В продажу поступил новый альбом Regina Spektor — Remember Us To Life. Регина Спектор не самая известная и популярная певица, но есть довольно широкий круг людей, которые ценят её и её творчество. Это неудивительно, поскольку у неё есть свой неповторимый стиль.
Появившись на горизонте в начале нулевых, она покорила продюсеров, слушателей и других инди-музыкантов своей гибкой манерой петь, чарующими мелодиями, рассудительной, но романтичной лирикой. Более того, она не терялась в куче инди-команд и исполнителей, пытаясь уйти от традиционного, даже в контексте независимой музыкальной сцены, звучания. Вероятно, уклонение от шаблонов и клише послужило главной причиной того, что успех не заставил себя ждать. Слегка безумная, на своей волне, Спектор успела возглавить чарт Billboard, поднялась до 20-й строчки в рейтинге Billboard 200, а её музыка встречается в куче фильмов, сериалов и рекламных роликов. Разумеется, с 2000-го года, когда вышел её первый альбом, Спектор росла в профессиональном плане. К новому десятилетию она подошла почти как поп-певица. Почти. Да и вообще еще большой вопрос, кто в этом виноват. То ли певица опопсела, то ли мир вокруг в попытке уйти от шаблонов стал безумнее и хаотичнее.
И вот на дворе уже 2016-й год: мы слушаем альбом Regina Spektor — Remember Us To Life, и что мы чувствуем? Забегая вперед скажем: человек, не знакомый с творчеством Спектор, не увидит в новом альбоме значительных отличий от всех остальных. Те же, кто хоть немного знает, кто это и что она делает, сочтут платинку возвращением к старому, изначальному звучанию с нежным голосом в различных вариациях и чувственным аккомпанементом.
Открывает альбом Bleeding Heart — песня о расставании, о разбитом сердце, которая кидает слушателя из тоски в странное, веселое и слегка истеричное настроение и обратно. “But when they walk away/ You wished they’d stay./Never, never mind your bleeding heart”, — повторяет Спектор насыщенным фальцетом с точечными синт-битами и виолончелью на фоне. И это довольно честно, поскольку ощущения примерно похожи: мысли беспорядочны, непредсказуемы и постоянно повторяются. И тактика по преодолению такого состояния всегда одна — разговоры по душам, любимая музыка и время. “Someday you’ll grow up and then you’ll forget all of the pain you’ve endured/ Until you walk by a sad pair of eyes and up will come back all the hurt”, рассуждает певица.
Дальше мы слышим песню о взрослении Older and Taller. Интересно, что это одна из песен Спектор, которые кажутся наивными, детскими, оптимистичными. Певица призывает наслаждаться молодостью, хоть это и звучит как предзнаменование неизбежного взросления. Этот момент поддерживается тревожными струнными, придавая словам еще больше драматичности. Действительно, мы все взрослеем, но знаем ли мы это? Понимаем ли мы этот процесс? Как знать, может мы уже слишком стары, чтобы наслаждаться жизнью с детской непосредственностью? Остается только последовать совету и пытаться выжать всё из своего возраста.
Тем не менее, не все треки драматичны. Например, в Small Bill$ чувствуется сильное влияние M.I.A., которая не славится сентиментальностью. Только вокал Спектор вызывает внутренние вибрации. В то же время неторопливая Black and White настолько приторно добрая и сладкая, что хочется её выплюнуть, как горькую конфету, даже не вникая в суть песни.
Во всем альбоме Regina Spektor — Remember Us To Life есть только одна песня, где мы можем насладиться певицей в полную силу, поскольку в ней нет почти ничего кроме вокала и клавишных, как в старые добрые времена. Звук усиливается, инструмент звучит всё громче и упорнее, а голос Спектор, поющей о простых вещах, напротив, становится всё ранимее. «I know the morning is wiser than the nighttime/ I know there’s nothing wrong, that I shouldn’t feel so down/ So many things I know but they don’t help me/ Each day I open up my eyes to look around», — здесь нечего добавить. Просто получайте эстетическое наслаждение от мелодии и голоса.
Следующий трек The Trapper and the Furrier начинается с одного лишь голоса Спектор. Но в игру вступают зловещие звуки пианино, скрипок и прочих благородных инструментов. Их звук нарастает, постепенно становясь шумом, гулом, оглушительным ревом, ассоциирующимся с тяжелой промышленностью. Сравнение неслучайно — песня является умелой метафорой, отражающей проблемы современного общества (What a strange, strange world we live in/ Those who don’t have lose/ Those that got get given more, more, more).
В треке Tornadoland певица рассуждает о жизненных проблемах, о принятии своих внутренних демонов, таких как тревога и депрессия. В конце она приходит к выводу, что стоит прикладывать усилия для их принятия, поскольку монстры в нашей голове хотят быть хорошими, пока мы им это позволяем.
Следующий трек позволяет нам вспомнить, что песни Спектор наиболее сильны, когда имеют четкий стержень из вокала и темы. Обычно такая формула работает настолько хорошо, что лирика практически ранит саму душу. В альбоме Regina Spektor — Remember Us To Life таким треком является Obsolete. “What am I/ Why am I incomplete?” — спрашивает певица. Рассуждать о своем существовании, о своем предназначении, это не привилегия человека, а необходимость. Музыка довольно простая, но именно простота обнажает силу композиции.
Конец альбома получился очень приятным, тревожные нотки переплетаются с красивой мелодией в Sellers of Flowers — песне-воспоминании. Другой трек, Visit, в своей мелодичности и сладком голосе топит главную тему — постоянство изменений и непостоянство жизни.
Можно сказать еще много, но лучше услышать. В новом альбоме Regina Spektor — Remember Us To Life певица пытается вернуться к корням, к тому, с чего она начинала. Отсюда обилие пианино и звонкий прекрасный голос. Но в одну воду дважды не войдешь, и это чувствуется. Во-первых, в манере исполнения и во владении инструментом — невозможно не заметить прогресс Спектор. Во-вторых, лирика стала более личной, певица говорит от том, что чувствует, что её волнует. И эти темы близки каждому из нас, поэтому воспринимаются слушателем очень лично. Это чувственный альбом, где-то грустный, где-то радостный, где-то тревожный. Но везде — личный и трогательный. Он заставляет вспомнить, что такое жизнь, усиливая стократно всё, что мы уже когда-то испытали.