — Ordinary Man

Еще одной немаловажной причиной, породившей повышенный интерес к грядущей пластинке Ordinary Man, стал весьма и весьма звездный состав помощников Оззи: Эндрю Уотт в качестве продюссера и гитариста, Чед Смит – ударные, Дафф Маккаган – басс-гитара, а также Слэш, Том Морелло, сэр Элтон Джон, Пост Малон и некоторые другие. Куда уж, как говориться, круче? Ну и, в конце концов, это же Оззи, хоть и 71-летний, но Принц Тьмы, из рук которого никогда не выходило ничего ординарного, заурядного или скучного. В общем, градус надежд и ожиданий был почти как в жерле вулкана. И вот, 21 февраля 2020 года, строго по графику, пластинка Ordinary Man увидела свет. 11 композиций, часть из которых почтенные ценители уже имели удовольствие услышать и увидеть в качестве синглов.

Повышенный ажиотаж вокруг Ordinary Man подогревал и сам Оззи своими многочисленными интервью всем возможным музыкальным и не очень изданиям, в которых он то и дело подбрасывал интересные факты или откровения, касающиеся процесса записи пластинки. Так, например, Оззи рассказал, что альбом был записан весьма быстро: «Было очень интересно делать его, несмотря на то, что процесс записи сильно отличался от моих прошлых альбомов. Мы записали его быстро, чего я не делал со времен первого альбома Black Sabbath. Это сделало процесс другим, от чего я получал настоящее удовольствие». По словам участников проекта большинство треков было записано за 1-2 дубля. И это при том, что в период записи пластинки Оззи находился то в процессе переживания очередных проблем со здоровьем, то в процессе реабилитации после переживаний по поводу проблем со здоровьем. Не считая того, что на тот момент ему уже был поставлен диагноз — болезнь Паркинсона, который он еще довольно долго скрывал от поклонников. На этом фоне можно только позавидовать активности и продуктивности Оззи и даже восхититься его энергичностью.

Но и это не все интересные факты, которые Оззи раскрыл еще до выхода Ordinary Man. В качестве своеобразного откровения Принц Тьмы рассказал, что это первая его пластинка, которую он записал будучи полностью трезвым. При том, что он признал, что всё еще время от времени употребляет (что именно — осталось тайной), кроме периода записи альбома. «Я думал, что именно наркотики и алкоголь были тем, что заставляло всё это работать. Но это неправда. Всё, что я делал все эти годы было самолечением, потому что мне не нравилось то, как я себя чувствую. Но потом случился первый альбом, который я написал и записал полностью, бл*ть, трезвым». Оззи добавил, что ему в общем-то нравится быть трезвым: «Потому что, в конце концов, я могу помнить те долбанные вещи, которые я делал вчера». Такая вот честность на грани некоторого эксгибиционизма, которая тоже в общем-то заставляет с большим интересом и даже уважением воспринимать Оззи.

Если всё же перейти, наконец, к описанию музыкального и лирического содержания альбома Ordinary Man, то его так и хочется охарактеризовать с использованием слов «старый-добрый», «классический», «рок», «металл» и «Оззи». Но при этом сразу нужно отметить, что никакой олдскульности, несовременности, устарелости или, не дай Бог, нафталинового душка нет и в помине. Ровно наоборот, при всей точности попадания в канон классического металла и рока, все композиции пластинки звучат очень своевременно, ярко, технически совершенно, и весьма-весьма небанально в плане музыкальных решений. А какие гитары! Именно после таких гитар вспоминаешь, за что именно мы так любим классический рок. Гитарные партии во всех треках вызывают не просто невероятное удовольствие, а периодически даже мурашки, они привлекают к себе внимание и, зачастую, составляют основную музыкальную крутость трека. За что, видимо, надо горячо поблагодарить Эндрю Уотта.

Вообще музыкальная составляющая альбома вызывает огромное количество положительных эмоций. Звучание невероятно энергичное, мощное, динамичное, интересное, эмоциональное, можно даже сказать полнотелое. Ну и продолжая невольно всплывшие ассоциации с алкоголем, звучание вышло забористое. Спокойно сидеть и слушать скорее всего не получится, так что особенно несдержанным в плане танцев слушателям не стоит слушать этот альбом в людных местах.

Надо сказать, что в плане музыкальных жанров Ordinary Man слегка заигрывает и с хард-роком, и с панком, и, благодаря Пост Малону, даже чуть-чуть с рэпом. Неявно, но вполне органично, что делает звучание пластинки еще более современным. Кстати, говоря про пластинку, Оззи отметил: «Это технически лучший альбом, который я когда-либо делал». И с этим сложно не согласиться. При этом звучание альбома не выглядит слишком сложным, заумным или перегруженным техническими эффектами ради эффектов.

Отдельного внимания заслуживает, конечно, вокальная и лирическая составляющая пластинки. Причем вокальная всё же несколько большего внимания, чем лирическая. И вот тут мы снова возвращаемся к сочетанию слов «старый-добрый», «классический», «Оззи». А еще «хорошо знакомый». Здесь не получилось никаких сюрпризов (к счастью?), и Оззи звучит как Оззи, которого узнаешь из тысячи. При этом большую часть времени практически нет ощущения, что поет всё же человек пожилой, если не сказать весьма пожилой. Нельзя утверждать, что совсем не чувствуется возраст голоса, и периодически это даже довольно очевидно, но не настолько, чтобы сильно испортить впечатление от песен.

Оззи по-прежнему, громок, энергичен, ироничен в интонациях и совершенно уникален. И может быть совсем-совсем слегка чуть более однообразен в разных композициях, чем хотелось бы. В целом хочется сказать, что Оззи вполне еще способен дать пинка под зад многим молодым да ранним.

В плане лирики Ordinary Man удивит вас еще меньше, чем в плане вокала, ибо здесь всё очень традиционно как для Оззи, так и вообще для классического металла. Дорога в ад, конец света, жизнь-жестянка, наркотики, алкоголь, прощание с друзьями и близкими, саморазрушение, поиск себя, асоциальное поведение, бредовые страхи, задиристость и т.д. и т.п. Хотя в силу возраста Оззи все перечисленные темы всплывают скорее как содержание воспоминаний, а не как текущая ситуация. Плюс добавилась в общем-то неизбежная тема подведения итогов, рефлексии прожитой жизни, приближающегося конца и следа в истории. Тут, как говорится, возраст начинает брать своё. Тем не менее, тексты вполне себе интересные, временами злорадные, иногда заставляющие задуматься, иногда вызывающие ироничную улыбку, иногда – однозначное согласие с позицией автора. Хочется отметить, что Ordinary Man отличается очень органичным сочетанием и инструментальной, и вокальной, и лирической составляющих, что производит сильное и яркое впечатление и уж точно не оставляет равнодушным.

Если говорить о статистике и оценке критиков, то здесь у Оззи и Ordinary Man всё весьма и весьма оптимистично. Альбом находится в Топ-10-листах в 7 странах, дебютировал на 3 строчке в U.K. Chart, №3 в Billboard’s Top 200, №1 в Billboard’s Top Rock Album chart и так далее. По всем показателям это лучший результат в сольной карьере Оззи Осборна. Критики из музыкальных изданий также весьма благосклонно оценили пластинку, хотя практически каждое издание нашло в ней пару треков, которые посчитали слабыми. Причем надо понимать, что у разных изданий эти треки отличаются. Так что тут всё же не обошлось без некоторой субъективности музыкальных вкусов, что не удивительно.

Заметим, что на этой волне позитивных реакций Оззи так разогнался, что почти сразу после выхода одной пластинки начал рассуждать о начале работы над следующей. В интервью IHeartRadio он поделился: «Я надеюсь, что в следующем месяце (марте) я пойду и начну делать новый альбом с Эндрю. Я вполне могу этим заняться, пока не играю концерты». Вот что делает с человеком чудодейственная сила музыки и всеобщего признания.

Кстати, потенциальный новый альбом принца Тьмы — это не единственное, чего мы можем ждать. Некоторое время назад в сети появился очень интересный тизер, в котором всем известный Аквамэн — Джейсон Момоа предстал в образе Оззи под звучание песни Scary Little Green Men. Видео короткое, но очень-очень интригующее и многообещающее. Джейсон в образе Оззи — это что-то с чем-то. Вероятно, так нам намекают на еще один возможный клип и сингл с пластинки Ordinary Man. Никаких других подробностей пока нет, так что ждем.

Подводя итог всему сказанному, заключаем, что альбом Оззи Осборна — Ordinary Man крайне рекомендован к прослушиванию, особенно если вы ищете щедрую порцию современно звучащего, но классического рока и металла, сдобренных харизматичным вокалом и яркой энергетикой Оззи.

Слушать новый альбом Оззи Осборна — Ordinary Man:

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.