30 ноября в Москве и 8 декабря в Санкт-Петербурге состоятся большие концерты группы «КняZz» с новой программой «Назад в будущее». Тур был анонсирован в середине августа и начался 6 октября в Калининграде. Недетские впечатления ждут тех, кто придет на столичные концерты: группа долго готовилась к этим выступлениям и планирует увлечь слушателей не только музыкальной программой, но и масштабной визуализацией.
Накануне концертов Андрей Князев рассказал журналисту Eatmusic Евгении Константиновой о том, как защищать себя, о жизни в поездках и личных фестивальных впечатлениях.
ЕМ: Близятся ваши столичные концерты с новой программой «Назад в будущее». Ожидаются ли какие-то дополнения, изменится ли сценография, будут ли сюрпризы в треклисте на этих концертах в отличие от концертов в других городах?
Андрей Князев: Будет всё красиво! Мы готовимся к этим концертам уже давно. Будут экраны, на которых я попутно буду представлять свои декорации и сюжеты по песням, выполненные в 3D-графике. У нас есть небольшие преобразования в составе, большое внимание будет уделяться звуку. Подборка песен ближе к старому-доброму стилю историй-сказок. Будут песни из альбомов «КняZz» и «КиШа» и что-то, не игравшееся ранее.
ЕМ: А какую песню из новой программы вам больше всего хотелось представить на сцене лично?
А.К.: У меня не проект, «КняZz» — это группа. Это важно запомнить. Всё лучшее из «КиШа» невозможно сыграть на одном концерте, тем более что это всё-таки концерт «княzzевских» песен и ряд «кишовских» боевиков для пущего угара и для полноты концепции.
ЕМ: В плане собственных внутренних ощущений для вас есть разница – выступать в родном городе или в чужих? Вашим слушателям стоит съездить хоть раз в жизни на ваш питерский концерт, чтобы ощутить эту энергетику?
А.К.: Во всём есть свои прелести. Многое зависит от того, к чему приурочено выступление. В наше время туры в поддержку новых альбомов перестали завлекать людей. Всем хочется ходить на хиты. Не скажу, что я в восторге от такого положения вещей, но таковы нынешние реалии. Поэтому каждый год мы изобретаем что-то мощное и крутое, чтобы люди и мы вместе с ними получали кайф, и не было чувства зря потраченного времени.
ЕМ: Как вы вообще относитесь к движению выездных? Это оправдано, или это малопонятная трата денег – в том случае, если на выезды отправляются люди из тех городов, в которых регулярно проходят концерты?
А.К.: Есть такой стиль жизни, называется — рок-н-ролл! И этим всё сказано. Кто понимает это — способен поехать хоть на край света, если надо. Я недавно с женой побывал на венгерском фесте Sziget, и данное путешествие крепко засело у меня в голове. Я получил море эмоций: послушал кайфовые группы, попал под ливень, ходил по грязи, и я хочу ещё. Не каждый человек в одночасье может организовать себе поездку за границу, но прокатиться по родной стране ради рок-концерта могут многие.
ЕМ: А вы ездите на концерты любимых команд (например, в Европу)?
А.К.: Да, конечно! У нас с супругой большие планы на подобные путешествия.
ЕМ: Если человек в душе панк, а по жизни – финансово успешный, с хорошей работой, ответственный семьянин (или такого просто не может быть?) – в чем ему реализовать свое панковское начало так, чтобы это было безопасно для семьи и работы? Сходить на концерт – достаточно? Сохранить 15-летнего панка внутри взрослого успешного себя – реально?
А.К.: Мне нет дела до игры слов: панк — не панк. Для меня важнее всего является понимание своей внутренней свободы. Надо поступать так, как хочется, и быть внимательным к себе. Просто не загоняйте себя в рамки и живите с удовольствием. Но если у вас заболят зубы, то помните — этот дискомфорт временный. Просто в жизни бывают шероховатости, и они неизбежны.
ЕМ: Вами создано уже огромное количество песен-историй, песен-сказок. Как к вам до сих пор приходят все новые и новые сюжеты, без повторов?
А.К.: Ну, вообще-то повторы случаются. Просто останавливаюсь и ищу другую идею.
ЕМ: В чем различие между сказками, которые рассказываете вы, и мрачными сказками под иным углом, которые рассказывала, например, группа «Агата Кристи»?
А.К.: Я не слышал сказок от «Агаты Кристи». Мне нет дела до сравнений, ибо это пустая трата времени. Каждому направлению — свои проводники.
ЕМ: Говоря в своих текстах о темной стороне, вы не волнуетесь, что однажды оттуда тем или иным образом ответят?
А.К.: Не волнуюсь. У меня повествовательный стиль, и в каждой работе кроется смысл, как в баснях. Да и персонажей – как злых, так и добрых – немало.
ЕМ: У Вас есть какая-то духовная защита, обращаетесь к духовным практикам?
А.К.: Я больше предпочитаю интеллектуальное нападение. Я работаю над развитием своего творчества и стараюсь не отвлекаться на провокации со стороны внешнего мира. Держаться своего любимого дела — вот главная защита.
ЕМ: Сказки каких народов мира у вас самые любимые, и менялись ли эти предпочтения в течение жизни?
А.К.: Славянские, скандинавские, британские, немецкие, ирландские… В общем, вся Европа. Мне интересен национальный фольклор: былины, поверья, народные сказания.
ЕМ: Это хорошо, что сказки адаптируют, и с самого начала, в детстве, мы получаем их без леденящих кровь подробностей, которые нередко есть в оригинале? Не сложно ли потом воспринимать оригинал, когда в голове уже засел адаптированный вариант? Какая история Вас в свое время удивила самым большим контрастом между версией для детей и оригиналом от автора?
А.К.: «Морозко», например. Но в этом вся прелесть: найти что-то доселе скрытое.
ЕМ: Вы смотрите байопики? Как относитесь к ним?
А.К.: Нет, не в теме
ЕМ: Какие музыкальные пристрастия у вашего коллектива? Что слушают ваши музыканты?
А.К.: Рок-музыку слушают все, и все одинаково ненавидят музыкальный ширпотреб и попсню. Музыканты — народ всеядный.Если это хорошая музыка, мы воспринимаем ее независимо от того, какой это стиль.
ЕМ: Есть ли какой-то музыкальный стиль, который вашей команде очень нравится, и вы бы хотели включить его элементы в музыкальный материал, но еще не пришло время, или пока непонятно, как эти элементы обыграть?
А.К.: Открою вам секрет: мы в музыке делаем всё, что нам хочется. Ограничений нет. Захотели фолк-рок — записали «Предвестник»; захотели помощнее — сделали «Тайна кривых зеркал». Но проблемы есть, и они не в стилях, а в записи. Не всегда на студии выходит то, что хочется, но мы над этим усердно пашем.
ЕМ: Когда выступаете на больших рок-фестивалях, ходите слушать чьи-то выступления?
А.К.: Обычно нет. Из-за кулис особо ничего не увидишь, а в зал ходить — не вариант.
ЕМ: Как вы оцениваете на данный момент положение с рок-фестивалями в России? Всего ли достаточно или чего-то не хватает? Нужны ли новые фестивали, и если да – какого формата, какие ниши пустуют? Фестивальная культура сейчас – ее можно оценить на отлично, на хорошо, на удовлетворительно?
А.К.: Я это никак не оцениваю. Есть фестивали и хорошо. «Рока над Волгой» не хватает.
ЕМ: Каковы ключевые отличия российских групп, играющих поп-панк, пост-панк, от британских, немецких и американских?
А.К.: Регулярно на зарубежной рок-сцене появляются новые имена, которые вносят что-то новое. Вслед за этим появляется куча вторичных команд. Наша рок-сцена вторична. Уникальных групп можно по пальцам пересчитать. Многим кажется, что быть похожим на кого-то — это круто. А есть такие, кто считают себя уникальными, а на деле — ни рыба, ни мясо. Мы слишком русифицированы, чтобы в роке конкурировать с Западом, и это всё из-за менталитета. В нашей стране публика любит попроще, и чтобы запоминалось. На Западе гораздо большие требования, и нет нехватки хороших групп.
ЕМ: Из новых имен кто-то вам приглянулся в последнее время (музыкально, поэтически)?
А.К.: Ничего в последнее время не слушал и не искал. Я безвылазно сижу в 3D-графике и сочиняю новый альбом. Хотя The Living End сделали очередную неплохую работу в 2018-м.
ЕМ: В чем вы видите будущее отечественной рок-сцены? По какой дороге ее развитие, скорее всего, пойдет дальше? Назад в будущее или просто в будущее?
Андрей Князев: Для меня эта тема стала заезженной. Однажды надо прекратить отвечать на повторяющиеся вопросы, ибо это обрекает мой ум на перманентное бесполезное воспроизведение никому не нужной информации.
На данный момент меня прежде всего интересует, что сделаю я и о чём будут мои новые работы. Я сейчас нахожусь в творческом вакууме. Жить и творить проще, когда ты не вписываешься за весь наш рок в целом, а просто развиваешь свой рок-н-ролл. Если я буду давать характеристики, то критики будет неимоверно много, а как известно: чем больше обращаешь внимание на других, тем меньше имеешь своего КПД. Так что, отвечу просто — хой!