08 сентября на мансарде Клуба Алексея Козлова состоялся концерт Александры Магеровой и Jazzplay в составе: Марат Гафиятов (бас, контрабас), Роман Нетесов (саксофон), Владислав Гафиятов (клавишные) и Артём Самойлов (ударные).
Большой зал заведения – это солидный партер, ряды шикарного амфитеатра, суперсвет и сценические эффекты. Иначе говоря, сплошной культур-мультур. На мансарде всё гораздо демократичнее. Магерова – не только исполняет каверы, в том числе, весьма неожиданные, но также пишет и свои собственные песни – как на русском, так и на английском языке. Впрочем, и проект Jazzplay способен быть экстремально разным, исполняя репертуар от вечно зелёной классики джаза, соула и диско-фанка до рока и даже рэпа.
Но это если шаг за шагом задумчиво расковыривать творчество музыкантов. На деле же всё это досужие рассуждения, не стоящие выеденного яйца. На поверхности лишь импровизация и импульс, когда буквы сами слагаются в слова, слова во фразы, а тактовые черты формализуют текст, но не более того, оставляя право первой ночи эмоциям. Так и должно быть. Всё лишнее отсеивается само собой, остаётся лишь чистая музыка, обёрнутая в фантики слов.
Концерт стартует с Sing, Sing, Sing, написанной Louis Prima. Ритмичная и почти невесомая композиция – дань уважения тому, с чего начиналась певица Саша Магерова. Сама певица признается, что «джаз – это ключ, который открыл дорогу не только в музыку, но и к самой себе». Но классика – есть классика, на ней развернуться бывает порой ой как непросто. И Магерова торопится проскочить хоть и приятное, но «дежурное» начало, чтобы перейти к не менее вкусным блюдам, где запоминающиеся мелодии можно будет куда более безнаказанно сочетать с нежной лирикой и чисто авторской экспрессией.
Саши Магеровой не может быть мало. Она проникает в пространство и заполняет его своей музыкой и голосом. То ватно-мягкий в соуле, то резко-трубный в роке ее тембр меняется от композиции к композиции, от фразы к фразе подобно мимикрирующему хамелеону, подстраивающемуся под окружающую реальность. Магерова с лёгкой непринужденной улыбкой гуляет по гармониям и вползает в тональности. То, что она делает, невозможно положить на бумагу. Знаки альтерации не дают и малой толики той окраски, которой Саша щедро одаривает слушателей. Слушаешь её, и, кажется, что даже если она вдруг и ошибётся, то ей достаточно будет просто улыбнуться и пойти дальше.
Порой случается, что звучит инструментальный проигрыш, а Саша, будто вскакивая на последнюю подножку уходящего поезда, напористо расталкивает музыкантов и вступает в тот момент, когда, казалось бы, это в принципе невозможно сделать. И все послушно расступаются. Магерова, сначала шепча, а потом крича, неназойливо раздвигает аккорды и звук, а её голос набирает силу.
В репертуаре Jazzplay старенькая песня Hit The Road Jack авторства Percy Mayfield. Впервые представленная в далёком 1960 году, она до сих пор звучит ярко и современно. Иногда она исполняется в формате диалога недовольной женщины, отчитывающей своего мужчину. Саша Магерова предпочитает вариант соло. Легчайшее, чуть заметное вибрато и отрывистые концы фраз – фирменные фишки. Кстати сказать, поёт очень персонифицированно. Жест «Вот, ты!» — не формальность и не абстракция, а обращение ко вполне конкретному человеку. Композиция развивается, а потому продолжение не следует, но в момент обращения с точки зрения драматургии выглядит эффектно.
Don’t You Worry ‘Bout A Thing – ещё одна давнишняя композиция. В 1973 году её исполнил Stevie Wonder, но потом она конкретно так пошла по рукам. И вот она в репертуаре Саши Магеровой. Песню попросил исполнить маленький посетитель – восьмилетняя девочка. Однако, дождаться песни не удалось, ребёнок заснул.
Ещё одна фирменная черта Магеровой – естественность. Вот она морщит нос и вздёргивает губу, затем закрывает глаза, поёт, находясь глубоко в себе, но вдруг начинает улыбаться. Сначала едва заметно, затем все отчетливее и вот уже во все 32 зуба. Незаметность перерастает в заметность. Кульминация песни – ползучие, стекающие хроматизмы. В этот момент от пива отвлекаются даже самые яростные фанаты пенного напитка. А Саша поводит внезапно плечиком. Не потому, что так задумано, а потому что захотелось здесь и сейчас. Завораживающая естественность – страшная сила.
В финале концерта всем детям девяностых посвящается песня Let’s Get It Started из репертуара модных хип-хоперов из Black Eyed Peas. В своё время именно эта композиция стала самой скачиваемой песней всех времён и народов. После «виолончельного» пролога вступает Магерова. Она посматривает на пюпитр: там текст, произносимый, как и положено, речитативно, в меру стаккатно. А вот опевания вокруг стаккато – и впрямь экзотика. Учитывая вкусные фальцетные верха, получается по-молодёжному сочно и даже с неожиданным лёгким запахом флирта.
Александра Магерова – самая настоящая батарейка, раскрывающаяся на сцене, будто невероятный цветок и заставляющий раскрыться аудиторию. Слушая Jazzplay, любуясь на солистку, невозможно не начать улыбаться. Её напор и, одновременно, деликатность, эмоциональность и, вместе с тем, непосредственность творят самые настоящие чудеса. Кажется, Магерова способна раскачать самых скучных слушателей. Так оно и есть. Но как? Рецепт простой: она не пытается кому-либо что-либо доказать, а просто дарит всем хорошее настроение.