25 октября инди-фолк группа The Retuses в Главclub Green Concert выступила с особенной двухчасовой программой, включающей в себя треки с трёх предыдущих альбомов коллектива.
Группа The Retuses – музыкальный проект Миши Родионова, основанный в 2007 году в Москве, когда ребята записывали композиции на микрофон фотоаппарата. К 2020 The Retuses выпустили 4 альбома: Echo (2009), Waltz Baltika (2011), Astra (2013) и OMYT (2019). Сейчас группа состоит из пяти человек: кларнетист/клавишник Виктор Скорбенко, барабанщик Рома Резник, гитарист Ваня Иванников, басист Даня Мудрик и мультиинструменталист Родионов. Группа выступала на фестивалях в России, Украине, Беларуси, Латвии, Эстонии, Франции и Норвегии. Четвертый студийный альбом OMYT, над которым Родионов работал на протяжении 5 лет, признан лучшей работой, которую когда-либо выпускали The Retuses, а также одним из самых важных альбомов на современной независимой российской музыкальной сцене.
Альбом OMYT и своё отношение к музыке на данном этапе осмысления себя в интервью colta.ru Михаил Родионов описывал так: «OMYT – это такой аналоговый грязный звук со всеми фонами и шумами, с земляными петлями — это звучит, как по мне, более натурально, в этом больше жизни, чем в музле, сделанном приглашенным продюсером за два дня в цифровом формате. Он глубже, чем вся эта цифровая история, он не такой кристальный, как музыка последних 20 лет. Да, я — лоу-файщик. Я вырос на Beirut — Gulag Orkestar, на Neutral Milk Hotel — On Avery Island и In the Aeroplane Over the Sea. Это лоу-файные работы. Но для меня они — эталон звука. Я люблю Radiohead, я люблю звук, который им делает Годрич, но это огромные деньги, это определенный скилл. Может быть, когда-то я к этому приду».
Кроме любви к аналоговому звучанию, Михаил Родионов известен своей боязнью сцены: в ночь перед концертом не может уснуть, переживает, всё обдумывает. В интервью lenta.ru он признался, что боязнь сцены с ним всё время,- «Никуда это не делось. В мае десять лет исполнилось, как я играю концерты, и все только жестче стало. Мне кажется, я боялся сцены и раньше, но не так, как сейчас. Сейчас это паника просто». Бояться толпы в зале, жаждущей от исполнителя чего-то глубокого – это абсолютно нормально. Но если слушатели пришли к тебе, то полюбят тебя в этом зале любым.
Так случилось и в этот раз в Главclub Green Concert. В красивом отстроенном свете, с опозданием на полчаса, на сцене появились музыканты. Зал заполнился, народ всё прибывал и прибывал. Люди в медицинских масках пришли погрустить, загнаться и попеть любимые композиции. Михаил Родионов поприветствовал всех присутствующих словами: «Вы здесь, мы здесь – что может быть лучше. Мажьте нос оксолиновой мазью, не болейте, берегите себя», а затем представил всех музыкантов. Речь Михаила Родионова на лайвах точно такая же как в записи: словно пропадает за инструментами, текучая, заставляет расслабиться. «Я топлю за спокойствие»,- говорит музыкант.
Одной из первых песен отыграла OMYT, которая стоит первой в одноименном альбоме, но написана была последней и объединила все остальные записи в цепь событий, которые каждый слушатель может трактовать, как ему вздумается.
Потом была «Х» чуть более депрессивная, если у депрессии в музыке вообще есть какая-то градация. «Почём твоей звезде сиять себя сжигая в небе ясном. Сегодня смейся, завтра плачь, грядущим дням чего не знать – почём твоей звезде погаснуть»,- строки, будто еще одна вариация на тему «ничто не вечно».
Потом были VARANASI B*RN, SADLAND, LOOP, PSP, и TYMO, которую слушатели ждали с замиранием сердца и шептали: «О-о-о, это Тииимо». Кстати, все названия треков на альбоме OMYT написаны на английском и капслоком, потому что Михаил Родионов хотел обозначить их так, чтобы они не читались/не воспринимались буквально — оставались максимально абстрактными. VARANASI BRN = VARANASI BURN/VARANASI BORN (ожоги Варанаси/рожденный в Варанаси). EVL = EVIL (как «зло», если подставляешь «i») или LOVE (если подставляешь «o» и читаешь справа налево). То есть максимальная неоднозначность прочтения. А капслок —отсылка на «CASTLELOCK» (это личный инстаграм Михаила Родионова).
Выступление The Retuses это инди-сенсация конца нулевых, хрупкий акустический неофолк, который восхищает обаянием юности и меланхоличным лиризмом. Трепетный вокал Михаила Родионова, ясный символизм, тающие в воздухе мелодии и мультиинструментальные опыты со звуком – это та история о человеческих страхах, вселенском одиночестве, времени, расставании и смерти, которую стоит раз услышать, и ты не выберешься больше из этого омута.
Смотри фотографии The Retuses в Главclub Green Concert ниже:
