Фестиваль независимой музыки БОЛЬ 2018 состоялся в Дворце Культуры ЗИЛ в Москве 10 и 11 июня. Наступившее холодное, дождливое лето выдалось насыщенным, несмотря на праздничные дни в честь дня независимости РФ. Те, кто остались в городе, явно не пожалели, что пошли на фестиваль БОЛЬ.
Арсений Мальков побывал на фестивале и лицезрел, как хэдлайнеры фестиваля Александр Ионов, Пасош, Монеточка, Гречка, Хаски на проходящей внутри фестиваля Moscow Music Week говорили о том, как не сойти с ума от успеха молодому артисту; послушал нигилистичных Ssshhhiiittt, убойных «Спасибо», эксцентричных shortparis, аутентичного Антоху МС, поговорил с британцами Feet, рэпперами Всигме, коллегой Андреем Барабановым и составил полную картину двух дней фестиваля.
Фестиваль независимой музыки БОЛЬ 2018: день первый
Древнейшее здание – с обшарпанными олдскульными стенами и почти характерно отваливающейся штукатуркой, очевидно сохранившее свой первозданный наружный вид еще со дня его открытия под названием ДК ЗИЛ, – как и полагается, создало ту самую правильную атмосферу тематического фестиваля БОЛЬ. Еще при подходе с метро Автозаводская были слышны звуки музыки. Пасмурная преддождевая погода своим холодом вместе с описанным выше напомнила те славные дни, когда мы в юности ходили на концерты в легендарный ДК им. Горбунова, что в Филевском парке.
Фестиваль организован на высшем уровне. Мы можем только догадываться, но создается ощущение, что пять сцен, раскиданные на территории внутри ДК и на улице во дворе и названные в честь великих философов, вероятно, тематически подобраны специально для групп и исполнителей и отражают мировоззренческие взгляды последних.
Сразу попадаем на лекторий на обсуждение о том, как не сойти с ума молодому артисту, внезапно ставшему популярным. Главные мысли этой встречи условно тезисно обрисовать цитатами спикеров.
«Делать музыку в России лучше на русском языке, так как в Америке русские никому не нужны, про группу «Гречка» группа «Пикник» и кто-то из братьев Самойловых сказали, что «что-то в этом есть», группа «Сплин» (интроверты) отказались слушать и комментировать, но мы их добьем», Александр Ионов.
«Чтобы ты стал популярен как рэппер, тебя должны запостить два ресурса, и сразу рифмы и панчи от the Flow», ПАСОШ.
«Рост популярности идет с маленьких провинциальных городов из сети», Гречка.
Далее мы встретили самого Степана Казарьяна – устроителя фестиваля. Обменялись репликами. Разумно устроены локации фестиваля: если вы хотите попасть с главной сцены Сартр, что на улице, на другие, пройти возможно только через вход в ДК, где по пути можно посетить сцены ФУКО, Гоббс, Кант. Отдельным входом в ДК – Гегель. Они ограничены по вместимости, и нужно заранее приходить, чтобы занять место.
На главной уличной сцене Сартр мы попали сразу же на выступление Feet – молодых британцев из-под Бирмингема. Нужно отметить, что ребятам нет еще и 25-ти, как группе им меньше двух с половиной лет, и выдают они молодецки контрапунктную ломано-ритмичную музыку. С шоу у ребят тоже все в порядке – могут играть на брудершафт на электрогитарах, танцевать шейк и с инструментами на «ты». Для своих молодых лет они уже профессионалы своего узкоспециализированного дела. В лучших традициях брит-попа The Smiths, но обрамленных в современную обертку.
Зашли мы на сцену Кант и успели, к сожалению, навестить электронное хип-хоп трио Всигме, зацепить их один, с их слов, новый тайный трек «Электроник Джонни-мнемоник», который тут же был разучен публикой. Бит и грув этой песни заразительны, что вся публика качает в такт и поет эти два слова про судьбу пацана по имени Джонни-мнемоник. Это что-то потрясающее. Напомнило нам выступление Каста на Пикнике Афише в 2009 году с песнями «в супермаркете» «по голове себе постучи». То есть, настроение и словосочетание, которое становится из словозвуковибрации в ту самую песню, от которой, даже не зная ее, слушатель зомбируется, и вырабатываются эндорфины в его организме. И более того – нам даже дали микрофон, и мы даже откомментировали на камеру наши впечатления.
Группа наполовину из Москвы и Ярославля SSShhhiiitt порадовала хорошими текстами и экзистенциальной поэзией, грустным пост-панком на тему поиска себя, смысла жизни и бессмысленности существования, обоснованной депрессии. По энергетике сравнима с альбомом Pornography.
Тем временем, мы дошли обратно до Сартра, где выступала Гречка. Большую часть выступления артистка зазывала на сцену Монеточку и разговаривала с публикой. Главный месседж выступления: «Я плохо спела, простите за это выступление, но мне все равно, извините новый альбом будет лучше» (разумеется, все это ненапечатанной лексикой произносилось). Ныне «легендарная» Монеточка пришла-таки и даже поплясала на сцене и заавтодифферанбировала Гречку. Мы все ждали, что вдруг что-нибудь будет: какой-нить фит на ходу, как у Бьорк и Пи Джей Харви в 1994 с кавером Satisfaction, хотя бы близкое к тому, а тут просто «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит тот кукушку».
Если говорить и писать о Гречке как о музыканте и певице – тут без комментариев. Но радует одно во всей этой истории: девочка юна и уже осознает всю непредсказуемость происходящего, свой нежный возраст и пубертатный период, и понимает, словно читает мысли, что помимо ее сверстников-фанатов, сложно- таки зацепить новых слушателей-адептов – даже с мощным продюсированием и саппортом Александра Ионова. Даже с таким псевдовепсовским народным пронансовым пением «в нос», которое, безусловно, ее оригинальная изюминка. Интересно будет послушать эти же песни через лет …дцать, и как она сама будет их исполнять. (Тут невольно мы очень в сердцах пожалели, что в кармане не оказалось машины времени).
Ну феномен Гречки понятен. Как не странно, согласимся с коллегами, так как нас посетили те же чувства при первом ознакомлении с творчеством этого юного дарования – реинкарнация Янки Дягилевой, только с подростковыми текстами. Стремление ее к высшей планке похвально, мы в нее верим, у нее все получится. Песня «Школа для дураков» нам понравилась, вопреки помарочкам и непопаданию местами в лады – сами этим грешим.
Super Collection Orchestra были увидены нами чуть-чуть на сцене Фуко – в тот момент, когда вокалист, очевидно, сменил барабанщицу и сел за ударные. Зал был полон, долго нам не удалось насладится звуками. В Канте мы чуток услышали Summer of Haze. Целенаправленно шли на «Спасибо» в Гоббс. Два ударника, играющие в синхрон|унисон, дорогого стоят. Все равно, что не слышно слов, главное громко и драйв. Бодро, весело и жизнеутверждающе.
Shortparis на Гегелевской сцене отлично смотрелись и звучали. Напомнило ранние выступления советской рок-группы «Авиа». Тоже танцы и а ля кабаре со всеми вытекающими. Французский язык, баян в руках бас гитариста – в общем, наши ребята, добившиеся успеха в Европе.
И, наконец, мы решили разгадать, с чего все прутся с паренька с косноязычным произношением и как бы не от мира сего по имени Антоха МС, руководимым Эдуардом Шумом. Никогда не понимали, но увидев живое выступление на Сартр-сцене и толпы качающих голов, начали догадываться. Живьем его труба и полу-деревенский акцент в читке флоу воспринимается иначе, чем в записи.
Фестиваль независимой музыки БОЛЬ 2018: день второй
Уже знакомые нам, наши брат и сестры славяне, зёмы Эмира и Горана, да и вообще Сербский ВИА The Repetitor направили наше настроение на высокую работоспособность. Мы жалеем, что аккумулятор нашей камеры стоял на сцене на зарядке. Борис (гитарист ВИА) с неоригинальным телекастером с женскополой ритм-секцией вытворяли «свободу на сцене» и «выместили всю ту боль и любовь». Борис бегал по сцене, залезал на мониторы, в одной из песен даже сыграл на басу. Бас-гитаристка, помимо, собственно, самой игры, выгибалась на задний мостик и своими грациозными сценическими движениями приковывала к себе все мужские взгляды, при этом играя риффы как мужчина. Барабанщица с огоньком и энергией вдохновила аж прям сесть за драмкит и выпустить пар от души. Борис выбегал в зал, мы ему помогали с его проводами. Энергетическое выступление было на высшем уровне. Если вы любите Сиэтл, Горана Бреговича, Белую пуговицу, сходите на их концерт – не пожалеете. В записи слушать не рекомендуется.
Разумеется, главным желанием было послушать и посмотреть мастеров новой волны советского союза – группу «Альянс». Услышать два культовых хита «Дайте огня» и «На заре» в оригинале Игоря Журавлева – это вишенка на торте фестиваля. Пусть даже и под плейбек, но звучало всё хорошо. Не повезло со звуком на сцене, но татуированные звукотехники все быстро решили.
Послушали «Смерть на рейве» наших сверстников «Кирпичи», увидели стариков. Пробежались быстро до выступлений «Деревянные киты» и «Образ». «Образ» делали акцент на контрасте «негопническая музыка в гопническом костюме» и в масках. (Привет, Slipknot и Kiss). «Деревянные киты» помогли нам вспомнить легендарные группы «Море спокойствия» и «Весна на улице Карла Юхона».
После мы заглянули в лекторий на интересную беседу Степана Казарьяна и Игоря Тонких о 30-летней концертной деятельности. Много узнали интересных исторических фактов, до этого неизвестным нам. Была огромная очередь на Мотorama, почти как в мавзолей. Не попали. Посмотрели немного Пасош.
Огромное впечатление произвели на нас, как это классически бывает, англичане hmltd и shame. Первые из себя представляли утяжеленные версии ранних FGTH (Frankies Goes to Hollywood) и Scissor sisters. Вокалист – в форме МЧС, гитаристы – в беретах и колготках, клавишник – в клетчатом костюме 1930-х годов, макияж, мейкап и даже накладные усы, музыка выверенная и, конечно же, хореография. Эти проявляли свободу таким вот образом.
Вторые Shame напомнили нам австралийских культовых Midnight Oil. Вокалист из субкультуры модов и ранних скинхедов, похожий на Терри Холла в молодости своим удивительным тембром голоса и исконно британской речью, с бесшабашной энергией заводил зал. Бэк-вокал басиста убеждал еще сильней. В кулисах наблюдали и тусовались hmltd, и в конце выступления тоже выбегали на сцену. Также на сцену выбегали зрители и ныряли в толпу. В зале творилась вакханалия. Мы увидели это, когда сели рядом с FOH. Случайно стали свидетелями разговора звукорежиссеров. Их звукорежиссер был очень разочарован звучанием барабанов (не слышал). Наш отечественный звукорежиссер сказал, что все хорошо с барабанами. Вообще, сцена Гегель оказалась самой глубокой и широкой и была словно специально предназначена для хореографических и динамичных групп с элементами театрализации – чтобы можно было побегать.
Хаски, к сожалению, не успели послушать, так как в это время мы страстно хотели воспеть наш любимый трек от Электрофорез «Маргарет Тетчер, мы выпиваем с тобой каждый вечер» и пошли на их выступление. До них выступал диджей Philipp Gorbachev. После живых барабанов и живых инструментов электронику, как и диджеев, сложно воспринимать. Но, тем не менее, девушки на подтанцовке у парня дополняли звуковой контент.
Не повезло Электрофорезу со звуком – постоянно в течении концерта вырубалось-коротило электричество. Мы ждали наш любимый трек, но он не был сыгран. Миди-микрогитара создавала притяжение больше, чем ремневой синтезатор ака «расческа». Громко было, слов практически невозможно было разобрать, несмотря на хорошую дикцию вокалиста. Терпение у ребят железное, достойно выходили из ситуаций. Зал поддерживал-подпевал а капелла. В конце был сыгран гимн РФ на синтезаторе Виталием. В общем, нужно Электрофорезу заниматься на всякий случай акустическими версиями своих песен, чтобы всегда можно было в любых условиях сыграть. Мы ожидали больше от команды, но может из-за технических проблем так произошло. И все же звук нужно было сделать тише.
Задались мы целью увидеть «Кобылу и трупоглазые жабы». До этого, кстати говоря, удалось увидеть даже ЕЩЕ НИКАК. Множество инструментов и людей на сцене. Фронтмен, как и Борис, тоже выходил в зал. Обилие инструментов – от укулеле, виолончели, гитары, трубы и фисгармони со скрипкой. Это мы слышали уже в начале 2000-х годов, что нам напомнило «Мало места». Там нужен для полного счастья контрабас или туба. «Кобыла и трупоглазые жабы» выступала под кардебалет в черных футболках с белыми буквами со словом «ЛЕНИН» и тоже в белых масках. Слов тоже практически невозможно было разобрать, но весело.
И тут мы совершенно были очарованы милыми нежными девочками в гриндерах, с брекетами и пирсингом Kælan Mikla, зёмами не абы кого, а той САМОЙ «танцующей в темноте», которые на свой внешний вид и электронно-мрачный dark, пленили наши сердца. Не знаем, может у нас карма такая, и на нас так реагирует, но в одной из песен у девочек что-то пошло не так, звук вырубился. Мы даже захотели остаться и до слушать до конца. Но Slaves, как не крути, оказались сильней, и не потому что хэдлайнеры, но действительно. В принципе, это такая некая версия Dresden Dolls и Xiu Xiu. Мощно, экономично, монотонно, временами однообразно, но удобно. Барабаны и гитара с кабинетом, и не нужно лишних ртов.
В целом, фестиваль независимой музыки БОЛЬ 2018 удался. «Жизнь – Боль, Киркоров – король», как было нарисовано в фастфудовском ларьке. Чувство, что музыкальная индустрия омолодилась молодыми музыкантами и слушателями. Публика была как раз 20-летняя по большей части. Выросло уже новое поколение, и это поколение музыкантов и слушателей будет формировать современную музыкальную культуру и индустрию. Если говорить об отечественной музыке, группу sssshiiit и «Альянс» будут слушать лет через несколько. Про остальных затрудняемся ответить. Но это, как говорит новоявленная звезда Гречка, «все равно». Звук очень громкий, и с этим нужно что -то делать. Понятное дело, всем угодить невозможно, но социальная психо-акустическая проблема задает вектор уже несколько лет. Фестиваль очень хороший и радует, что он растет и процветает, даже со своими резидентами появляются новые имена. Единственное пожелание, чтобы было побольше «не риффовых групп».