В 2019 Джонатан Дэвис показал, что любит ритуалы, иначе не объяснить, почему в тринадцатом студийном альбоме Korn — The Nothing тринадцать позиций в треклисте и вышел он 13 сентября, в пятницу. Мистика окутывает это число, и очевидно, что Дэвис в него так же верит, или умело притворяется для пущего ужаса.
Сложно сказать, как на самом деле Дэвис ощущает это число, насколько сильное значение ему придает, но факт, что оно привлекает внимание остается неизменным уже несколько веков. Играть на истории — хитрый ход, но это далеко не главная фишка нового альбома. Главными составляющими по-прежнему являются звук, вокал, лирика и концепция, которая, к сожалению, не из радостных. Можно порассуждать о развитии группы, но будем честны, звук Korn остается более-менее одинаковым много лет подряд. Незначительные изменения в примочках, стиле игры и особенностях метала заметят только большие поклонники и профессионалы. Но можно заметить изменение мелодики, ритмики, и здесь скорее всего вы услышите истеричные крики «Уже не то! Опопсели!». В этом месте тоже придется быть честными: композиции действительно стали более «приемлимыми» для широкой аудитории, однако для поклонников условной Тейлор Свифт эта музыка всегда будет чуждой и одинаковой. Да и «попса» это настолько же, насколько позволяет назвать её возраст группы.
Статус культовой группы «корни» получили уже давно, и она уже давно стала популярной в музыкальной индустрии. Поэтому что бы ни делал Дэвис и его команда, независимо от того, насколько это попсово или андеграунд, это давно стало «попсой». Как с Metallica, которая «опопсела» еще в 1990-х. Что бы ты ни делал, всегда найдутся те, что орет «уже не те!». Haters gonna hate.
Но вернемся к треклисту. Из 13 песен до релиза мы услышали 3: You’ll Never Find Me в июне, Cold в августе и Can You Hear Me в сентябре. Также мы почитали анонс от Дэвиса:
«Глубоко в нашей Земле живет необычайная сила. Лишь немногие знают о величине и значимости этого места, где добро и зло, тьма и свет, блаженство и муки, потеря и завоевание, надежда и отчаяние — всё это существует как единое целое в каждый момент нашей жизни. Это не то место, куда может привести навигатор. Это осознание присутствия, которое окружает каждый наш вдох, будто за нами постоянно кто-то наблюдает.
Это место, где темная и светлая энергии присоединяются к нашим душам и формируют наши эмоции, выбор, перспективу и, в итоге, само наше существование. В этом вихре есть чудесное и маленькое царство, и это единственное место, где существует баланс между динамическими и полярными силами — где душа находит свое убежище. Добро пожаловать в … The Nothing«.
Действительно хочется верить, что Дэвис знает, о чем говорит. Синглы подготовили нас к жесткой, но мелодичной записи. Их вопросительная интонация сбивает с толку, открывая при этом мир The Nothing. В них есть отчаяние, трагедия и борьба. Начало в виде The End Begins предлагает долгое путешествие по миру, зовет, описывая его волынкой, гитарами и рыком баса, громом барабана и предупреждением «They’re coming». Полторы минуты необходимо, чтобы вы согласились пойти и дослушали до следующего трека. Начало должно отправлять в нокаут, чтобы вы не смогли сопротивляться до конца альбома. Первый трек аккуратно, почти нежно, со злорадной улыбкой и слезами просит пройти за ним, но напор и мощный хук, что наносит хаос Cold, уже не дает вам оправиться. Вы и не захотите уйти, требуя реванша и объяснений. И они будут.
Дальше начинается обещанное путешествие: блуждание во тьмах в мелодичной (насколько это возможно) You’ll Never Find Me, бесконечная чехорда хаоса и мелодии, порядка и разгрома в The Darkness is Revealing, разъяренный хэдбэнгер Idiosyncrasy и загадочный, индустриальный хоррор The Seduction Of Indulgence. В этом месте необходимо осознать, куда ты попал. Это личный ад Джонатана Дэвиса, боль, через которую он прошел, форма личной психотерапии для него. The Nothing — первый альбом, записанный Дэвисом после смерти жены и матери. Он пытается передать зрителю чувства, через которые он прошел. «В прошлом году я прошел через ад, и мне пришлось смириться с тем, что я пережил, и провести слушателя через это переживание. Я не знаю, как это объяснить, но это захватывает меня. Когда вы слышите, как я плачу, это не фейк. Это то, как я прохожу через всё. Некоторые люди сходят с ума. Мой способ — это музыка«.
Некоторые эмоциональные срывы можно услышать в The End Begins, но лучше всего это получается в треке Finally Free. Меняется всё: звук, вокал, эмоции, настроение. Трек легче и плавнее, чем весь остальной альбом. Гитарист Джеймс Манки Шаффер рассказал о нем: «Он полностью связан с его женой и ее смертью. Она прошла через многое. Они вместе как семья пережили очень много, и если вы знаете кого-то, кто боролся с зависимостью, как я, и как многие из нас в этой группе, вы иногда чувствуете, что не можете победить этих демонов. Она наконец-то свободна, и именно так родилось название песни«. Finally Free выглядит белой вороной, которая разделяет путешествие на две равноценные части: хаотично-тяжелую до и истерично-напористую после, где с каждым треком становится сильнее, громче, жестче и больнее.
Лишь финальный трек Surrender To Failure напоминает, что мы в незримом, пустом мире: он пыльный, тихий, коричневый и темный. Изредка слышны индустриальные звуки, они усиливаются, приводя гостя в состояние сумасшествия. Вокал Дэвиса точно передает это чувство: от осторожного тихого, через усиление и хрип к плачу в конце. Фронтмен на протяжении всего альбома усердно работал с вокалом: редко встречаются треки, где показана только одна его сторона. В каждом есть «человеческий» голос и «звериный» рев, а в некоторых и более тонкие, чувствительные, ранимые нотки.
Альбом Korn — The Nothing стал подарком группы поклонникам, которые отмечают двадцатипятилетие любимого коллектива. Он получился сильным, концептуальным, убедительным и не ушел далеко от первоначального звука. Но при его прослушивании не покидает чувство, что он может стать последним перед концом или перед долгим перерывом. В нем есть завершенность, точность и сплоченность, чего не было в такой же степени в предыдущих альбомах. Впрочем, 25 лет назад очень многие сомневались, что группа проживет так долго и станет заслуженным ветераном метала. Мало кто думал, что их лучшая запись появится в 2019. Несмотря на тяжелые обстоятельства её появления, альбом претендует на звание одной из лучших метал-пластинок года. Будем надеяться, что у группы все будет хорошо, и больше не будет таких поводов для написания, а пока включайте погромче.