Концерт Рафаэля Ресснига в Клубе Алексея Козлова: два оркестра на одной сцене

13 июня на большой сцене Клуба Алексея Козлова состоялся единственный, а потому уникальный концерт Рафаэля Ресснига (Raphael Wressnig), австрийского хаммонд-органиста. Коллегу поддержал московский C-Jam Club Jazz Orchestra под управлением Георгия Горбова.

Концерт Рафаэля Ресснига в Клубе Алексея Козлова (13-06-2018): репортаж, фото Кирилл Видеев

Созданный в 1930-е годы как дешёвая замена духовым органам для небольших церквей, со временем хаммонд-орган стал использоваться чаще не в церквях, а для исполнения современной музыки. Пока группа московских меломанов не приобрела в Европе и не доставила в столицу настоящий инструмент, столичные любители джаза, блюза, фанка и рока могли услышать звучание настоящего хаммонд-органа от случая к случаю. Но теперь для такой радости нет абсолютно никаких противопоказаний.

Рафаэль Рессниг не первый раз в Москве, но всегда его выступления становились культурным событием. Традиционно концерты Ресснига в столице России случались в составе organ combo, что означает центральную роль бурлящего и качающего хаммонда, а аккомпанирующий состав, в большей или в меньшей степени, существует для того, чтобы наиболее выигрышно подцветить солирующий инструмент. Такой формат не предполагает особых «обсуждений и споров». Хаммонд доминирует над окружающим пространством, вокруг него крутится всё, что можно, а звучание пробирает до самого нутра.

В случае с концертом C-Jam Club Jazz Orchestra всё происходило иначе. В лице бэнда хаммонд обрёл серьёзный противовес, ведь оркестр – полноправный участник концерта со своими возможностями и даже амбициями. Благодаря численности участников и, как следствие, разнообразию звуков, оркестр по полной программе «конкурирует» с солистом.

Концерт Рафаэля Ресснига в Клубе Алексея Козлова (13-06-2018): репортаж, фото Кирилл Видеев

Концерт Рафаэля Ресснига в Клубе Алексея Козлова (13-06-2018): репортаж, фото Кирилл Видеев

Программа была подготовлена по инициативе Горбова, который, побывав на одном из концертов Ресснига, загорелся идеей сделать совместный проект. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В программу московского концерта вошли авторские композиции Ресснига. Большая часть оркестровых аранжировок сделана лично органистом, однако, пару вещей специально для московского концерта аранжировал сам Георгий Горбов. Тем не менее, сначала репетиции происходили дистанционно, и лишь непосредственно перед концертом музыканты собрались в Клубе Козлова, чтобы отшлифовать программу, почувствовав друг друга воочию. И вот, наконец, концерт.

Рессниг оказывается, как будто, чуть в тени своего мощного партнёра по сцене, но это не страшно. Это просто по-другому, не так, как мы уже привыкли. Оркестр подкрашивает каждый хук, а каждый затакт и каждая синкопа играют новыми красками. В этом вся соль такого союза. Не нужно жертвовать нюансами, не нужно ничего упрощать, музыка может быть исполнена полнокровно со всеми бантиками и рюшечками. Во всех без исключения произведениях присутствует неистовство грува, которое становится возможным лишь благодаря характерной, узнаваемой пульсации хаммонда. И всё же в ситуации с оркестром органисту так или иначе приходится сдерживать себя. Всё-таки, одно дело играть самому, а другое — координировать свои действия с такой махиной, как C-Jam Club Jazz Orchestra. Рафаэль не имеет возможности сорваться в ритмическое пике, филигранно маневрируя, скользя по хрупкой тонкой грани, за которой бурлящий водоворот и хаос, и остаётся только слушать, затаив дыхание.

Музыкант не выходит за рамки, он ограничен партитурой, но это для него не проблема. Рессниг выбирает иной путь, а безумство сдвинутой ритмики и ломаных тактов откладываются до другого, более подходящего случая. Ощущение драйва и свинг обеспечиваются безостановочными накатами, бушующими волнами, которые своими приливами и отливами бьются о тактовые черты, но не ломают общую структуру. А переход через такт если и случается, то так, чтобы, смешав карты и смазав ритм, успеть вовремя закольцеваться и вернуться в рамки партитуры. Вот он – настоящий угар живого концерта!

Концерт Рафаэля Ресснига в Клубе Алексея Козлова (13-06-2018): репортаж, фото Кирилл Видеев

Концерт Рафаэля Ресснига в Клубе Алексея Козлова (13-06-2018): репортаж, фото Кирилл Видеев

Во вступлении одной из композиций солирует сам Георгий Гобров на баритон-саксофоне, который своим бархатным, чуть хрустящим звуком вгрызается во взбульки хаммонда, заполняя лакуны, но ни в коем случае не отталкивая виновника торжества. К вокалисткам Марии Одиноковой и Магдалене Тамайо присоединяется тромбонист Вячеслав Кейзеров. Это не удивительно, ведь в исполняемой музыке вся ритмика, все оттенки и хуки построены на партиях тромбонов. Между тем, сурдина квакает, а ритмика смещается в сторону лёгкой латины.

Но Рессниг, несмотря ни на что, незаменим, а хаммонд-орган – конечно, уникальное изобретение. Собственно, это инструмент-оркестр. Традиционные риффы и специфические органные тремоло, в общем случае подменяющие собой едва ли не все инструменты, сейчас служат фоном, дополнением, переплетающимся с партиями настоящих духовых, создают то неистовство грува, которое невозможно без этого необычного инструмента. Фактически на концерте в Клубе Алексея Козлова со сцены можно было услышать звучание двух оркестров одновременно. Браво, Рафаэль! Браво, C-Jam Club Jazz Orchestra!

Шаркое джаз-фанк-шоу состоялось. Рафаэль улетел, но он обещал вернуться. Кстати, почему бы и нет, дорожка то протоптана. Инструмент на ответственном хранении в Клубе Алексея Козлова имеется, а совместная с C-Jam Club Jazz Orchestra программа готова. Как говорится, приезжай, да и играй!

Концерт Рафаэля Ресснига в фото:

Flickr Album Gallery Pro Powered By: Weblizar

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.