Альбом Би-2 – Горизонт событий: уверенная поступь с риском провала

Десятый альбом одной из самых мейнстримовых рок-групп России Би-2 – Горизонт Событий вышел 29 сентября. Не будем скрывать, мы ждали его. Заинтриговали синглы, которые начали выходить еще год назад: смеясь над высокоморальными «Лайками», зимуя с «Алисой» и «Птицей на подоконнике», ускоряя «Летчика» летом и угорая с Джоном Грантом в «Виски» уже в сентябре. Это не то ожидание, которое невозможно стерпеть, а почти спортивный, здоровый, музыкальный интерес. Во-первых, интересно, как в пределах альбома сойдутся классический роковый “бидвашный” стиль, около-трип-хоп, русская-псевдонародная, Мирон и толпа приглашенных гостей. Во-вторых, Би-2 последнее десятилетие были больше музыкальным брендом, нежели группой, от которой ждешь откровений: есть они и есть, и нам хорошо и вам не хворать. Два этих фактора встают ультимативной стеной интриги на пути полного игнорирования пластинки.

Что предлагают Шура, Лева и компания спустя три года после антивоенного #16плюс? Это 11 треков основы в виде “классического бидвашного саунда”, экспериментальных выходов за его пределы и метафоричных текстов со множественным смыслом, а также пятерка бонусов с ремейками и приглашенными гостями. Это та часть, в которой группа снимает с себя ответственность, и, будто устав, уходит на второй план.

Открывает пластинку услышанный летом “Летчик”. Это размеренный трек с обилием электричества и четким ритмом, который оттесняет традиционные инструменты. От начала к концу напряжение и громкость усиливаются, а количество инструментов и синт-эффектов увеличивается, что роднит трек с трип-хопом. Текст написан от лица сбитого пилота, который рассказывает о своих ощущениях. При этом одними эмоциями лирика не ограничивается, есть философские обороты, которые намекают на двусмысленность трактовки. Кто-то видит политические мотивы, кто-то – дела сердечные. Истина, как всегда, где-то посередине. Вряд ли после #16плюс заслуженные артисты отойдут от политики и антивоенных тем. С другой стороны темы отношений и сердечных мук прослеживаются на протяжении всей дискографии Би-2.

Ранее мы задавались вопросом, почему бы не ускорить “Летчика”, а кто-то даже так делал, получая динамичный, уверенный хит. С выходом “Горизонта событий” стало ясно, почему динамика трека оставляет желать большего: из-за “Черного солнца”, которое стоит под вторым номером. В нем есть скорость, необходимая “Летчику”. А ставить рядом два одинаковых трека – музыкальное самоубийство. В “Солнце” политические и антивоенные наклонности проявляются более четко: “В багровых тонах расцвела паранойя./ В соседней Вселенной случилась война./ Магнитное поле неравного боя/ Смертельной волной приближается к нам”. “В колокол бьёт, объявляя тревоги,/ Печальный призрак нашей свободы”.

Песня Би-2 – Лётчик

Около революционные настроения прослеживаются в “Теме века” – качающем гитарном треке с удобным ритмом, с придыханием и с эффектом зажеванной пленки. Интересно, что в большинстве текстов поднимаются проблемы современной российской действительности, но нет предложений по их решению или открытых призывов что-то менять. Громкие, почти гимновые, припевы в лучших традициях рока являются апогеем осознания личностью своей свободы и индивидуальности, но не более. В результате проблемы государства или общества перекладываются на плечи людей примером лирического героя, призывая для начала изменить своё мышление. Сложно и банально одновременно. Такой подход уменьшает эффект от мощной и безусловно сильной музыки.

Впрочем, сами музыканты признавались, что не могут вести людей за собой, поскольку не знают, куда идти. “Ни одна революция не привела ни к чему хорошему. Самое сложное — не кричать и стрелять, а каждый день делать свое дело и делать его хорошо. Я всегда восхищался людьми, которые всю жизнь на протяжении 20-25 лет ходили на одно и то же предприятие. Вставали утром, выполняли свою работу, заботились о детях. Вот настоящие герои…”, – рассказал Лева в интервью “Новой газете”. “Однако пришло время для перемен. Глобальных и смелых. Молодое поколение должно научиться брать ответственность на себя за своё будущее, минуя крайности. Пока не стало поздно!”

Здесь цельность заканчивается и начинается смешение тем, исследование смежных вопросов, а иногда совсем противоположных. Например, “Детство” уходит от политики и проблем государства совсем далеко, но в контексте “Горизонта” это к лучшему. Трек, посвященный музыке и о музыке, представляет собой самый каноничный блюз-рок, на который слушатель и не рассчитывал. Но сюрприз приятный. “Философский камень” оптимистично и легко огибает острые углы социальных тем в угоду исследования личности и судьбы, поиска себя и смысла жизни. Годовалые “Лайки” протестуют против масс-медиа, социальных сетей и навязанного стремления к популярности под задумчивый мотив.

На музыкально ровном Би-2 – Горизонт событий трек “Виски”, записанный с Джоном Грантом, – чистой воды эксперимент. К сожалению, далеко не самый удачный. Кроме того, без клипа трек будет совсем размытым. Видео поднимает больше тем, ставит больше вопросов и конкретизирует лирику. Трек неоднозначен во всем. Текст кому-то позволяет упрекнуть группу в русофобии, кому-то дает повод для возношения Би-2 до уровня “современных гениев”. Музыка вызывает рвотные позывы, сложно представить человека, которому она понравится. Ну и Джон Грант – он достоин большего, его потенциал и владение русским языком почти без акцента заслуживают лучшего применения, чем сказка о вурдалаках. Сами Би-2 называют трек и клип “шуткой”. “Просто хотелось снять русский хоррор”.

Вторая основная тема альбома Би-2 – “Горизонт событий” – это эмиграция, или возвращение домой. “Родина” и “Пора возвращаться домой” имеют свои особенности и не могут остаться без внимания, как откровенно проходной “Пофигу” и “Алиса”, которая выбивается из канвы альбома по музыке, настроению, лирике и теме (посвящена памяти Александра Ротаня – гитариста и вокалиста белорусской группы “Солнечная Сторона”, оказавшей сильное влияние на музыку Би-2). Неудивительно, что тема неприглядной родины появилась на альбоме вместе с Oxxxymiron: Шура вернулся в Россию из Австралии, Лева – из Израиля, а Мирон – из Великобритании.

“Пора возвращаться домой” цепляет умеренным ритмом под насыщенный бит, депрессивной гитарой, длинными проигрышами и множеством эффектов, которые стали идеальной основой для речитатива Мирона. Интересно, что во время читки музыка переходит в активную, мощную фазу, когда добавляются реально тяжелые роковые гитары. Также благодаря рэперу песня стала самой сильной в “Горизонте” в плане лирики. Если Би-2 давят метафорами о жизни в чужой стране, то Oxxxymiron вдобавок к этому вспоминает о сталинских репрессиях эмигрантов в 1930-х, о тюрьме в Лефортово в 1920-х, о предателях во времена Второй Мировой войны, о лишениях СССР и о благах Запада, создавая картину неприглядной, но любимой страны. В том же ключе, но уже без рэпа, продолжает “Родина”, где смешались трип-хоп и оркестр Prague Metropolitan Symphonic orchestra & No comments orchestra. Результат – самый красивый звук в альбоме.

нашествие 2016. би-2

В этом месте хорошо бы закончить альбом Би-2 – Горизонт Событий, поскольку здесь территория Шуры и Левы заканчивается. 11 треков вполне достаточно как для альбома, так и для ответа на вопросы о любопытстве и спортивном интересе. Понятно, как жанры уживаются вместе, как группа позиционирует себя сейчас и какие у нее планы. Очевидно, эксперименты с музыкой и стилями продолжатся, а оркестр уже стал неотъемлемой частью не только живых выступлений, но и студийного процесса. Вместе с тем группа по-прежнему любит, холит и лелеет классический русский рок, стараясь его развивать. Нельзя сказать, что это №1 Album, но он действительно лучше большинства мейнстримовых пластинок России.

Альбом Би-2 – Горизонт Событий выдерживает фирменный стиль группы, заданный до этого солидной дискографией. Но эксперименты делают положение шатким. Пластинка, как пьяный эквилибрист с многолетним стажем, балансирует на стыке фанатской любви и скользких, непроверенных приемов. В одних местах поступь уверенная и быстрая, в других – на грани провала и кровавых брызгов на брезенте. В конце концов, пластинка по большей части удачная, с хитами и реально сильными сторонами. Есть проходные или неудачные места, но их мало и всегда можно пропустить.

Слушать альбом Би-2 – Горизонт событий:

 

P. S.: Мы подвели итог альбома Би-2 – Горизонт событий, не затронув бонусы, поскольку в этом месте заканчивается основная часть – часть, подконтрольная Би-2. Если давать какую-то оценку “Горизонту”, то лучше делать это сейчас, поскольку дальше – сборная солянка из приглашенных гостей, которые сами определяют стиль, тематику и направление песен. Это часть рассчитанная строго на любителя, на узкий круг слушателей. Единственная песня, которую можно рекомендовать всем – “ХалиГалиКришна” в исполнении Би-2 и Глеба Самойлова. В ней есть фирменный стиль The Martixx и запоминающийся мотив. “Хороводная” (Би-2 feat. Виктор Сологуб & Mana Island), звучащая как индийская мантра, зайдет в определенном настроении или состоянии. “Иначе” – очередное нецелевое использование таланта Джона Гранта. Специфичный “Дебют”, исполненный с Олегом Нестеровым, музыкально отсылает к азиатской культуре в противовес тексту о советских реалиях, а в “Птице на подоконнике” так много гостей, что их просто тяжело слушать. Нам остается пожелать более осмысленного подбора бонус-треков или их отсутствия.

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.