31 марта в Клубе Алексея Козлова состоялся необычный концерт Мариам Мерабовой и группы Мирайф – коллектива, во многом определяющего тренд развития клубного московского джаза, а потому важно и показательно, что же они исполняли, как и почему. «Наша программа в основном будет сегодня для большинства на понятном языке, — предварила первую композицию Мариам и продолжила. — Но она абсолютно не будет уходить от стиля, которому мы служим. Будут авторские композиции, будет эстрада, будет даже фольклор. Но всё, так или иначе, прозвучит через призму джаза».
Существует расхожее мнение, будто певучий русский язык не укладывается в короткие фразы ритмичной афро-американской музыки. Мирайф – один из тех коллективов, которые год за годом доказывают обратное. Создавая своё и аранжируя чужое, Мерабовы натягивают местами короткое лоскутное одеяло любимого стиля на совсем неджазовые произведения. Облачившись в новые формы, музыка начинает играть яркими красками. Русскоязычный Мирайф – это целый мир с бравурными глиссандо и аккуратным стаккато, с полиролью пассажей и поволокой проигрышей. Вместе с тем, это мир, требующий особой аккуратности, большей ответственности и, определённо серьёзной работы души.
Но открывает концерт вечнозеленая классика — бессмертная англоязычная «Blues For mama» из репертуара Nina Simone. Армен Мерабов — за роялем, он же — музыкальной руководитель концессии и одновременно дирижёр. Не плохо так в качестве пролога, правда? А следом стартует та самая русская программа. Зазвучали первые ноты, и мне кажется, что я знаю «Балладу о любви» всю сознательную жизнь! Музыканты внимательно смотрят на ноты, купаясь в своих партиях, с их лиц не сходят улыбки. Композиция «Берег» тоже из старенького. Она написана в те давние времена, когда Мариам «ещё была влюблена в Мерабова, а он был против». А разве такое когда-то было? Ведь они вместе всегда, по-другому и быть не может.
«Песню, которую будет исполнена сейчас, я впервые услышала на «Грустной пластинке». Музыка Андрея Эшпая на стихи Евгения Евтушенко. «Зашумит ли клеверное поле?» — вопрошает Мариам, вспоминая Людмилу Марковну Гурченко. Джаз ли это? Это с какой стороны посмотреть. Всё дело в исполнении: в оттяжках, в аккуратных синкопах, в подчёркивающих и акцентирующих щёточках. Именно Гурченко проложила дорожку к джазу на русском языке. Он служила этому всю свою жизнь. А на концерте 31 марта на Людмилу Марковну вдруг становится похожа такая яркая и самобытная Мерабова. Это трогательно до слёз. Перед глазами проходят роли Гурченко, её сценические образы и, конечно, голос.
Я люблю вас, люди-человеки,
и стремленье к счастью вам прощу.
Я теперь счастливым стал навеки,
потому что счастья не ищу.
«Ну, всё, сдаюсь!» Эти слова пели Ella Fitzgerald и Louis Prima, Peggy Lee и Elvis Presley. Жизнерадостная, бодрая и ритмичная композиция «Well Alright, Okay, You Win» становится своего рода передышкой перед сложной, хроматичной «Год. Два. Ещё один». А «Чёрный ворон» даже в русской программе оказался для меня неожиданностью. «Его аранжировка сделана не для шоу и вне зависимости от каких-либо телепроектов», — поясняет Армен Мерабов. Мариам называет его «русским спиричуэлом». Ритмичный шаманизм, пропитанный джаз-н-фанковым грувом, не даёт отвлечься, приковывая внимание слушателей от первой до последней ноты.
«Есть у нас будущее с нормальными певцами. Это ничего, что их пока почти не показывают по телевизору. Я думаю, что век стрёмных программных директоров все-таки уже на исходе», — этими словами Мариам в качестве специальной гостьи приглашает на сцену свою ученицу, участницу телевизионной программы «Голос. Дети» Александру Болдареву с песней «Город влюбленных людей».
«Я рада, что мы выступаем сегодня именно в этом составе: Пётр Ившин (ударные), Антон Горбунов (бас-гитара), Юрий Терлецкий (гитара) и Армен Мерабов (клавишные)», — улыбается Мариам. Рядом с певицей великолепные, роскошные музыканты, но по-другому и быть не может, а, тем более, в лучшем джазовом клубе столицы, предоставляющем отличные возможности по звуку, по свету и сценическому комфорту. Миру-мир! Миру — кайф! Кайф от жизни, кайф от музыки. Группа Мирайф и ее бессменная солистка Мариам Мерабова – квинтэссенция добра и теплоты. Их сгустком стала песня «Я люблю» — соул-композиция, абсолютная премьера которой состоялась 31 марта на концерте в Kozlov Club. Между тем, в зале soldout. Клуб увеличил количество посадочных мест, но на концерте Мирайф не хватает уже и их. Слушатели сидят на подоконниках, стоят в проходах.
Исполненные со сцены джазового клуба две песни Владимира Высоцкого стали откровением для многих. Оказывается, и они могут быть вполне джазовыми. Обе написаны для Марины Влади. «На восход» почти не исполнялась, а потому практически не известна широкой публике. «Я несла свою беду» пели и сама Марина Влади, и Алла Пугачева, и Диана Арбенина. Теперь вот Мариам со своим вИдением – тонким, нежным, проникновенным, таким, каким только и могут быть песни, которые мужчина посвящает любимой женщине.
На сцене они остаются вдвоём — Мариам и Армен. Он – за роялем, она – у микрофона. Она называет его по фамилии и поёт на бис «100 часов счастья». Поёт для него, поёт для себя, поёт про них, поёт для всех им для каждого. «Обычно пишешь перед концертом список, но выходишь к зрителю и понимаешь, что надо петь совсем не то и не так. Всё задуманное летит в тартарары», — улыбается Мариам Мерабова. Что было задумано изначально, по большому счёту теперь уже совсем не важно. Важно то, что получилось.
Вы скажете: два часа, проведенные с Мирайф, – разве это мало? На самом деле, это ничтожно мало. Бывают выступления – исповеди, бывают концерты – шоу. Концерт Мариам Мерабовой и группы Мирайф – это явление, это целый мир, это причастность и сопричастность, это вселенная переживаний и океан эмоций, которые заставляют задумываться и осознавать, открывая новые бездонные горизонты чувств.
Концерт Мариам Мерабовой и группы Мирайф в фотографиях:
