Любопытно бывает проследить специфику той или иной профессии по фольклору, который она порождает – шутки, мифы и былины, как правило, весьма точно характеризуют примечательные нюансы какого-либо дела. Взять, к примеру, нелёгкий хлеб музыканта – сколько анекдотов, шаржей и всего остального произвёл этот жанр. Особняком, конечно, стоит фигура басиста: больше всего приколов связано с ним. Любимый анекдот: «Вопрос – Чем отличается хороший басист от плохого? Ответ – Ничем.» Отличается. Эту разницу зовут Jaco Pastorius. Настоящее имя короля бас гитары – Джон Фрэнсис Энтони Пасториус III.
Его Величество родился в Пенсильвании 1 декабря 1951 года. То, что Пасториус станет музыкантом, было ясно (его отец был довольно успешным барабанщиком), а вот то, что его призванием станет бас, никто бы не подумал. Первоначально юный Джако, который, кстати, взял себе этот псевдоним в честь баскетбольного судьи, как и родитель, уселся за ударные. Но, сломав в тринадцатилетнем возрасте запястье, он был вынужден осваивать гитару, барабаны и саксофон. Бас-гитару юный музыкант взял в руки в пятнадцать лет, когда в его первом джаз-бэнде Las Olas Brass освободилась соответствующая вакансия. Первым инструментом Пасториуса стал инструмент ужасающего качества, купленный за 15 долларов. Но терпения гению было не занимать. Младший брат Джако, Рори, свидетельствует: «Когда ему исполнилось 16, он был, наверное, лучшим бас-гитаристом в Южной Флориде. Когда ему исполнилось 17, он определённо был лучшим басистом во всем штате». Это было только начало.
Вскоре Пасториус начал сотрудничать со многими музыкантами, а в 1976 записал дебютный альбом, носящий его имя. Пластинку по сей день называют лучшей «басовой». Однако всемирная слава пришла к Джако в годы сотрудничества с экспериментальной джаз-группой Weather Report. Примечательна история их союза. Как-то, после концерта WT, Пасториус завалился к ним за кулисы, пренагло заявляя, что является лучшим басистом в мире и что он согласен с ними играть. Естественно, команда его дружно послала. Но, прослушав через несколько дней оставленные наглецом демо-записи, Джо Завинул, лидер WT, понял, что парень-то не врёт.
Началось сотрудничество музыкантов. Вскоре о них восторженно заговорил весь мир. К тому моменту «коронным» инструментом Пасториуса стал безладовый Fender Jazz Bass. Его игру невозможно было перепутать ни с чем: только он так филигранно владел «искусственными» флажолетами, аккордовой игрой, идеально точными «шестнадцатыми» нотами… Бас Пасториуса был вызывающим, стремительным, но не сумбурным. Звук его Фендера был так же узнаваем как, скажем, голос Фредди Меркьюри. За честь поиграть с ним считали Херби Хэнкок, Джони Митчелл, Джерри Гонсалес. Впрочем, и сам Пасториус хорошо знал себе цену. Но никогда не знаешь, где окажешься завтра. Со временем Джако Пасториус окончательно потерял почву под ногами, стал вести себя всё более неадекватно. В конце концов, от него отвернулись коллеги и друзья. Очень скоро из лучших залов мира Пасториус в буквальном смысле переместился на улицу, где и погиб однажды в пьяной драке, забытый всеми. Sic transit gloria mundi. Напоследок ещё один анекдот о басисте: «Приходит басист на прослушивание в крутой музыкальный ВУЗ. А сам, как всегда, с похмелья – голова болит, руки дрожат, колени подкашиваются…Садится он в кресло рядом с аудиторией, а оттуда доносятся сумасшедшие басовые запилы… — Вот это виртуоз! — подумал басист и совсем поник головой. Через 15 минут выходит виртуоз. — Ну что??? — спрашивает басист — Два… — Как два – ты ж ГЕНИЙ! — ? Басист заходит в аудиторию, а там — маленький противный старикашка сидит. — ДО! — неожиданно сказал препод. Басист перепугался, схватил 3-ю струну за 3-й лад и дернул, попал, в общем. — Пять! — Как ПЯТЬ??? – удивился басист – у вас тут до меня ГЕНИЙ играл – такого я еще не слышал, а ему –два! — Это он «ЛЯ» искал! Может быть, и Пасториус так же всю жизнь искал какое-то своё «ЛЯ». Но какая разница? Делал он это бесподобно. И кто сказал, что цель нашего бытия – конечная остановка? Жизнь – это Путь.»