В московском ГЛАВCLUB состоялся концерт Гарика Сукачева: 246 шагов до IKEИ

«Гарик Сукачёв. При участии Сергея Галанина и Сергея Воронова. Сборная легенд» — так гласила афиша, приглашавшая на концерт Гарика Сукачева 10 июня 2018 года в московском ГЛАВCLUB Green Concert. Выступление приурочили к 30-летию фирмы грамзаписи FeeLee.

Концерт Гарика Сукачева (ГЛАВCLUB Москва 10-06-2018): репортаж, фото Иван Буров

Что тут скажешь, отличный информационный повод для ностальгирующей молодежи восьмидесятых, как любит говорить сам Игорь Иванович. Между тем, смех смехом, а тридцатник – порядочный срок. Заметная часть аудитории существенно моложе своих кумиров и запросто может знать о деятельности легендарной фирмы грамзаписи лишь по рассказам старших товарищей.

Лето, длинные выходные, но народ собрался. Еще бы, ведь изюминкой концерта был заявлен так называемый «филёвский» блок песен, то есть главные хиты той поры, когда альбомы «Бригады С» выходили на лейбле Feelee.

В зале гаснет свет. Только редкие, неритмичные всполохи строб пронзают вспышками пространство. Они ослепляют и угнетают. На сцене появляются первые тени. Тёмные фигуры одна за другой занимают свои места: Сергей Галанин, Дмитрий Сланский, Алексей Панкратов, Сергей Воронов… Когда-то по тому порядку, в котором поднимались на трибуну мавзолея члены Политбюро, было принято делать далеко идущие выводы. Гарик Сукачёв выходит последний. Идёт, перемещается по театральному медленно, шаг за шагом, погружённый в себя, продираясь сквозь какофонию вступления «Не было нас». С неё начинался альбом «Внезапный будильник». В начале декабря 2017 года именно с этой мрачной, давящей песни начался последний в новейшей истории концерт группы «Бригада С». И вот она вновь открывает концерт Игоря Ивановича. На удивление, именно эта психоделическая вещь из репертуара «поздних» «Неприкасаемых» кажется мостиком в будущее, в которое постепенно двигается Сукачёв.

Концерт Гарика Сукачева (ГЛАВCLUB Москва 10-06-2018): репортаж, фото Иван Буров

Почти нон-стопом звучит знакомое вступление. Уши слышат, голова отказывается верить, но всё именно так: исполняется она, великолепная, хоть и незаслуженно покрытая весьма толстым слоем нафталина «IKEЯ». Внимательные летописцы Игоря Ивановича утверждают, что песня не игралась более двух лет. По субъективному ощущению – гораздо дольше. По телу бегут мурашки. «IKEЯ» здесь и сейчас – это как неожиданно заглянуть в прошлое. В принципе лично для меня исполнения уже одной этой песни было бы достаточно, чтобы считать концерт удачным.

Скрюченный пополам, отвратительно надвигаясь на первые ряды, Гарик смотрит поверх тёмных очков и машет рукой, расставив пальцы:

Дайте мне стать хоббитом Фродо, дайте трахнуть принцессу.

Скакать на долбанном пони по сраному лесу.

Этот мир — лишь стандарт IKEЯ,

Но я хочу знать, кто я, я хочу знать, где я!

Аудитория сыграла с Сукачёвым злую шутку. Публика могла орать и танцевать, но она лишь заворожено слушала и внимала. Тем не менее, маячки расставлены, и да здравствует пропасть! Гарик идёт гусем, выдавая ритмичные взмахи рукой вперёд и назад. Сжавшись в комок, он выдаёт всплески всем телом, извиваясь и вдруг, подобно солдатику подпрыгивая на сильных окончаниях «у меня». Лучшего продолжения, чем «Человек из Кемерово» сложно было себе придумать. Ведь, как известно:

У меня были проблемы, я зашел чересчур далеко.

Нижнее днище нижнего ада мне казалось не так глубоко.

Сукачёв поёт чётко на контрасте с БГ – нервно, но медитативно, надрывно, но с рыком и криком. В финале рык переходит в напряжённое горловое пение с резким обрывом в конце, за которым пропасть. То самое нижнее днище нижнего ада.

Медитативное настроение закрепляется на «Танго Gitanes». Что удивительно, песня звучит куда менее диссонансно, чем прежде, и почти мелодично. Под неё хочется закрыть глаза и думать, оставаясь наедине со своими мыслями, улетая постепенно в пустоту… Акустическая гитара Гарика, пронзительное соло на трубе Ярослава Волковыского и финальный заговор-речитатив Анжелики Марковой – аккуратная оправа изначально грубого камня, который со временем начинает жить своей собственной жизнью. Так бывает. Песни уходят из-под крыла автора, превращаясь в нечто самостоятельное.

Концерт Гарика Сукачева (ГЛАВCLUB Москва 10-06-2018): репортаж, фото Иван Буров

Опять мерцают стробы, опять в воздухе повисает адский напряг. Звучит вступление хоррорной «246 шагов». Сукачёв рывками перемещается по сцене. Всполохи выхватывают его движения и мимику, от чего становится только страшнее. Он рычит, двигаясь в исступлении, безумно выпучивает глаза и плотоядно облизывается. Маньяк он и есть. Впрочем, сценарий исполнения хорошо отработан и знаком до последнего движения, поэтому невольно начинаешь играть в «найди десять отличий». Десять не десять, но отличия от канонического исполнения имеются. Чересчур быстрый темп, а отсюда падающий градус напряга, отсутствие женской истерики, а ещё нет широкого балахона, который так удобно натягивать на голову… Весь прошлый год хоррорные «246 шагов» были неформальным апофеозом, кульминацией концертов Сукачёва, а что же в этот раз? Всё неуловимо пошло иначе. Вроде, и полицейский фонарик присутствует, и адски гортанное «в ноль часов» на месте, и галанинские вставки, когда он врывается в текст, будто подхватывая выпадающее знамя. Всё почти так, но именно, что почти. Может, это злосчастная «IKEЯ» перебила драйв? Непонятно. Чего-то не хватает, но чего именно?

Только теперь Игорь Иванович перевел дух и поздоровался, объявив: «Это группа Бригада С». Вот так: маски сброшены, а следующая песня в исполнении группы Бригады С из репертуара уже группы Неприкасаемые – «Право на выбор». Звучит подпрыгивающая, пружинистая версия, в которой почти ничего не осталось от фатализма и созерцательности оригинала. Лишь отвязный и безбашенный в своём сумасшествии финальный танец Сукачёва, ненавязчиво, но исключая иные толкования, напоминает, что достаточно встать у края крыши и захотеть улететь…

Продолжает концерт Гарика Сукачева и коллег неразлучная троица – «Белый колпак», «Скорый поезд» и «Сколько можно терпеть». Когда-то в бытность ранних «Неприкасаемых» исполнение «Белого колпака» было большой редкостью, но постепенно песня вошла в обязательный плейлист концертов Игоря Ивановича.

Середина программы – уже традиционно время выхода на авансцену Сергея Галанина. «Всё, как обычно, ничего нового, — улыбается сам Галанин и звучит «А что нам надо». Гарик на несколько минут покинул сцену, но почти сразу же вернулся, он буквально вылетел из-за кулис, чтобы присоединиться к Галанину. С бубном в руке он то приникает к микрофону, то отскакивает вглубь в направлении барабанов.

О следующем блоке песен написано немало. «Птица», «Ольга», «Песня вольного стрелка», «Белые дороги» и «Напои меня водой» разобраны вдоль и поперёк. Каждая из них – воздух и настроение, каждая из них – эпоха, которая была, есть или будет. И всё равно Игорь Иванович, исполняя их, каждый раз находит что-то новое: новые акценты, новые интонации, да, в конце концов, новые взгляды. Вот и лежащая на коленях гитара во время исполнения «Ольги»– куда больше, чем просто удобная подставка со струнами под локти, это одновременно муза и стиль, романтика и драйв. А уж редкий чмок (не воздушный поцелуй (sic!)) в зал – для поклонников самый настоящий подарок.

Еще одна песня из репертуара Бригады С филёвского периода, «Дорожная», завершает основную программу. Под «I Got My Mojo Working» Гарик традиционно представляет всех участников концерта. Один за другим они покидают сцену. Последний за кулисами исчезает Галанин, всем своим поведением ясно давая понять, что продолжение не заставит себя долго ждать.

Концерт Гарика Сукачева (ГЛАВCLUB Москва 10-06-2018): репортаж, фото Иван Буров

На бис «Бригада С» заготовила аж четыре композиции. «Где-то здесь в зале присутствует моя жена. И вот уже в какой раз при людях хочу ответственно заявить: эта песня не про тебя», — говорит Гарик, предваряя «Твой зелёный педикюр». Под завершение концерта песнями «Моя бабушка курит трубку» и «Назад не повернуть» кого-либо удивить сложно, но в самом конце выступления была представлена изюминка – состоялось первое концертное исполнение «Chuya Highway», англоязычной гитарной композиции, написанной Игорем Ивановичем в соавторстве с Сергеем Вороновым под впечатлением поездки Гарика на Алтай и мотопутешествия по Чуйскому тракту.

Уже второй раз за последние годы промоутер ГЛАВCLUB Игорь Тонких делает невозможное. Благодаря ему, на два года из пепла истории возродилась легендарная «Бригада С», а Сукачёв, поворошив прошлое, с лёгкостью пресёк любые сомнения насчёт пороха в пороховницах и старого коня в борозде. И вот, спустя полгода после последнего официального московского концерта легендарной группы в декабре 2017-го, дан ещё один залп по той же цели. Можно ли считать прозвучавшую программу истинно «филёвской» – вопрос философский. Вопреки надеждам, не прозвучали записанные в годы сотрудничества с FeeLee Records композиции из «Всё это рок-н-ролл», и из «Зэ Бэст 1986-1989», в который вошли, кстати, и «Бродяга», и «Я обожаю Jazz», и многое другое. Но, как говорится, что есть, то есть. Ставки сделаны, ставок больше нет. Сам факт, что Гарик Сукачёв & Со собрались вновь и исполнили золото «Бригады», разбавив его ещё кое-чем, не менее вкусным и смачным, многого стоит.

Следующая встреча Игоря Ивановича с московскими поклонниками состоится в начале декабря в Крокус-Сити Холле. В каком формате она произойдёт, пока неизвестно, однако, есть основания полагать, что вслед за первым шагом в направлении «IKEИ» может последовать и второй, и третий, благо «нафталиновых» заначек у Сукачёва много, и хочется надеяться, что он продолжит их одну за другой предъявлять благодарной публике.

Концерт Гарика Сукачева & Со в фотографиях:

Flickr Album Gallery Pro Powered By: Weblizar

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.