27 ноября Школа Музыкального Менеджмента запускает очередной образовательный курс «Организация и менеджмент фестивалей, концертов и городских мероприятий». Накануне старта занятий Eatmusic и один из ведущих спикеров, основатель компании «Светлая музыка» и фестиваля «Стереолето», Илья Бортнюк поговорили о том, зачем заниматься образованием в музыкальной сфере, есть ли в России музыкальный бизнес, и почему чувство юмора — это важная компетенция.
Eatmusic: Илья, здравствуйте! Вы будете одним из ведущих спикеров курса «Организация фестивалей, концертов и городских мероприятий». Что привело вас в ряды лекторов, и насколько вы сами оцениваете свой потенциал в этом непростом деле?
Илья Бортнюк: Я сам создал эти «ряды», и привожу туда других спикеров. Уже 10 лет успешно читаю лекции на эти и другие темы. Потенциал – огромный !
EM: Курсы Музыкальной школы менеджмента нацелены на то, чтобы новые люди, приходящие в музыкальную сферу, становились грамотнее и профессиональнее. Вы как активный практик видите в дальнейшем процессе результаты таких занятий? Или стезя хорошего организатора, музыкального менеджера очень индивидуальна?
Илья Бортнюк: Среди наших выпускников есть люди, успешно работающие в известных клубах, концертных агентствах. Результат – очевиден !
EM: Курс рассчитан на семь обстоятельных и разноплановых занятий. И, пожалуй, любой студент понимает, что это хорошая база, которая, однако, потребует дальнейшего наращивания знаний. На ваш взгляд, где брать эти знания?
Илья Бортнюк: Лучше всего – попробовать пройти практику в каком-либо концертном агентстве или на фестивале, мы предоставляем такую возможность.
EM: В каком соотношении должны идти профессиональное образование, самообразование и практика в музыкальной сфере?
Илья Бортнюк: В соотношении всего помногу !
EM: Вы относитесь к тому поколению специалистов, которому в свое время профессиональные знания в музыкальной сфере были доступны в меньшей степени. На кого вы равнялись в начале своей карьеры? Например, есть ли отечественные и западные менеджеры, которые продолжают вас вдохновлять своим подходом к работе?
Илья Бортнюк: Да, конечно. Меня вдохновляли и продолжают вдохновлять опыт западных фестивалей – Гластонбери, Transmusikales, Primaverasound. В России тоже появилось целое поколение организаторов фестивалей, среди них есть настоящие профессионалы.
EM: Сегодня в нашей сфере людей можно разделить на два лагеря. Одни уверенно ратуют за то, что российский музыкальный бизнес – это современная, слаженно функционирующая система, и что такое понятие вообще есть. Другие бесконечно оглядываются назад, погружаются в ностальгию или вообще придерживаются мнения, что за прошедшие несколько десятилетий ситуация не сильно изменилась, если не ухудшилась. Каким вы видите музыкальный бизнес в России и применяете ли сами этот термин?
Илья Бортнюк: Конечно, музыкальный бизнес в России существует и активно развивается, причём во всех сферах в равной степени — и в концертном, и фестивальном, и в цифровых продажах, и в меди-технологиях. Но, конечно, мы сильно отстаем от Запада, так как у нас этот бизнес существует с начала 1990-х, у них – с конца 1960-х.
EM: В работе менеджера много стрессовых ситуаций, и мы бы могли со всей серьезностью спросить, как с ними бороться. Но! Можете ли вы вспомнить какой-то случай, когда хорошая шутка и чувство юмора помогли разрешить сложную профессиональную ситуацию в вашей работе?
Илья Бортнюк: Шутки и чувство юмора сложные ситуации не разрешают, но помогают в работе несомненно.
EM: В конце интервью мы всегда просим нашего собеседника дать читателям какой-то совет или доброе напутствие. Но в этот раз хотели бы попросить обозначить несколько качеств и эмоций, с которыми не стоит приходить в сферу музыкального менеджмента.
Илья Бортнюк: Равнодушное отношение к делу (в данном случае — к музыке), неуравновешенность, некоммуникабельность, неспособность к риску и авантюрам (в хорошем смысле этого слова). Отсутствие чувства юмора.
Илья Бортнюк станет спикером Школы музыкального менеджмента, которая стартует 27 ноября в Санкт-Петербурге. Подробности здесь