Долгожданный концерт The Jesus and Mary Chain в Москве состоялся 17 мая 2018 года в ГЛАВCLUB GREEN CONCERT. Открыли вечер Cruel Tiе. О том, как прошло событие, читай и смотри в репортаже Eatmusic.
На дворе лихие 1990-е, немногочисленные молодежные музыкальные издания начинают процветать и информировать о новых релизах. Впервые вашему покорному попался легендарный журнал под названием «Ровесник», где была рецензия на группу с говорящим названием The Jesus and Mary Chain.
В те стародавние времена нужно было приехать на специальное место по имени «Горбушка», или же искать у мажоров кассету или винил, дабы раздобыть заветные записи…. Не то, что сейчас – кликнуть и тапнуть по экрану и клавиатуре и получить результат. Это была целая магия в квесте! Ну, услышать произведения именно этой группы с таким божественным названием не удалось, но уверовать в крутейшество оной – запросто. Все эти годы название жило в памяти и даже краем уха и глаза материализовалось на экранах, и по вере нашей воздалось нам с ливхой, даже более собственных ожиданий.
Впервые за всю историю шотландская группа The Jesus and Mary Chain (далее по тексту JAMC) дала концерты в Санкт-Петербурге 16 мая и 17 мая 2018 года в Москве в Главклубе. В нынешнем прозрачно информационном, космополитичном мире это стало неудивительной реальностью и даже не событием мирового масштаба, но определенно – важнейшим культурным мероприятием Вселенского эстетства. Вместе с легендарными Sonic Youth по другую сторону океана, родоначальники и праотцы шугейза, взрощенные на паб-роке, удобренные панк-роком, колыбеленные нью-вейвом, укоренившиеся рок-н-роллом, братья Джим и Уильям Рейды (Jim Reid,William Reid) появились своевременно в 1983 году. Напомним, что The Cure уже отгремели с Pornography, Joy Division три года как не существовали.
Братья собрали группу, в один из составов которой входил в будущем легендарный фронтмен Primal Scream Бобби Гиллеспи (Bobie Gillespie). До 1999 года в коллективе переиграло множество музыкантов, но костяк всегда составляло братство Рейд. До 2007 года, в период разрыва и конфликта братьев (ведь любят же шотландцы это дело – братья по лейблу Сreations Ноэль и Лайэм Гэллэхеры до сих пор зависли в нем) была длительная пауза. Но после воскресли из пепла, реинкорнировавшись новым составом.
Эта та история, когда не обязательно виртуозно поливать быстрыми пассажами на гитаре, петь диапазоном пять октав, басить перскуссионистски по струнам. На фоне красивой поэзии «Я хочу умереть как Иисус Христос и Джон Кеннеди» можно всего лишь сделать «филспектровскую» стену звука, наслоив его примочками, добавить белый шум и, ловко жонглируя звучанием, играть точно выверенные, емкие, лаконичные и незамысловатые фразы на три, максимум, пять святых аккордов. Делать музыку и записывать альбомы для себя и людей, а не только ради денег. И при этом оставаться влиятельными для сильных музыкального мира сего, как, например, Трент Резнор (Trent Reznor). Плюс, звучать на лайвах как на записи – что и произошло в ГЛАВCLUB.
Разогревали хедлайнеров чуваки из Cruel Tie (ну те, что в клипе с титрами, где парень лежит в ванне и поливает себя водой), наши отечественные производители, поющие на английском языке. Первую песню сыграли кривовато, но потом развеяли впечатление неумех последовавшим сетом с виртуозным владением примочками и чистым пением в терцию с эмоциональной экспрессией.
Чем-то ребята напомнили ранних Muse и даже местами Blur. Не по музыке, а по энергетике и сценическим движениям. Никуда, к сожалению, нельзя деться от разницы, когда играют наши соотечественники и импортные ребята. Но наш производитель, стоит отдать должное, выступил достойно, на уровне.
В 21.00 вышли виновники торжества. Концерт The Jesus and Mary Chain получился полновесным – со всеми нетленками Just Like a Honey (для этого даже пригласили специальную бэк-вокалистку с глубоким декольте), Supercandy, I Wanna Die like Jesus Christ, I hate Rock-n-Roll. Все два часа концерта прошли как на одном дыхании, даже с уходами со сцены и выходом на бис, который оказался вторым отделением. Примечательно, что возраст публики не превышал 50 лет: на удивление она была молодежной.
Стена звука, игра гармониками, шумами, сценические движения Джима и гитарные запилы Уильяма, басовые стомпы Марка Розера (Mark Croser), раскатистые громы барабанов от Людвига Брайяна Янга (Brian Young), поддерживающий ритм под ветродуй с развевающимся хаером Скота Вон Рипера (Scott Von Ryper), c бэк-вокалом двух последних и между песнями единственной репликой на русском языке Джима «Спасибо» сделали вечер освобождения. От будних забот и рутины. От усталости вместе со сбросом килокалорий. Терапия шугейзом. Даже не верится, что депрессивные братья могут делать и исполнять такую музыку, от которого почему- то хочется жить. Дело однозначно в названии группы, которое несет в себе всю суть. В течении всего концерта была лишь одна жизнь, что «рок-н-ролл воскресает действительно». Надеемся, что это не мираж и надолго.