Альбом UNKLE – The Road, Pt. 1: шедевр в пяти частях

Джеймс Лавель в августе наконец вернулся в индустрию трип-хопа с первым за семь лет альбомом UNKLE – The Road, Pt. 1. В своих интервью Лавель рассказывал, что хотел «вернуться к корням» в новой работе. Не знаем, что имел ввиду музыкант, но хип-хопа, с которого он начинал в начале 1990-х, на пластинке практически нет. Это лишь небольшое замечание, и оно не касается качества работы, поскольку The Road – это продуманная история с философией, самокопанием, библейскими отсылками и атмосферой, характерной только для UNKLE.

Альбом UNKLE – The Road, Pt. 1 рецензия

«Дорога» состоит из нескольких условных частей, каждая из которых начинается с короткого предисловия в виде эпиграфа длиной меньше минуты. Такие комментарии призваны конкретизировать то, что слушатель найдет дальше. Всего их пять, и каждый из них Лавель называет «итерацией» (вероятно, потому что текст содержит много повторений).

Первая итерация голосом Брайана Кокса под монотонный ритм и синтезированный звук, похожий на органный, призывает слушателя посмотреть на себя: «Have you looked at yourself? And have you thought about the mistakes you’ve made? And the road you’ve walked? This is your story». Уже здесь чувствуется самоанализ Лавеля. Он призывает к этому и слушателя. А для себя музыкант решил, что от своей сущности и от своего прошлого не убежать (вероятно, это связано с кокаиновой зависимостью, которая несколько подорвала карьеру). Единственная надежда – поддержка близкого человека.

Эти темы очередью проходят через первую часть. Сначала Farewell – с постепенным нарастанием монотонного фортепиано, к которому подключается глухой бит и несколько инструментов. Затем Looking For the Rain с ненавистью к Иуде, мольбами о дожде, сожжением и восточными мотивами. В конце этого трека шторм начинается, и тема шторма будет прослеживаться на протяжении всей пластинки. Последним шагом цикла стала Cowboys or Indians, где акустическая мелодичная часть чередуется с монотонной синтетической. Под жесткий бит мы слышим речитатив, в котором Эллиотт Пауэр рассуждает об ошибках. А закрывает песню звук аппарата сердечного ритма, что символично в контексте лирики.

Уже в первых четырех треках чувствуется несколько главных настроений пластинки: меланхолия, расслабленность, гнев и бегство. Они и приводят музыканта и слушателя к Дороге. В этих же треках мы можем оценить несколько молодых приглашенных гостей. Да, сейчас это не такие звезды, как раньше (напомним, что с UNKLE работали Том Йорк из Radiohead и Иан Браун из The Stone Roses), но они идеально вписались в пластинку. Джеймс Лавель отметил это, говоря о Cowboys or Indians:

“Трек ссылается к тем записям, которые я слушал будучи подростком. Когда я подрос, то столкнулся со звуковыми системами, хип-хопом, пост-панком и эйсид-хаусом. Я пытался объединить эти влияния в современном ключе, работая с такими молодыми артистами, как Эллиотт Пауэр, YSÉE и Mïnk. Их вдохновение сделало альбом более актуальным. Эллиотт Пауэр истинный англичанин, он не такой рэпер, какими хотят стать американцы. Он привносит британское мультикультурное чувство в музыку”.

Вторая итерация называется How Do You Feel? Под женский вокал и звуки радиоэфира автор рассказывает, что чувствует, и призывает слушателя поведать о своих чувствах в ответ: «Feel movement, I feel hanging, I feel inspired, I feel fucked up. How do you feel? Tell me how you feel». Вторая часть содержит всего один трек No Where to Run / Bandits. Это качающий бас, монотонность, фортепиано, тягучие гитары и немного синтезатора. Именно здесь лирический герой признает, что не может уйти от проблем и обреченно «следует за солнцем».

Итерация номер 3 призывает продолжать бежать. То ли просто вперед к развитию, то ли от преследователей. В хаосе речитативов и битбокса понятны только несколько слов, из которых становится ясно, что убежать сложно. Данная часть содержит пару композиций: Stole Enough и Arms Length. Первая – это полифония звуков под фортепиано и скрипку. Вторая – типичный для Лавеля, но нетипичный для альбома UNKLE – The Road, Pt. 1 трип-хоп-трек с жестким битом и множеством синт-эффектов. 

Альбом UNKLE – The Road, Pt. 1 рецензия

Четвертая часть начинается с небольшого рассказа под фортепиано о встрече с Богом. В Sturdust лирический герой встретил Бога на дороге. Он решил спросить Творца о том, куда тот направляется. И тот рассказал, что «собирается вступить в рок-группу, жить на Земле и освободить свою душу. Все мы – звездная пыль».

Здесь мы встречаем тревожную, словно от Radiohead, песню  Sonata – с клавишами из фильмов ужасов, расплывчатым женским вокалом и темой любви в лирике. Ближе к концу и здесь проявляются синтезатор и электронный бит, которые отвлекают на себя всё внимание. В этой же части находится заглавная композиция альбома: The Road. Именно здесь Лавель попадает на свою дорогу. Он чувствует возвращение. Это проявляется в динамике и гармонии The Road. Здесь настроение человека, нашедшего своё место. Интересно, что радость проявляется в невероятном богатстве музыки, которая вплотную подходит к шугейзу. Вероятно, именно это настроение имел ввиду Лавель, когда говорил о возвращении к корням: 

“Я давно не записывался, и теперь образ UNKLE изменился, стал тем, чем является сейчас. И это сделал я один. По этой причине я хотел записать пластинку, на которую не был способен раньше. Я возвращаюсь к корням, из которых вырос, возвращаюсь в современный Лондон”.

Последняя, пятая итерация, называется «Друг или враг». Это стих, простой, ритмичный и философский. Он подводит итог: «a moment gone/ the moment sold/ we’re up on claim/ we’re on the road». В этой части приходит понимание, почему в названии альбома присутствует приставка Pt. 1. Очевидно, что Дорога не может быть конечной точкой. Sunrise (Always Comes Around) подтверждает вывод: «Things keep on changing/ I keep on running». Это ритмичный, стремительный, в то же время нежный и гладкий (в этом месте идеально подойдет эпитет Smooth) трек. Закрывает главу и альбом масштабная, эпичная, размашистая, как клип, баллада Sick Lullaby. Это медитация, эмбиент, созерцание, прощание и колыбельная с призывом «Please, Don’t go».

На Metacritic альбом UNKLE – The Road, Pt. 1 получил оценку в 71 балл от критиков и 76 от пользователей. Результат не выдающийся, но его можно объяснить и им можно гордиться. Во-первых, у UNKLE весьма специфичный жанр. Во-вторых, The Road, Pt. 1 не является полноценным альбомом. Это скорее философская история, где поднимаются сложные темы. И Джеймс Лавель сумел неплохо их раскрыть в музыкальном формате, используя лишь точные формулировки и свой талант композитора и диджея. В-третьих, пластинка не соревнуется с великолепными War Stories и Where Did the Night Fall. У нее другие цели. И напомним, это только начало. Что касается нашей оценки, то можете взглянуть на заголовок. UNKLE нашел свой путь.

Слушать альбом UNKLE – The Road, Pt. 1:

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.