Почему так популярны грустные песни: результаты британского исследования

Британский сайт Popbitch опубликовал исследование, которое пробует объяснить, почему среди слушателей так популярны грустные песни. С учетом представленной статистики, можно сказать, что пристрастие слушателя к минорной музыке стало своеобразной показательной тенденцией 2017 года.

Почему так популярны грустные песни: результаты британского исследования

За прошедший год основные хит-парады Великобритании буквально оккупировали песни, написанные именно в грустном ладу: мажорным трекам удалось удерживать вершину жалкие шесть недель, в то время как остальные 45 были отданы лиричным минорным. В процентном соотношении засилье грустных песен составило целых 87%. Начиная с 2013 года, эта цифра менялась следующим образом: 58% (2013), 46% (2014), 29% (2015) и 62% (2016). В разное время, в попытке дать объяснение наметившейся тенденции, британские ученые и их коллеги, участвовавшие в аналогичных исследованиях в других странах, пришли к разным выводам.

Например, еще в 2009 году ученые из Университета Северной Каролины выдвинули предположение, что на музыкальные вкусы масс влияет политическая и экономическая обстановка в мире и в каждой отдельной стране. В критические моменты слушатель отдает предпочтение более душевным, романтичным и медленным композициям. 

Кстати, вопрос темпа музыки не остался без внимания и в исследовании 2012 года, проведенного изданием Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts Американской психологической ассоциации. Проанализировав с точки зрения эмоциональности тысячу лучших песен за последние 50 лет, ученые пришли к выводу, что в определенные сложные исторические периоды публика предпочитает более медленные, усредненные по темпу песни.

Актуальное исследование британских ученых также подтверждает эту особенность: треки, выпущенные в 2017 году, в среднем были записаны под бит в 100 ударов в минуту. Кроме этого, исследователи отмечают, что некоторые музыканты все же идут на компромисс и используют смешение мажорного и минорного ладов. Но наравне с этим приемом композиторы чаще обращаются к минору даже при написании танцевальных песен.

Впрочем, авторы предполагают, что баланс сил вскоре будет восстановлен, так как и результаты статистики, и анализ самих музыкальных произведений показывает волнообразные изменения во вкусах слушателей. Для наглядности ученые привели в пример шесть успешных исполнителей, разделив их две группы — «печальных» и «веселых» лидеров. Мы уверены, что вы прекрасно знаете эти треки.

Лидирующие грустные песни 2017 года:

Ed Sheeran — Shape Of You

Sam Smith — Too Good At Goodbyes

Camila Cabello — Havana

Лидирующие веселые песни 2017 года:

Harry Styles — Sigh of the Times

Clean Bandit — Symphony

DJ Khaled — I’m the One

Занятно, что издание Daily Mail, опубликовавшее исследование для широкой публики, подытожило свою статью следующей фразой: «С тех пор, как в начале 2016 года умер Боуи, все становится более мрачным – как в мире в целом, так и в поп-чартах». Нам же хочется отметить, что проделанное исследование — отличная пища для размышлений как для музыкантов, только идущим к своей славе, так и для тех, кто пытается постичь происходящее в российской музыке.

Как ни крути, а русскому человеку грустные песни близки по духу. Другой вопрос, что, возможно, аналогичный анализ в нашей действительности сможет примирить некоторых с негодованием, почему в России так популярен шансон; почему русский рок настолько душевный, что временами от него хочется выть; и почему в молодом андеграунде так популярен невеселый и местами крайне нигилистический пост-панк. 

В статье использованы работы художника Саши Харитоновой.

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.