15 января 2015 года в Западном Голливуде, Калифорния, закончился земной путь «великого и ужасного» Кима Фоули, одного из самых влиятельных менеджеров и музыкальных продюсеров США. За прожитые 75 лет он успел побывать и автором песен, и радиоведущим, и танцором экзотических танцев, и дизайнером обуви. Однако максимального успеха Фоули добился именно в продюсировании музыкальных групп. Сотрудничество с ним принесло успех Guns n Roses, Kiss, Poison, Mötley Crüe, Slade и многим другим титанам музыкального бизнеса.
Девичий ансамбль The Runaways — также творение рук Кима Фоули. Почему? Справедливо ли называть Джоан Джетт, Сэнди Уэст, Литу Форд, Шери Кэрри, Джеки Фокс и последующих музыкантов коллектива «Ранетками» своего времени? Об этом и не только читайте ниже!
Начнем с того, что Eatmusic крайне уважительно относится к творчеству как The Runaways, так и Ранеток. Заголовком данной статьи мы ни в коем случае не хотели оскорбить чувства поклонников и умалить музыкальную одаренность этих коллективов. Однако с критической точки зрения, обе группы прожили относительно недолгую творческую жизнь, были популярны среди примерно одной и той же аудитории (девочки-подростки), а также в большей или меньшей степени являлись продюсерскими проектами. Но обо всем по порядку.
Идея о том, что неплохо было бы привнести в мир хард-рока 1970-х годов, в котором правили бал исключительно брутальные мужские коллективы, группу хорошеньких девушек-музыкантш пришла в голову Кима Фоули в начале 1975-го года. Тогда он успешно сотрудничал с Alice Cooper и на одной из вечеринок встретил юную Кари Кром, которая показала ему свои стихи (не любовные мечтания о мальчике за соседней партой, а резкие, провокационные тексты про секс, наркотики, побег из дома и одиночество). Блестящая деловая хватка Кима давно подсказывала ему мысль: девчачья панк-версия The Ramones (кстати, свой первый концерт «Беглянки» все же сыграют на сцене легендарного нью-йоркского клуба CBGB) и с текстами подобной тематики может иметь оглушительный успех, и он решил действовать.
Через Кари Фоули знакомится с Джоан Джетт, и мгновенно понимает: это именно то, что нужно и по внешнему виду, и по настроению, и по звучанию. Далее источники, повествующие о раннем периоде The Runaways, предлагают разную информацию: одни утверждают, что после встречи с Джоан Фоули разместил объявления в газетах о поиске музыкантов в группу (так нашлась барабанщица Сэнди Уэст и Микки Стил — бас-гитаристка, которую позже сменит Лита Форд); другие говорят о том, что накануне знакомства с Кимом, Кари Кром начала петь в группе, где уже играли Джоан Джетт и Сэнди Уэст. Вскоре, посчитав Кари посредственной певицей, продюсер заменил ее Мики Стил, параллельно осваивавшей бас-гитару.
Так или иначе, осенью 1975-го года трио записывает демо Born to Be Bad. Тогда же окончательно формируется состав группы: гитаристки Лита Форд и Джоан Джетт, вокалистка Шери Кэрри, Джеки Фокс на басу, Сэнди Уэст на барабанах. Будущие звезды в момент создания группы еще не успели выйти из нежного возраста: Сэнди, Шери и Джеки было по 16 лет, а Джоан и Лите — по 17. Ким Фоули стал менеджером проекта The Runaways, а также соавтором их текстов, промоутером, агентом по связям с общественностью и даже дорожным менеджером.
Влиятельность и многочисленные деловые связи Фоули позволили группе без труда подписать контракт с Mercury Records в феврале 1976-го года и приступить к работе над дебютным альбомом, который был готов спустя несколько месяцев. К огромному удивлению продюсера, первый альбом его подопечных не произвел эффекта взорвавшейся бомбы. Пресса отнеслась к группе с порицанием и непониманием: для чего вполне благополучным почти детям петь о наркотиках, алкоголе, разгульном образе жизни и прочих мерзостях? Формула «черный пиар — тоже пиар» не сработала. Дебютная пластика The Runaways выше нижних позиций Billboard 200 не поднялась.
Масштабной критике подвергался образ и внешний вид солистки Шери Кэрри: хрупкое юное создание выступало в вызывающем белье и со сцены призывало ровесников к социальному бунту. Почти набоковскую «Лолиту» — Кэрри, а также остальных участниц группы окрестили «олицетворением запретных фантазий Кима Фоули о девочках в дамском белье и коже». Но на этом критики не остановились: то и дело на страницах газет появлялись материалы, утверждающие, что коллектив создан «на продажу», а злодей-менеджер эксплуатирует сексуальность девушек.
Радиостанции отказывались включать треки The Runaways, но группа, несмотря на нападки со стороны общественности и прессы, не приостановила работу. В начале 1977-го года выходит второй альбом под названием Queens of Noise, который добился большего успеха, чем первый. Команда отправляется с туром в Японию, где девушки снискали фантастическую популярность и фанатскую любовь. Впервые «Беглянки» ощутили вкус успеха. В Стране восходящего солнца также был записан концертный альбом Live in Japan, позже вышедший и в США. Здесь же, в Японии, бунтарский сингл «Cherry Bomb» вознес девчонок на вершины чартов.
Несмотря на долгожданный коммерческий успех, в упадок приходят отношения внутри коллектива. Во-первых, наркотики прочно вошли в жизнь группы, а во-вторых, группу покинули Шери Кэрри и Джеки Фокс: первая по причине постоянных конфликтов с Фоули, а вторая не выдержала бремя популярности (масло в огонь добавили слухи о том, что Фокс неоднократно пыталась покончить с собой в Японии).
Группу ожидали перемены: солисткой становится Джоан Джетт, приглашена новая бас-гитаристка Вики Блю. В обновленном составе The Runaways выпускают третий альбом Waiting for the Night, который даже не вошел в чарты Америки.
Отсутствие интереса публики к своему «детищу», а также неоправданность материальных затрат, плюс хронические проблемы внутри коллектива привели к полному равнодушию Кима Фоули к «Беглянкам» — он снял с себя все деловые полномочия, связанные с проектом.
Тем временем, трудности у The Runaways продолжались: группа не могла найти новое звучание и стилистику: Джетт настаивала на панке и глэме, а Форд и Уэст выступали за хард-рок. Итогом работы все же стал четвертый альбом — And Now…The Runaways, вышедший сначала в Японии и Европе, и многим позже в США под другим названием и с измененным порядком треков.
Джетт все же ушла из The Runaways в апреле 1979-го года, начав успешную сольную карьеру. В этот же году группа официально перестала существовать.
Изначально продюсерский проект, The Runaways все-таки смогли найти свой стиль и звучание. Возможно, их музыка далека от панка, к которому так стремился Фоули, и девчонки играли незамысловатый «трехаккордовый рок», но они смогли вселить в сердца девочек веру в свои силы, став первым успешным именно женским коллективом (пусть и не в Штатах). Добавим, что в 1970-х имело место предубеждение касательно социальной жизни женщин и не только в музыке. Так называемая «вторая волна феминизма» делала творчество группы еще актуальнее. Провокационные тексты Cherry Bomb, You Drive Me Wild, School Days – если не призыв к действию, то явный способ раскачать мускулинизированный музыкальный бизнес и окружающий мир. Удивительная стойкость девушек и то, что они продолжали работу, несмотря на нападки СМИ, достойна уважения. Так что возьмем на себя смелость сказать: The Runaways — это не только женский рок, это феминистический рок.