Концерт Nick Cave & The Bad Seeds в Москве состоялся 27 июля 2018 года на площадке Adrenaline Stadium. В каких настроениях и с каким музыкальным посланием вернулся в Россию Чернильный Король, читай в репортаже Eatmusic.

Концерт Nick Cave & The Bad Seeds в Москве (Adrenaline Stadium 27-08-2018): репортаж, фото Павел Пестов

Оправдывая свою лень отсутствием вдохновения, я каждый раз вспоминаю слова Николоса Эдварда Кейва: «Если ты хочешь написать что-то, ты должен просто сесть за стол и сделать это. Никакая гребаная фея-крестница ничего не принесёт тебе с неба, пока ты гуляешь в поисках вдохновения по осеннему парку», и эта фраза моментально возвращает мне трудоспособность. Цитировать этого человека, поэта, писателя и музыканта можно долго, вкусно, с упоением подбирая фразы, соответствующие моменту, так как творчество его реалистично до предела. Странные стихи, маниакальные повести и рассказы, эксцентричные сценарии напичканы эпиграфами, осталось взять острые ножницы и вырезать нужные слова. Можно и не вырезать, а прийти на концерт и вырвать из контекста, выкрикнуть, схватить угрюмого лирика за палец.

Чтобы стать и встать ближе к артисту, особенно преданные почитатели таланта пришли к зданию Adrenaline Stadium ещё ранним утром, как на работу. Писали списки, ставили номерки, дежурили, ждали открытия дверей, а потом ворвались, выстроились по скорости и ждали. Аскетичное убранство сцены: только самое необходимое – экран, полный набор музыкальных инструментов, ничего лишнего. Строго и со вкусом. Суппорт не нужен. Концертами в России Nick Cave & The Bad Seeds завершают своё европейское турне.

Концерт Nick Cave & The Bad Seeds в Москве (Adrenaline Stadium 27-08-2018): репортаж, фото Павел Пестов

Отдохнув денёк перед московским выступлением, группа уже немолодых музыкантов была чрезвычайно свежа и бодра. Энергия, с которой они вступили, встряхнула и моментально вывела из удушливого ступора кислородного голодания.
Skeleton Tree, который Nick Cave & The Bad Seeds представляют в этом туре, пронизан скорбным духом трагедии. Склонитесь перед мужеством и силой человека, потерявшего сына, но не утратившего вдохновение, выбравшегося из этой эмоциональной могилы, гордо выходящего на сцену, чтобы снова пережить смерть. Не каждый может справиться, выправиться и устоять под леденящим душу градом утраты молодого и самого родного. Король Чернило смог, поэтому он – король.

Jesus Alone – «Во весь голос я взываю к тебе!»  Из зрительного зала, словно цветы к солнцу, потянулись руки. Они раскачивались в такт музыке, следили за каждым движением Кейва, чётко следовали за ним, а он, как заклинатель змей, задавал ритм, гладил, страстно хватал ладони. Даже если тебе чуждо творчество артиста, невольно впадаешь в транс, наблюдая за магией действа, а если ты в теме, тут тебя можно больше не ждать. Вот она, восседает на чьих-то плечах, возвышается над толпой и тоже тянет руки. Счастливая, он идёт к ней, пытается коснуться, поёт про любовь. Уровень романтики зашкаливает.

«Любишь ли ты меня также, как я люблю тебя?» Немой ответ – огромный букет алых роз и тряпичная кукла – мини-Кейв плывут по рукам, достигая цели. Сердцу в груди нет места, внутри всё переполнено нежностью и трепетом, ты следишь за каждым движением Маэстро, а он гипнотизирует, грациозно взмахивает руками, словно дирижирует. Высокий, стройный, удивительно пластичный, завораживает и подчиняет себе весь зал. И если ты вдруг забыл, почему все три года ты так ждал приезда Коли Пещеры, в это самое мгновение всё сразу стало понятно. Это и есть идеальное шоу без пушек, перьев и кораблей с мачтами. Музыкантам нужны инструменты и зрители, больше не надо ничего. Энергия, искренность, эмоциональный обмен – вот то, что делает концерт незабываемым. И нет надобности тратить сотни тысяч на тонны пиротехники, когда у тебя талант и желание делиться своими чувствами с аудиторией. Такое не горит, не взрывается, но и не забывается никогда.

Концерт Nick Cave & The Bad Seeds в Москве (Adrenaline Stadium 27-08-2018): репортаж, фото Павел Пестов

Сетлист безупречен: каждая песня, как жемчужина антикварного колье – идеально сочетается с соседними, плавно переходит одна в другую: From Her to Eternity, Loverman, Red Right Hand. Из толпы тянутся руки с пластинками, моля об автографе, но Кейву, конечно, не до этого. Он поёт, гипнотизирует, атакует пианино, словно вгрызаясь длинными тонкими пальцами в чёрно-белую музыкальную плоть.

Пожалуй, самая известная песня Кейва и уж точно самая романтичная в истории рок-музыки – Into My Arms. Не выпуская из жарких любовных объятий, контрольный в голову – Shoot Me Down. Здесь любовь – лучшая подруга смерти, страсть до гробовой доски, вожделение, сводящее в могилу. Мрачно, но дико и чувственно.

Вот снова дуплет – две композиции из обоймы Skeleton Tree: Girl in Amber и Distant Sky. Мы следим за исповедью страдальца, а он стоит у самого края сцены, открывая душу, выворачивая горячее, пульсирующее сердце. Он скорбит, но нет ощущения давящей тоски, гнетущей депрессии, чёрной меланхолии, только очищающая, светлая печаль.

Песня Tupelo, наверное, самая старая в этом сетлисте, заслуженная и заигранная. Вышагивая вдоль сцены, Маэстро, с педантичностью маньяка, выбирает жертв, хватает и тащит в своё логово – прямиком на сцену. Вот она не поняла, что произошло, стоит и боится двинуться, словно бабочка, попавшая на иголку жестокого энтомолога. Другие резвее, раскачиваются в трансе, но боятся спугнуть момент, очнуться и оказаться не в том месте и не в то время.

Звучит The Weeping Song, и очень не хватает Бликсы, его неповторимого, такого узнаваемого голоса. В качестве компенсации Кейв пошёл в зал. Словно по воде, по специально выстроенным мосткам, но со стороны кажется, что он шагает по рукам. Покорные поклонники нежно обхватывают почти хрупкие лодыжки, держат, подталкивают, отпускают, а он, идёт или плывёт в этом море рук. Король властвует, учит ритмично хлопать, одновременно замолкать и снова отбивать ритм. Ещё один незабываемый кадр, дагерротип, выжженный отпечаток в твоей памяти.

Детским играм конец – звучит Stagger Lee, и снова на сцену поднимают тех, кто с раннего утра дежурил у дверей Stadium. Им предстоит сыграть массовку – Кейв хочет вживую воссоздать клип. Песня растянута, но не затянута, псевдо-импровизация уходит в музыкальные дебри и возвращается обратно в суровую реальность жизни американского убийцы Ли Шелтона.

Транс достиг своего максимального предела, пора коснуться небес, оттолкнуться и воспарить. Push the Sky Away – последняя песня официального сетлиста, завершающая концерт для тех, кто не дождался энкора и покинул душную площадку. После были благодарности за радушный приём и гостеприимность, а на десерт подали City of Refuge и Rings of Saturn.

Те, кто предпочёл этот душный вечер посвятить не поискам Марса в облаках московского смога, а созерцанию мрачной пещеры Чернильного Короля, получили два часа искренних чувств в изысканной музыкальной обёртке. Для них не нужны телескопы, бинокли и камеры, их можно было видеть без оптики, слышать, чувствовать кожей. Медитация высшего порядка, гипноз и колдовство. Даже если нестареющий Кейв вдруг внезапно выкупит душу и состарится, мы будем видеть тот же образ, к которому привыкли, считывая его с отпечатка, оставшегося после многих концертных часов.

Концерт Nick Cave & The Bad Seeds в фото:

Flickr Album Gallery Pro Powered By: Weblizar

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Редактор Eatmusic.ru. Журналист с большой любовью к музыке. Шутит, что она незаконнорожденная дочь Эксла Роуза.