Что добавить в плеер: альбом Васи Обломова «Долгая и несчастливая жизнь»

Новый альбом Васи Обломова «Долгая и несчастливая жизнь» отсылает нас к Летову, к прекрасному психоделическому альбому Гражданской обороны 2004 года. Надо напомнить, если кто-то вдруг не слушает Г.О. ежедневно, тот диск отличался необычайно чистым звуком и почти полным отсутствием социальной и политической критики. У Обломова получилось не о гражданской обороне, а о бунте в карцере повышенного комфорта, но обо всём по порядку.  

 

альбом Васи Обломова «Долгая и несчастливая жизнь»

 

Песня «Порядок» начинает альбом пространным перечислением, в упрощённой стилистике Бродского, которого уже напрямую упомянут в третьей песне. Нас сразу приглашают стать насмешливыми созерцателями безобразия, творящегося в пределах границ, предлагают спускать пар в понимание, что всё это неправильно и безобразно, а понимание само очертит границы и выведет вовне. Ты бессилен что-либо изменить, но хотя бы не один страдаешь и стыдишься, есть возможность идентифицировать себя с героем.

«Во внутренней эмиграции» описывает доступнейший для офисного сотрудника выход, переживающего о судьбах родины: песня о целевой аудитории альбома, если упростить. Печальная усмешка над неуклюжим, бездеятельным эскапизмом разночинца-современника. Вообще, лирические герои Обломова выбраны с точным, но неясным расчётом: интеллигент поржёт над наивным до идиотизма описанием книжных полок в магазине, простой работяга – над офисным эмигрантом в кустах, сам Вася смеётся над всеми и даже над самим собой – как нам искать точки соприкосновения не сказано. Хотя бинарные оппозиции являются единственной реальностью в России, они не выдерживают критики. Выйти с этого поля на русское поле экспериментов – значит потерять шаткое равновесие, пресловутую стабильность, рухнуть в пёструю, бурлящую пропасть. Вот и Обломов всё понимает. Как сделать всё лучше? Да очень просто: меньше говорить, больше делать, не воровать, научиться уважать друг друга, признать, наконец, наличие глубокой болезни всего общества. Всё это очень просто, рационально, но настолько невозможно, что всплывает единственный русский вариант: «Если хочется поспорить с другом:/ можешь – промолчи, не можешь – пей».  

Центральной композицией всей пластинки является «Человек херовый». Она ярче большинства представленных в музыкальном плане, бодрее в речитативном. Это песня-манифест, песня-ответ на вопрос «Кто виноват?». И ничего не сделать, пока итоги отрицательной селекции почти века российской истории не изживут себя, не переродятся во что-то другое. Только пока мы движемся в обратную сторону. Абсолютно лучшая песня «Жить всегда», записанная с Глебом Самойловым, напоминает о жутком времени; если не посмотрите до гениальности простой клип, то не поймёте, о чём речь. Клипу почти полтора года, отчего песня стоит совершенно обособлено.

 

 

Диск получился как всегда искренний, но проходной, больше напоминающий хороший сборник. В нём нет хита, типа «Многоходовочки», музыкальных экспериментов или кардинального обновления тематики. Василий Владимирович профессионал, а потому понимает, что лучше сделать просто и хорошо, чем рвануться за неподъёмной целостностью и надорваться.

Есть здесь и не только социальная критика, но вполне лирические композиции. «Memento mori» (Из к/ф «Духless 2»), с цитатой из Цоя, «Прощай» (feat. Паша Чехов), а последняя песня «Живи» (Из к/ф «Призрак») своим музыкальным и поэтическим рядом должна вывести слушателя на оптимистичный лад. Другое дело, что после такого массива политики и социальных тем невозможно просто так взять и отвлечься.

Слушатель получает, что ожидал: приятный, аккуратный звук, справедливую критику русской реальности, привычную интонацию.

Постмодернистская игра в узнавание – действенный приём, который Вася освоил давно. Музыкант прекрасно владеет арсеналом советских кинокомпозиторов, поэтому слушатель воспринимает мелодику некоторых песен как родную: он что-то такое уже слышал. Да и что у нас есть советского, объективно для всех хорошего и любимого, как не фильмы? Дважды композиции заканчиваются отрывками из «Золотого телёнка».

Новый альбом Васи Обломова «Долгая и несчастливая жизнь» демонстрирует неприглядное, измученное существование страны и всего народа, певец-оратор чаще всего наискосок проходит всю абсурдность образа жизни здесь и добавить к этому абсолютно нечего. Здесь тебе и Сирия, и Америка, спонсирующая запрещённую в России террористическую организацию ИГИЛ, и Савченко, санкции, недовольство обывателей по поводу русской культуры, и прочее, и прочее. Обломов показывает нашу коренную противоречивость через антиномии.

К примеру, песня «Адекватный ответ», рассказывающая о противодействиях санкциям простых людей – там что угодно, только не адекватность. И если бы лучшей фельетонности старого «Сатирикона» добавить пластичности, превратить альбом, например, в абсурдистский мюзикл, он мог бы прогрохотать по всей стране, если не по миру, потому что большое видится издалека.

Вася не хочет обламывать своего слушателя, да и ниша жёсткой критики давно и прочно занята Михаилом Борзыкиным, долгих ему лет. Добротная, форматная пластинка. Приятно получить ожидаемое, услышать вербализированные – свои! – мысли со сцены и покачать головой на всю нашу долгую и несчастливую жизнь, на эпоху, на имперскую болезнь. И то ли дело в том, что эпоха жидковата, то ли ему не насрать на своё лицо, но от талантливого музыканта ждёшь большего, нежели ясной гражданской позиции, как бы ты ей ни симпатизировал.

 

Слушать альбом Васи Обломова «Долгая и несчастливая жизнь»:

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.