Документальный фильм «Кобейн: Чёртов монтаж» основан на записях, видео, рисунках и аудиозаметках, сделанных самим Куртом Кобейном,  и на воспоминаниях, рассказах и историях очевидцев, родственников и соратников музыканта. Это ожившая биография без концовки, откровенная повесть без прикрас, местами жесткая, а местами невероятно романтичная. Музыкальный портал Eatmusic посмотрел фильм  «Кобейн: Чёртов монтаж» и спешит поделиться с читателями своей рецензией. 

https://youtu.be/-X0jtCLhtuA

 

«Кобейн: Чёртов монтаж» чуть меньше, чем все документальные фильмы, основывается на фактах, интервью и свидетельствах. Что же здесь такого, чего нет в других лентах? Здесь есть душа. Она не лежит на поверхности, да и не должна. Только посмотрев фильм, понимаешь, что она есть. «Кобейн: Чёртов монтаж» словно состоит из двух слоев: глубинный, в котором чувствуется душа, в котором и скрыта вся трагедия музыканта, и наружный слой. Он контрастный: то размеренный, то быстрый, то красивый, то страшный.

Контраст мы видим уже в начальной заставке – кадры из старых ток-шоу, популярных на телевидении в США. И это ставит в тупик, поскольку зритель, собравшийся смотреть этот фильм, точно знает, кто такой Курт Кобейн, и ждет безбашенных рокеров на экране. А перед ним образцовая американская семья 50-х, стремящаяся к своей американской мечте. Но уже спустя 20 минут понимаешь, что это неслучайно. Это своеобразная подготовка зрителя к охренительным историям, которые рассказывают родители Курта, его мачеха, девушка и даже сам музыкант. Стоит отметить, что многие из них действительно не для высшего общества и сопровождаются иллюстрациями музыканта, заботливо анимированными создателями фильма.

И дальше повествование идет как по волнам: долгое интервью, под которое уже начинаешь клевать носом, постепенно сменяется кадрами из домашних архивов певца, всё быстрее, громче и ярче, пока не переходит в клиповую нарезку и оторваться от экрана становится очень непросто. Затем тишина, передышка и всё по-новой – новая глава в жизни Кобейна.

Подо всеми этими перепадами, скачками и волнами лежит другой слой, другая сторона фильма «Кобейн: Чёртов монтаж». Она прослеживается на протяжении всего хронометража – где-то лучше (например, во время мультипликационных вставок, озвученных аудиозаписями Курта), а где-то скрывается под шквалом видеоматериала и песен Nirvana. Как ровное дно под морскими волнами. Эта сторона отражает внутреннее состояние певца, его переживания, мысли и даже здоровье. Это история человека, который понимает, то у него есть проблемы, но не может с ними справиться и не дает этого сделать другим. Мы видим чуткую натуру, человека, который тяжело переживает критику, человека, выражающего свои чувства в песнях. Сам исполнитель признается, что не любит давать интервью, поскольку в текстах своих песен он уже всё сказал.

После просмотра «Кобейн: Чёртов монтаж» хочется добавить побольше треков Nirvana в свой плейлист. Так бывает 84144-23-03- Flat Gray
практически со всеми документальными фильмами о музыке – ты смотришь и добавляешь. Но здесь другая причина подобного поведения. Если, например, после 7 поколений рок-н-ролла ты добавляешь музыку, которую там услышал, по большей части из-за того, что хочешь почувствовать свою причастность к истории рока, то после «Кобейн: Чёртов монтаж» это хочется сделать,чтобы просто послушать песни Nirvana еще раз. Ты заново их переслушиваешь, потому что фильм ясно дает понять, что в этих песнях и был весь Кобейн. Если раньше ты мог их слушать просто потому, что тебе нравилась музыка группы, или тексты были близки по духу, то теперь ты их послушаешь, чтобы понять, каким Кобейн был человеком.

Отдельное спасибо авторам за то, что они не стали заканчивать «Кобейн: Чёртов монтаж» трагической кончиной рокера. Лишь несколько строк в конце напоминают нам об этом. И это правильный ход. Режиссер не стал углубляться в причины и мотивы смерти. Он избегает лишних спекуляций на этот счет, фильм и без того очень откровенный.

Напоследок, стоит упомянуть, что скоро выйдет DVD-издание Кобейн: Чёртов монтаж, в котором будут ранее неизданные песни группы. В том числе и двенадцатиминутный трек, где Курт поет фальцетом. И это еще раз доказывает, что фильм достоин просмотра не только людьми, знающими Smells like teen spirit, но и фанатами, знающими всю биографию Кобейна от А до Я.

Автор Сергей Полянский, Eatmusic

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.