Умер Джон Хасселл. Рано утором 26 июня, после года борьбы с болезнью, композитор скончался. Ему было 84 года. Об этом сообщили представители семьи музыканта.
«После чуть более года борьбы с болезнью Джон умер мирно рано утром естественной смертью, — говорится в заявлении, опубликованном в Facebook. — Он дорожил жизнью, и покинуть этот мир было нелегко, так как он хотел поделиться гораздо большим в музыке и видении мира».
В апреле 2020 года его друг и соратник Брайан Ино запустил проект GoFundMe, чтобы собрать средства для решения «долгосрочных проблем со здоровьем» Хассела.
В своем заявлении семья Хассела подтвердила, что все дальнейшие пожертвования: «Позволят сохранить и издать огромный личный архив его музыки, — добавив — мы также надеемся предоставить помощь в виде стипендии и вклада в решение проблем трудовых прав музыкантов».
Хасселл родился в Мемфисе и учился в музыкальной школе Истмана при Рочестерском университете, а затем перебрался в Европу, чтобы учиться у Карлхайнца Штокхаузена (Karlheinz Stockhausen). Среди его одноклассников были Ирмин Шмидт (Irmin Schmidt) и Хольгер Жукай (Holger Czukay), которые позже основали CAN. По возвращении в США, Хасселл стажировался в Центре творческих и исполнительских искусств SUNY Buffalo, где он впервые встретился с американским композитором-минималистом Терри Райли (Terry Riley).
В 1968 году Хасселл работал над первой записанной версией работы Райли In C. Позже он присоединился к экспериментальному коллективу Theater of Eternal Music и Ла Монте Янгу (La Monte Young), много учился под руководством их общего наставника, индийского певца Пандит Пран Натха (Pandit Pran Nath). Именно у Натха Хасселл научился использовать техники вокальной традиции Kirana gharana на трубе.
Первый альбом Хассела — Vernal Equinox, выпущенный в 1978 году, стал началом новой музыкальной эстетики, которую он позже назвал «Четвертым миром».
Сам Джон так говорил об этом: «Четвёртый мир» — это единый примитивно-футуристический звук, сочетающий черты мировых этнических стилей с передовыми электронными технологиями»; сочетание «первого» и «третьего» мира, «метаклассического и метапопсового».
Vernal Equinox привлек внимание Ино, с которым Хассел сотрудничал над Possible Musics / Fourth World Vol. 1 в 1980 году.
Позже были коллаборации с Дэвидом Сильвианом (David Sylvian), Питером Гэбриелом (Peter Gabriel) и Tears for Fears. Хасселл еще больше углубился в концепцию «Четвертого мира», оказавшую влияние на многие жанры музыки. Его работы предвосхитили глобализацию музыкальной культуры, которая ускорилась в эпоху Интернета.
Как сказал Энди Бете (Andy Beta): «Хасселл был очень воодушевлен и осторожен в отношении того, что артисты продолжают исследовать музыку «четвертого мира». Сам Джон говорил: «Теперь мы находимся в цифровом мире, беря миллисекунду или несколько миллисекунд того, что находится в цифровой области, и превращаем это во что-то еще… оригинала больше нет. У вас есть копия копии копии копии».
В 2000-х Джон Хасселл записывался с такими исполнителями, как k.d. Lang, Ани ДиФранко (Ani DiFranco), Имоджен Хип (Imogen Heap) и проект Frou Frou. Его последний студийный альбом Seeing Through Sound (Pentimento Volume Two) вышел в 2020 году.