Проект Sound Up и британский фестиваль Organ Reframed подарили новую жизнь органу

10 ноября в Римско-католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой девы Марии в Москве в рамках проекта Sound Up состоялся концерт участников британского фестиваля Organ Reframed под руководством дирижера Роберта Эймса.

Еще со времен обучения в музыкальной школе, меня заинтересовал орган. Тогда, на уроках музыкальной литературы (предмет, который не просто знакомит с историей музыки, но и учит понимать ее наследие, буквально «вчитываться» в ее содержание) в воображении ребенка этот загадочный инструмент вырисовывался не совсем отчетливо. Что ж, мечты действительно сбываются. Сегодня я познакомилась с «господином Органом» в живую.

 

 

Не могу обойти пару удивительных фактов об этом чуде инженерной мысли. Самый большой музыкальный инструмент в мире может насчитывать более тысячи труб. Каждый орган можно по праву назвать единственным и неповторимым, потому что в мире не существует двух одинаковых экземпляров. Органы уникальны, как и мы с вами.

 

 

Ряды быстро заполняются людьми. В зале собора темно, только по периметру и в центре включено освещение. До начала концерта есть время пройтись по залу и осмотреть его атрибуты. На сцене и по правую, и по левую сторонам установлены Led-экраны, на которых во время представления будут проецироваться удивительные по красочности и причудливости образы. Свет пластичен как сами звуки органа – из них словно из глины лепятся образы. Заглядываю в программку, нас приглашают «нарисовать масштабные музыкальные полотна, будящие в нас историческую память и провоцирующие наши фантазии о мире грядущего».

Тем временем звучит первая композиция – First Cycles Ника Мьюли. Соло на органе уносит мысли бурлящим потоком. Затем наступает момент электронике внести свой плавный ритм, постепенно затухающий, чтобы передать эстафету струнной партии.

На второй композиции Крейга Армстронга Painted in White свет становится ярче. Вступают струнные. Звук приближается, он движется, и он объемный. На экране – черно-белая рябь, словно переливы водной глади. По телу идут мурашки. Некоторые зрители не удерживаются и делают снимки визуального ряда.

Ощущение легкости и парения во многом заслуга акустики зала. Звуки повсюду. Невозможно определенно указать на его источник, музыка пронизывает тебя изнутри и окружает со всех сторон. В перегруженном работой и мыслями мозге образуется свободное пространство, он очищается от тревог и суеты. Из этого чистого объемного пространства музыка где-то глубоко в душе рождает едва уловимые чувства. Струнные плавно и текуче ведут к легкости, наделенные нотками величия и полета. Даже самый беспокойный ум не может устоять и сдается, омываемый этим покоем.

Переходы между сценами гармоничны и неуловимы, как хороший парфюм. Как река, текущая по руслу и делящаяся на притоки, музыка не останавливает своего течения. Мелодия The Molendinar композитора Клэр М Сингер вызвала во мне ассоциации с тягучим темно-янтарным медом, который сначала ложится слоями, а затем расплывается внизу под тяжестью нового слоя, растворяясь в общей массе. Time Diagram for Organ and Strings Марка Фелла погружает нас в атмосферу лесной чащи, где с разных сторон перекликаются звуки инструментов и электроники, ювелирными штрихами вплетаясь в единую картину.

Пришло время отдать дань классику Иоганну Себастьяну Баху. Toccata in F BWV бодро шествует по струнам, трубам и воздуху в зале. Мягко и плавно начинается мелодия Mad Rush Филипа Гласса, но затем бурным потоком уносит воображение в далекий мир. На экране играют яркие краски, которые переходят в более темные тона под Mortus Plango композитора Джонатана Харви, унося в магический полет по ночному небу. Мягкими спокойными волнами проносится по залу Cumulus Totalitas Катрин Лэмб, словно хрустальная колыбельная Вселенной.

Следуем к выходу, куда уже переместились музыканты «Студии новой музыки». Под звуки скрипок и виолончели Fragments of Light Клэр М Сингер я поднимаю взор на героя вечера, один из самых больших органов в нашей стране с маэстро Джеймсом Маквинни за его управлением. Мне захотелось вернуться в этот зал, вернуться к чарующим звукам, которыми была окутана этим вечером.

Я даже сохраняю программку. Не только потому что она откровенно прекрасно написана, но и как напоминание об удивительном путешествии, которое со мной приключилось в этот вечер. Мы, гости, покидаем зал, а затем и собор. Но, надеюсь, первая встреча с Organ Reframed и Sound Up станет только началом.

Больше фотографий здесь.

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.