Дневник фестиваля «Боль 2019»

День первый. Мораль.
5 июля 2019 года.

Едва мы опомнились после прошлогоднего фестиваля, вот уже наступил и новый.

Уже стало традицией проводить «Боль» в ДК ЗИЛ. Появилась постоянная публика,  а также сам фестиваль и одновременно бренд «Боль» усовершенствовались: стали более зрелыми  вместе с музыкантами, с организацией, со спонсорами и партнерами — концепцией в целом.

В газетах, конечно, этот фестиваль не анонсировали и неудивительно. Ведь это фестиваль независимой молодой международной музыкальной сцены.

Но мы сейчас не об этом, а о самой музыке: музыкантах и их поклонниках,  и, конечно, о самом фестивале.

Первым мы посетили лекторий «Антишкола» и этнографический лейбл «Ored recordings». Послушали спикера и совладельца лейбла Булата Халилова по теме «Музыка между традицией и современностью».

Узнали очень много полезного и увидели то, что на Youtube не найти: исламские зикры, обрядовую песню «Шэхах» при извлечении пули из тела раненого кочевника в исполнении группы Джерчеджек Кук из горда Нальчик, интерпретацию старой советской чеченской песни «Пандор» в исполнении молодой вокалистки Кхава Рамзатовой , которую в скором времени и привозит этот лейбл в Москву с концертами.

Лейбл ведет активную деятельность: ездит в экспедиции, находит оригинальные группы, снимает видео, издаёт все это, пропагандирует традиционные забытые кавказские песни и инструментальные композиции во всех жанрах и находит молодые современные группы с Кавказа, Адыгеи. Снимает вместе с французскими режиссерами документальные фильмы о интеграции современной музыки в традиционную и наоборот. Записывает «Ored recordings» не только музыку, но и обрядовые песнопения религиозные, как зикры, намазы и прочие мистерии и пишет к ним контекстные пояснения на трех языках.

В общем, очень амбициозные ребята работают на этом лейбле. Вопреки распространенному мнению о  Кавказе, как носителе современной ультраконсервативной исламской  культуры, как об опасном регионе — ощущения от лектория совсем не такие, а напротив приятные и в ногу со временем.

На сцере «Гегель», вместо любимых музыкантов Lucidvox, почему-то выступала группа «Аминь». После их выступления стало понятно, что панк не сдох и рок-н-ролл жив. Хлесткие нигилистические тексты, дерзкая отвязность фронтмена Макса, искрометная игра диджея, басиста, гитариста и барабанщика – ядреная смесь для понимания как жить дальше. Для тех, кто любят панк, манчестерскую волну, старый олдскульный саунд, сценическую пластику и мимику Петра Николаевича Мамонова, его манеру исполнения проповедей, то группа «Аминь» придётся тоже по вкусу. Духовно ослабшим и падшим во грехах и сомнениях обязательно принимать по чайной ложке. Да будет так!

После них выступили соучредители фестиваля «Боль» в лице держателя медиабренда «Сторона» и барабанщицы Нади Самодуровой, группа Lucidvox. Мы все ждали их появления и во имя их любимых и забили на остальные сцены. Невозможно не любить худеньких хрупких трех девочек, из которых бьет раскатистый гром и водопад шугейзовского стоунера с женским фолк-вокалом, флейтой и синтезатором. Визуальное сопровождение Lucidvox было на высоте: мальчик и девочка в белых одеждах вышли на сцену, девочка мальчика измазала варением. Светящиеся дерево на стойке, тюли на «комбарях» и подиуме драмкита белые, залитые красным светом, радовали глаз.

Музыканты Poexxxali вытащили на сцену целую кучу декораций: скульптуру «Женщина с веслом», мотоцикл, какие-то космические приборы, бензиновую бочку Castrol, английскую телефонную будку и еще массу всякого другого. Уже обещалось сверх-мозговыносное  шоу, но к сожалению невозможно объять необъятное – нужно было спешить к следующей сцене.

На сцене «Фуко» доигрывал женский поп-дуэт Sewage sour девиц в клетчатых юбках с диджеем в комбезе, которые напомнили группу «Блестящие» и «Pep See».

В этом же зале позже играли Severnee. Их выступление было построено под видеоряд, в котором были изображены лунные кратеры, атмосферные кадры северного полюса и клипы c участием музыкантов. Музыка Severnee  похожа на Lamb и Radiohead периода альбомов Amnesic, Kid.

По пути на три минуты заглянул на спектакль в зал «Кант». Место, где это происходило представляло собой площадку, в которой была свалка из стульев, рядов сидений и столов. Над всем этим бардаком на экране транслировался текст пьесы.

В зале «Арендт» выступала группа «Дом престарелых аутистов». 

На главной сцене «Сартр» уже должен был начаться концерт главных хедлайнеров.

The Good Bad and Queen

В записи невозможно слушать и воспринимать таких мастеров, их нужно видеть и слышать при жизни на концертах. Худрук Дэймон Албарн выступа вместе с мастерами и отцами британской священной музыки — Полом Симононом, Тони Алленом — и струнной группой от предыдущего проекта Gorilazz. В общей сложности группа состояла из 11 человек. В лучших канонах песни Blur  «The universe» – струнные, клавишные, как всегда мелодично, четко, торжественно, но не пафосно, по-британски исполняли песни The Good Bad and Queen.

Деймон то впадал временами в агрессию, то резко менял гнев на милость милой улыбкой, ходил по сцене, общался с публикой, бил палкой по полу, дирижировал толпой и музыкантами, рубил по клавишам электропианино — и все это как всегда на высшем уровне.

Все ждали и надеялись услышать их классические хиты в таком необычном составе, но этого не случилось. Рефрен «Oh da, oh da» с воздыханием был красной нитью концерта. Также Деймон вставил традиционную «Welsh Melody». 

День второй. Угорел.
6 июля 2019 года. День сурка.

Американцы напомнили по вокалу и звуку местами Тала Вашингтона из Vintage Trouble. Сочетание афросоул-вокала, жестких битов электроники, живых барабанов с гитарами и сэмплами дали мощный заряд энергии слушателям. В целом все выступление утяжелённое звучание рисовало апокалиптические картины. По нашему мнению сходить на выступление Algiers надо хотя бы еще раз. 

На сцену «Сартр» вышли Пасош. Басист и вокалист Петрас объявил две новости: гитарист Кирилл сломал руку и играть сегодня не будет, но есть Влад Чернин, который его заменит. Кирилл объявил со сцены, что сбудется его мечта: побывать на собственном концерте и посмотреть со стороны. 

На «Гегель» в это время выступала легенда советского панка, которую не видели уже 20 лет — группа НИИ КОСМЕТИКИ. Об этой группе писали в самиздатовских журналах Ильи Смирнова «Время колокольчиков» и даже показывали в какой-то документальной ленте. Ожидалось, что это будет  в стиле АУ и Андрея «Свина» Панова, «Аукцыон», «Чудо Юдо» или «Авиа» — такой панк мы знаем и любим, но это было совсем не это. Скорее НИИ КОСМЕТИКИ напоминали Рождественские встречи Аллы Борисовны Пугачёвой, пахли нафталином, как концерты Вячеслава Добрынина или Сергея Крылова, а временами прошибало кабацким духом. Но это про музыку. Шоу тоже на высоте: костюмы, балерины. Ну и панковского было разве, что номера с реквизитами. Провокационные в советское время тесты про половое равенство и деторождение сейчас звучат весьма странно. Однако профессионализм самих музыкантов нареканий не вызывает.

С одной стороны выступление НИИ КОСМЕТИКИ — разочарование и неоправданные ожидания. С другой — «инди-рок-перформанс» в советских аранжировках, которые, пускай, сегодня звучат и выглядят очень нелепо, но зато передают дух нашего детства. Зрители реагировали по-разному: кто-то уходил со словами: «Это Ленинград какой-то», а кто-то требовал машину времени, чтобы сгонять на концерты НИИ КОСМЕТИКИ и ТУПЫЕ. Вот такой вот панк-парадокс.

День Третий. 7 июля.
Средний между первым и вторым.

Black MIDI

Black MIDI – продолжатели дела групп The Residents и The Zverstvo, только по-английски. Группа поиграла с формой и имела достойные мелодекламации под бас с примочками, а опрокинутый гитарный кабинет музыкантом был апогеем. В целом, ребята достойно выступили. Но их музыка исключительно для подготовленных слушателей – на любителя и гурмана.

 

Kikagu Moyo

Японцы Kikagu Moyo — артрокеры, хиппари, дети цветов из 1960-х. Давно не было такой музыки. Вот честно. Все по олдскулу, как на Вудстоке. Клеши, полоски  как у трубадура и осла из  «Бременских музыкантов». А музыка от психодел-блюза до арт-рока с гитарами, ситаром и клавишами. Потрясающая сыгранность и режиссура. Прям вот Jefferson Airplane.

 

Ploho

«Все будет гладко: растает снег, найдется закладка», — пели трио Ploho под гитару, бас, клавишные и семплер. Дальше и уже продолжать не стоит. Отличный саунд – в лучших традициях ноу-вейва. Все по подобию и образу альбома  «Семнадцать секунд». Ностальгия по-постпанковски.

Удачно зашли на «Секретное место» от Тинькоффа, где можно было сделать фейковый пирсинг, аэротатуировки и макияж, а также посетить смотровую площадку, стенды с исторической выставкой, где были указаны культовые места тусовщиков разных субкультур — начиная от Арбата и заканчивая клубом Птюч. Действительно виды с двухуровневой крыши ДК ЗИЛ завораживают. Можно увидеть всю Москву. Советуем. 

DEATH GRIPS

Ну и финальным раздрайным аккордом стали хедлайнеры DEATH GRIPS.

В целом трио представляет собой квинтэссенцию лучшего за последние годы обновленного олдскула всего хип-хопа: хорошо зайдет старичкам, которые любят  Cypress Hill, Rage against to Machine, Prodigy, Public Enemy, Ice T, Ice Cube, Beastie boys, Onix и, конечно же, Up, Bustle and Out, куда ж без них.

Объять необъятное невозможно.
Очень жаль, что не удалось послушать:

Комба Бакх
Fontans DC
Масло черного тмина
Cloud Nothings
Всигме
Деревянные Киты

 

Однозначно открытие:

Аминь
Дом престарелых аутистов
ТЭЦ
Ploho

 

Итог о фестивале Боль 2019

В этом году фестиваль порадовал нас отличной организацией. Заметно вырос штат организаторов, а также кардинально изменилось расписание — фестиваль теперь однозначно можно назвать международным, а уровень артистов значительно вырос.

Хотим пожелать фестивалю «Боль» процветания и развития. Подобными темпами в следующем году можно и в Лужниках провести. Почему нет?

 

Смотрите фотоотчет с фестиваля Боль 2019:

Flickr Album Gallery Pro Powered By: Weblizar

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.