Новый альбом группы TOOL: рецензия

Новый альбом группы TOOL — это именно то, чего вы ждали все эти 13 лет: зрелое, захватывающее музыкальное блюдо, местами перегруженное, местами сырое, почти хрустящее.

Новый альбом группы TOOL: рецензия

Что такое TOOL? Это такой King Crimson с лицом Джокера. Они плотно заняли свою нишу, обитая в мире оловянных драконов с шарами во рту, где-то на границе полиритмии и благоразумия. Они цитируют Карла Густова Юнга и говорят, что диметилтриптамин – это всего лишь очередной нейромедиатор головного мозга. Они зародились в огне пост-гранжа и нью-метала и стали профессионалами по части техничности исполнения всякой психоделической ерунды. Их многосерийные песни рассказывают о боли, горе, желании и беззаконии. Пока ваши чакры не будут достаточно широко открыты, вы точно не поймете, почему все грани этого странного пазла так идеально подходят одна к другой. Они были изюминкой на торте в течение многих лет.

С самого первого альбома, с трека 69, TOOL были предельно ироничными. Die Eier Von Satan с их второго альбома Ænima открывала рецепт печенья из той самой травы. Группа постоянно провоцировала своих поклонников различными дурацкими шутками типа той, в которой утверждалось, что они попали в ужасную аварию на автобусе, после которой Мейнард Джеймс Кинан покинул группу и нашел Иисуса.

Эти резкие, закрученные, нелепые части «Инструмента» порой эмпирически глупы. Несомненно, у Кинана многогранный, эмоциональный голос, который привлёк к TOOL не только металлистов. Но то, о чем он на самом деле поет — это всегда область псевдодуховных побуждений и игры в интеллектуализм. Видите ли, Forty Six & 2 о концепции Юнга, а Rosetta Stoned о том, что можно споткнуться и увидеть инопланетян. Его юмористический обман теперь весьма ослаб, и кульминацией стала песня, написанная в ответ на плохой отзыв о его винном заводе.

В последние годы Кинан говорил прессе гораздо больше о своей винодельне в Аризоне, чем о музыке TOOL. Запись сессий для пятого альбома группы — Fear Inoculum — вращалась вокруг графика сбора винограда. Его вино, его другие группы Puscifer и A Perfect Circle, а также его беспокойный и загадочный характер — отчасти причины тринадцатилетнего перерыва между нынешним и предыдущим альбомом TOOL, 10,000 Days.

Альбом Fear Inoculum появился в момент высокого спроса на музыку TOOL, заполняя вакуум, который они сами создали.

Единственное, что оправдывает 86 минут Fear Inoculum — это звук четырех человек, которые вместе делают длинные сложные песни. На записи нет ничего лишнего, только нежный стон Кинана, бас Джастина Канцлера, гитара Адама Джонса и ритм одного из самых прославленных барабанщиков в современном роке, Дэнни Кэри. Пониженная чистота звука здесь означает, что все зависит от самих песен, они по традиции не короче десяти минут, за исключением нескольких интерлюдий и почти пятиминутного барабанного соло Кэри, которое поддерживается гигантским кастомным синтезатором.

Новый альбом TOOL может выйти в 2019 году

Трудно понять разницу между тем, какой выбор здесь является мудрым — Кинан отходит на задний план, чтобы лучше продемонстрировать взаимодействие группы, однако для этого ритмического исследования музыканты не смогли найти ни одного нового гармонического режима. Одна из проблем TOOL на Fear Inoculum заключается в том, что, почти все композиции кажутся статичными и хрупкими. От них нет того живого ощущения, которое оставалось после прослушивания песен с альбомов Unima 1996 года или Lateralus 2001 года.

В целом, альбом Fear Inoculum звучит довольно зажато. Песни кажутся слишком однообразными и порой нудными, потому что они существуют в затяжных монотонных риффах, предсказуемых, как будто собранных по какой-то инструкции. Гибридизация, сделавшая TOOL неимоверно популярным на радио в конце девяностых, проржавела: они стали частично стоунер-металом, частично прог-роком, частично мейнстрим-металлом, все они работают в неком противостоянии друг другу.

Однако несколько раз единение всё же происходит. На пятнадцатиминутной 7empest праздничный фейерверк от двух звёзд альбома — Кэри и Джонса, которые добавляют очаровательную мелодию и текстуру во все эти раздутые эпопеи. Но самой яркой вещью альбома стала композиция Invincible, в которой Кинэн поет откровенный рефрен о борьбе за то, чтобы оставаться актуальным и последовательным. Теперь он чувствует себя уязвимым по-новому, лирика утратила оборонительную агрессивность, но все еще сохраняется самодовольство уровня Моррисси, оглядываясь назад, на годы славы: «The things we’ve done/Caligula would grin» (То, что мы сделали, Калигула улыбнулся бы).

Трек Invincible достигает кульминации, когда полиритмия склеивается в унисон, похожий на Forty Six & 2. К сожалению, даже в самом конце Invincible не пытается пнуть вас — это указывает ещё на одну большую проблему: TOOL думают, что, растягивая композиции, они используют время как некую психоделическую добавку, но на самом деле всё это звучит весьма утомительно, как простое повторение риффов.

Как выглядит третье десятилетие для группы, записавшей Prison Sex и Stinkfist? Похоже, стареющий квартет делает ставки на расчётливость и точность. Новый альбом TOOL мог появиться в любое время за последние 13 лет, а может и за все 20. Помимо всего прочего, Fear Inoculum отдает дань уважения самим музыкантам. Это как отложенный на годы выход на бис, когда фанаты мчатся обратно к сцене.

В недавнем интервью Кинэн сказал, что одной из главных причин, по которой запись альбома заняла 13 лет, был страх, неуверенность в себе и постоянные догадки. На альбоме вы больше не найдёте шуток, только немного саморефлексивной честности, и это единственная вещь, которая помогает поддерживать эту неповторимую запись на плаву.

Слушать альбом группы TOOL — Fear Inoculum:

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.