Как снять клип самостоятельно – этим вопросом задается немалое количество музыкантов. Сегодня мы располагаем большими возможностями, чем, скажем, пятнадцать лет назад, да и в творческих кругах нередко встречаются люди, которым удается совмещать разные направления работы. Например, видеопроизводство и музыку.
21 февраля группа URBANISTERIA выпустила свой новый клип Samurai, режиссером которого выступил бас-гитарист команды Иван Лукьянов. В экранном воплощении криминальной истории группе помог оператор Илья Семёнов. Eatmusic решил узнать у парней, как проходил съемочный процесс, с какими трудностями им пришлось столкнуться, и каково это – совмещать несколько творческих профессий.
ЕМ: Привет, парни! Иван, как получилось, что музыкальное творчество переросло в кинотворчество, и насколько сложно совмещать две ипостаси – играть на басу и управлять съемочным процессом?
Иван: Привет, Eatmusic! В один из периодов жизни группы возникла потребность в съемках первого клипа. Рассмотрев все предложения от тех, кто хотел его снимать, мы пришли к выводу, что все эти варианты нам не подходят. Так родилась идея делать все собственными головами. Сформировали свою команду и приступили к делу. Тогда же появился Илья. В короткие сроки я перелопатил кучу литературы, научился рисовать раскадровку, вынес мозг всем своим киношным друзьям, и спустя какое-то время мы сняли первый клип на трек «We Are». Набили кучу шишек, сотворили множество косяков, но сделали это. К моменту подготовки съемок «Samuria» мы уже целенаправленно подняли планку выше предыдущей, чтобы собрать еще больше шишек и скилла.
Совмещать несложно, потому что вся команда построена на чистом доверии, и ты знаешь, что каждый участник заражен проектом, как и ты. Нужно доесть весь бытовой райдер? Легко.
ЕМ: Илья, как ты познакомился с парнями и попал на съемки клипа Samurai?
Илья: Знакомы мы уже довольно давно, точно и не могу сказать сколько. С Прохором так вообще дружим с 2007 года. Ого, уже 10 лет получается!
ЕМ: Чем каждому из вас лично запомнились съемки клипа, и была ли такая ситуация в процессе, когда вы почувствовали особое единение всей командой?
Иван: Набитыми шишками и косяками. Не было ни одного дня, чтобы не портилась погода, чтобы не ломался реквизит, или что-то не выходило из строя. Ты можешь быть готовым к съемке на все 100%, но это не оберегает тебя от непредвиденных ситуаций. Именно в таких ситуациях всегда чувствовалось самое настоящее единение. Когда каждый стоящий в кадре или за ним еще больше погружался в процесс, включал все свои знания и навыки, предлагал кучу идей. Я видел огромную очередь на площадке из желающих поддержать идею Прохора о настоящих ссадинах и синяках на лице.
Илья: Не могу выделить какой-то один конкретный момент – все запомнилось. Каждый съемочный день был богат на такие моменты. Например, в первый день мы снимали погоню в лесу, и перед тем, как отправиться на грим, Прохор решил попробовать сделать натуральный мэйкап. Взял корягу и начал тереть ей свое лицо, чтобы царапины были естественными. Это было забавно. Единение с командой, конечно, удалось почувствовать: стало гораздо проще понимать задачи Вани, как он видит сцену.
ЕМ: С технической точки зрения с какими сложностями пришлось столкнуться? О каком навыке вы теперь можете с гордостью сказать, что вы этому научились?
Иван: Сложно было подбирать персонажей. Если Прохор утвердился сразу, — под него писался весь сценарий, то антигероя пришлось поискать. Эту роль я примерял на многих своих друзьях и приятелях. Я даже пытался использовать контрасты того, что если человек обладает хорошим чувством юмора, то наверняка справится с ролью главного злодея. Таких примеров в кинематографе много — комедийный актер чертовски круто раскрывался в роли маньяка. У меня все было с точностью наоборот. Кто-то отказывался сразу, кто-то начинал переделывать сценарий под себя — таких я сразу отшивал. Это наша корова. У кого-то просто не хватало яиц в характере. Были такие, кто говорил: «Ой нет, я это не надену, я не люблю красный цвет», или «я против насилия». Бред! Такие тоже отшивались восвояси и вычеркивались из кандидатов. В один из дней Илья предложил попробовать Макса. Мы ехали в машине после первого съемочного дня, и он сказал мне: «Я знаю Макса, он все сделает, как надо — и лицо разобьет и битой помашет». Так у нас появился Макс с прекрасными навыками Чак Норриса и глазами Боярского.
Безусловно, были трудности, к примеру, в добыче того или иного реквизита или в поиске локаций. На помощь приходили все наши друзья и знакомые. Здесь хочется до бесконечности говорить «спасибо». Настолько они круты. Как 13 друзей Оушена.
Илья: Вся организаторская работа, на мой взгляд, была одной из самых сложных частей процесса. Собрать вместе такое количество людей, найти все локации, реквизит. Ребята справились со всем на «ура».
ЕМ: Вам удалось воплотить на экране экшн-историю, не последнюю роль в которой играет восточная философия. Чем вас зацепила самурайская эстетика, и как возник образ призрака-самурая?
Иван: Самурайская эстетика присутствует в тексте песни. Там есть строки о своем пути, о предназначении и движении только вперед. Образ «призрака-самурая» – нечто иное, как метафоричное олицетворение музы, которая преследует тебя на протяжении всего пути. Кто-то увидел в ней образ смерти. Думаю, они похожи. Если муза приходит к тебе неготовому, она тут же съедает тебя. Сырого, без соли и перца.
ЕМ: Что бы вы делали, если бы оказались на месте главного героя вашей экранной истории?
Иван: Безусловно, то же самое. Заказал бы пиццу, ящик пива и парочку велюровых сфинксов. Мы бы сидели с Ильей в своих креслах, теребенькая пальцами ног песок финского залива и смотрели, как Прохор с Настей уплывают на лодке в закат, навстречу новым приключениям. Обожаю хэппи-энды.
Илья: Я бы начал любить жизнь и ценить каждый момент еще больше. А так тяжело ответить, постарался бы не сдаваться и не опускать руки. Ну и лодку с мотором бы нашел.
ЕМ: В конце клипа вы пообещали продолжить историю в следующем клипе. Как обстоят дела с продолжением? Есть ли уже примерные сроки, когда выйдет второе видео?
Иван: Про сроки и даты не скажу, но демо-трек для видео уже готов, готов сценарий и черновая раскадровка. Еще нужно два грузовика реквизита, медведь и 7 коробок крабовых палочек. У Маргариты (пиар-менеджер URBANISTERIA – прим. ред.) паника, но она справится.
ЕМ: И напоследок, как уже бывалые люди, на счету которых не один клип, что можете посоветовать молодым группам, которые только собираются снимать свое дебютное видео?
Иван: Не надо бояться. Помните, что помимо мелочи в карманах можно нащупать пару яиц. Они вам точно помогут добиться любого результата.