В ноябре группа «Аффинаж» отправляется в тур в поддержку концептуального триптиха «Золото», вторая часть из которого, «Комната с личными вещами», вышла в мае 2018 года. И хотя с момента нашего последнего интервью прошло меньше полугода, накануне большой гастрольной поездки Евгения Константинова решила выяснить у Эм Калинина и Сергей Сергеевича, как дается им жизнь в дороге, с какими радостями и горестями сталкиваются музыканты в пути, и что такое — трезвая оценка человека, познавшего славу. 

Группа Аффинаж: интервью о туре "Золото" 2018

ЕМ: 10 ноября начинается ваш осенний тур. В рамках программы анонсирован материал из диптиха «Золото» и песни из его предшественников. Какой примерно будет пропорция: будут ли новые и старые песни поданы блоками, или они чередуются в треклисте?

Эм: «Золото», пожалуй, наш самый объёмный альбом на данный момент. Мы постараемся по максимуму его воспроизвести, но и старые песни не забудем сыграть – уверены, люди будут ждать их. 

Сергей: Каждый наш треклист – это не просто подборка треков, это история. Мы стараемся расположить песни в концерте таким образом, чтобы зрители проследовали вместе с музыкой от начала к концу повествования. Песни для живого концерта выстраиваются по блокам-настроениям: какой-то из блоков должен создать напряжение, другой – это напряжение разрядить; какой-то создает основное настроение концерта, другой – оттенок. В построении этой композиции мы отталкиваемся именно от того, что хотим донести до слушателя конкретной живой программой, а не от хронологии альбомов.

ЕМ: Можете ли вы выделить три песни из новой программы, которые вы любите в их жизни на сцене больше всего? Почему?

Сергей: На данный момент три моих концертных фаворита – это «Твой главный враг», «Радость» и «Я – печаль». Каждая из этих песен в живом исполнении меня пробирает до мурашек всякий раз. Ну и в них я пою, местами даже кричу. Это моя слабость (смеется).

Эм: «Твой главный враг» – живьём она, на мой взгляд, ещё более взрывная. «Радость» – порой и сам погружаюсь в лёгкий транс, исполняя её. В этих песнях я – свободный вокалист, может, ещё и поэтому. Могу целиком сосредоточиться на голосе, избавиться от «гитарного плена». Третий трек затрудняюсь назвать – половину песен мы ещё не исполняли живьём. Возможно, этой осенью обозначится третий фаворит (или появятся новые!) 

ЕМ: Меняете ли вы треклист по мере движения тура от города к городу, ориентируясь на то, как зал реагирует на песни (или на то, как песни живут на сцене для вас)?

Эм: Практически никогда не меняем – следуем плану. Варьируется разве что encore: если приём прям-таки пламенный, зачастую играем что-то помимо! 

Сергей: Перетасовки в основной части треклиста могут быть вызваны лишь экстренными обстоятельствами. Объяснить это довольно просто: у «Аффинажа» очень много материала, на данный момент одних только официально изданных песен уже почти 80 штук. И подавляющее большинство из них несет в себе довольно непростую музыкальную «начинку». То есть перед включением в треклист нам просто необходимо их повторять, репетировать, вспоминать акценты и тому подобное, что условиях тура сделать невозможно. Ну и, как я уже говорил, каждый живой сет – это история, а каждая песня – ее глава.

Возможно, какие-то треки для слушателей будут более ожидаемы, а какие-то менее, но мы как музыканты хотим сделать выступление высказыванием, а не просто сборником самых ожидаемых треков. Возможно, когда-нибудь мы отправимся в тур, как это называется, «по заявкам» и там ситуация будет иной. 

ЕМ: Насколько для вас важна визуализация и визуальное сопровождение творчества? Важно ли, чтобы это был один из китов, на котором стоит группа «Аффинаж»? И насколько реально реализовать какие-то визуальные идеи в туре?

Эм: К сожалению, только недавно стали приходить к этому. У нас нет постоянного художника по свету, да и это непросто – ещё один человек в команде. Мы далеко не Rammstein, не можем себе позволить гастрольную команду из пятидесяти человек (улыбается). А так, вне всяких сомнений, визуализация очень важна. Пока что мы пришли к тому, что ездим со своим звукорежиссёром – это наш друг и ныне постоянный участник команды. Это большая удача и огромный шаг вперёд! 

Группа Аффинаж: интервью о туре "Золото" 2018

ЕМ: Вы устаете в туре? Как себя поддерживаете в форме?

Эм: Туровая жизнь – это не дорожное приключение. Как ни крути, это работа, по сути своей не особо отличающаяся от работы вахтовика, челнока, торговца-гастролёра. У нас гастроли всегда плотные – это режим «каждый день – новый город». И усталость – это естественно. Мы живые люди, к тому же стараемся выкладываться на полную, игнорируя утомлённость, физическое и моральное истощение. Я, к примеру, пару раз заболевал в турах – и мы не отменяли шоу. Признаюсь, это было тяжело.

Касаемо поддержания себя в форме – расскажу за себя. Во-первых, последние пару лет, когда концертный график стал более напряжённым, стал внимательнее следить за состоянием своего вокального аппарата: стараюсь посещать фониатра, делать необходимые профилактические процедуры, соблюдать голосовой покой (поэтому в туре между концертами я не особо разговорчив, избегаю бесед, общаюсь коротко и по делу). Во-вторых, я приучил себя ложиться спать при первой же возможности (не залипать в телефон, меньше думать перед сном). Выспавшийся голос – здоровый голос.

В-третьих, мне пришлось отказаться от выхода к людям после концертов. Я заметил, что после постконцертного общения с людьми, я зачастую недомогал. Даже консультировался с ЛОРом по этому поводу. После нагрузки гортань имеет свойство разогреваться и становиться более чувствительной, более уязвимой к любым вирусам. Иными словами, горло вокалиста – это лакомый кусок для бактерий. А у меня в силу некоторых физиологических особенностей оно несколько восприимчивее, чем обычно. И каждый раз памятуя о тяжести концертов, которые были отработаны в больном состоянии, останавливаю себя и отдыхаю в гримёрке. Даже когда возникает порыв выйти и ещё раз увидеться с людьми, уже вне сцены. Встречал комментарии, мол, «зазвездился, ЧСВ»… Это вовсе не так – мне просто хочется, чтобы люди в следующем городе слышали меня здорового, видели свежего музыканта, наслаждались концертом. 

Сергей: В турах нашего с Мишей проекта «Мистер Быдлоцыкл» я, признаюсь, устаю. Но связано это исключительно с тем, что помимо нахождения на сцене я исполняю в «Мистере БЦ» абсолютно все менеджерские функции. Именно в роли менеджера, которому до кучи необходимо еще и чекаться, и выступать, я похож на загнанного зверя со стабильным недосыпом, разрывающимся телефоном и налитыми кровью глазами. А когда мы ездим с «Аффинажем», я, честно говоря, просто кайфую – гуляю по городам, ищу музыкальные магазинчики и чайные, общаюсь с парнями из группы и с друзьями в городах, иногда стою на мерче перед концертом и, самое главное, выкладываюсь на сцене каждый вечер. Я очень люблю туры «Аффинаж» и сейчас, несколько дней отдохнув после двухнедельного вояжа «Быдлоцыкла», уже рвусь в дорогу!

ЕМ: Летом 2018 года группа «Аффинаж» довольно часто выступала на больших музыкальных фестивалях. Эпизоды фестивальных выступлений как-то повлияли на логистику тура?

Сергей: Нет, не повлияли. Фестивали и сольные концерты – это несколько разные вещи. Но на фестивалях мы знакомимся и общаемся с множеством людей, и некоторые из них, увидев наши выступления, изъявляют желание привезти нас в свой город. Так что некоторые фестивальные эпизоды позволяют нам расширить географию туровых выступлений.

ЕМ: Каким было самое яркое впечатление от фестивальных выступлений летом 2018-го?

Сергей: Самым необычным было участие «Аффинаж» в открытии фан-зон Чемпионата Мира по футболу 2018 на Воробьевых горах в Москве. По сути, это был большой рэп-фестиваль, и когда на сцене появилась живая группа, да еще без барабанов, зато с баяном и тромбоном, 40 тысяч зрителей, которые только что подпевали Кавабанге и Дэпо, думаю, немало удивились (смеется). Я очень надеюсь, что за 15-20 минут выступления мы смогли достучаться до части из них (улыбается). Другая же часть на вопрос ведущего: «Ребята, вам понравились наши питерские гости?» ответила громогласным «Неееет!» – и это было очень смешно! Отдельно хочется поблагодарить Ледорубов, которые поддерживали на этом мероприятии не только 25/17, но и «Аффинаж». Спасибо, парни!

ЕМ: Кстати, вы выступали на одной сцене с разными командами. Как думаете, в чем секрет групп, которые не сходят со своего пика десятилетиями, превратив его в плато?

Эм: Уверен, секрет прост – это непрерывная работа. Упорный труд, движение в ногу со временем, правильное взаимодействие с аудиторией. Других рецептов, думаю, и нет. 

Сергей: Для меня есть несколько коллективов русского рока (ведь речь идет о командах этого направления, верно?), чей пик превратился в недосягаемо высокое плато, чей уровень с годами лишь растет, чьи новые альбомы я жду как подарка, а на фестивальных выступлениях спешу из бэкстейджа в зал. Их секрет ведом лишь им самим (да и ведом ли?), но, хоть словами его и не всегда объяснишь, когда эти мужики на сцене – оно чувствуется. Я очень горжусь тем, что эти люди, о которых я читал в детстве книжки, теперь стали моими товарищами, что мы можем созвониться, поболтать за кулисами, что им интересно творчество «Аффинаж». Возможно, часть отгадки именно в этом – им до сих пор интересно то, что происходит за рамками серии «Легенды русского рока». У многих из них уже седые виски (кое у кого они поседели во сне), но глаза горят!

ЕМ: Вы задумывались когда-то о пути от вершины успеха? Практически всегда у артиста или группы есть путь к вершине, затем достигнутый пик и путь после пика. Это необязательно плохо, это просто иные масштабы популярности или иное направление творчества. Несмотря на то, что такие истории вполне логичны, иногда мы можем наблюдать, какой драмой для их героев они оборачиваются.

Эм: Не задумывался об этом. Возможно, причина в том, что у нас в «Аффинаже» план работы расписан на три года вперёд. И некогда думать о закате музыкальной карьеры. Такие мысли, я думаю, могут возникнуть от безделья. А нам же приходится притормаживать сайд-проекты от нехватки времени, понимаете? (Смеется).

Сергей: Соглашусь, что это логично. Как правило, если присмотреться, копнуть в глубь, проанализировать все, то причины любых явлений можно вычленить. И мне сложно вспомнить артистов, чье творчество с годами росло, чья трудоспособность оставалась высокой, но их аудитория уменьшалась и успех исчезал. Есть музыканты, которые пропадают, а потом появляются вновь, эксплуатируя лишь ностальгию своей старой аудитории. Но если коллектив работает постоянно и неуклонно идет вперед – то путь у него только вверх. Я думаю так.

ЕМ: Как сохранить ясный ум и чистое сердце, когда вы постоянно получаете большое количество высоких оценок, когда вас любят самые востребованные на сегодня музыканты, когда вас хвалят самые известные деятели шоу-бизнеса?

Эм: Хм… вот порой я такое слышу и думаю: «Вы вообще про нас говорите?» Не сочтите за кокетство, но я такого не замечаю. Какого-то всеобщего обожания, водопадов из лестных отзывов… может, я слепец или вижу один негатив, но как-то в глаза бросается обратное. О нас не говорят из каждого радиоприёмника, мы до сих пор не были у Урганта, на «Авторадио», где, мне кажется, уже побывали буквально ВСЕ. Видеопроекты «Афиши» переприглашали к себе уже всех фрешменов всея Руси, а нас как не любили, так и не любят. Поэтому, знаете, как-то не до «крышесноса от непрекращающегося потока любви». Нас любят наши слушатели — и это уже большое счастье. Ради них и стоит сохранять ясный ум и чистое сердце. 

Сергей: От искренних высоких оценок, думаю, сердце не становится менее чистым. Тем более от любви (улыбается). И тем более, когда это все исходит от людей, которых ты сам ценишь и уважаешь. Это все хорошие вещи, наоборот: они очищают тебя. Снимают налет сомнений, указывают путь. О них вспоминаешь, когда становится тяжело.

Группа Аффинаж в интервью

ЕМ: У вас довольно активная жизнь в Интернете в плане наблюдателей? Кого читаете с интересом, какие тематические паблики?

Эм: Кстати, раньше я намного больше сёрфил в сети. Сейчас, по большей части, я в сети лишь затем, чтобы следить за нашими сообществами, общаться с группой относительно текущих дел. Иногда ещё мемасики листаю, смотрю всякие смешнявки, но держу это под контролем — не злоупотребляю, а то «ясный ум» точно можно потерять (улыбается).

Сергей: Изредка заглядываю в некоторые музыкальные паблики. В основном, это сообщества, посвященные разного рода редкостям и красотам, олдскульной музыке, какие-то очень узкие музыкальные ниши. Все чаще приходится читать об интересующих меня музыкантах / стилях / эпохах на английском языке – рунет, к сожалению, крайне беден на такую информацию, а те материалы, что есть, написаны на уровне «вот был гранж, а это курт кобейн, он в детстве слушал группу хаскер ду». И это еще в лучшем случае.  Помимо музыкальных тем иногда читаю что-то о литературе. Мой приятель Тимур Слобода из группы «Хватка бульдога» ведет замечательный блог о книжках «Книга для мужика». Вот его читаю.

ЕМ: Между борцами за чистоту жанра и людьми, которые за музыку вне жанровых разделений, до сих пор идут онлайн-баталии. Как думаете, чем они завершатся и как скоро? И в чем причина этих споров, почему одним нужно что-то доказывать другим?

Эм: Все эти онлайн-бойцы, спорщики, противоборствующие стороны — вообще НИЧЕГО НЕ РЕШАЮТ. Это просто шум вокруг музыки, которую делают те, кому не до баталий в сети. Это я могу сказать наверняка. 

ЕМ: Как вам кажется, вернется ли в массы альбомное восприятие музыки?

Сергей: В самом вопросе, как мне кажется, заложена мысль о том, что альбомное восприятие – это “правильно”, а сингловое – поверхностное и сиюминутное. Но, как мне кажется, само альбомное восприятие – очень молодая штука в сравнении с историей музыки вообще. Принято считать, что воспринимать музыкальный альбом как единое законченное произведение стали после выпуска Битлами «Сержанта Пеппера». После чего началась эпоха психоделии, прогрессивного рока, концептуальных пластинок и всего того, с чем ассоциируется золотой век поп-культуры. Но ведь задолго до того классические композиторы бомбили аудиторию синглами – только назывались они “опусами”. А еще прежде народные музыканты и слыхом не слыхивали о каких-то альбомах (улыбается).

Думаю, дело прежде всего не в массах, а в музыкантах. Кому-то уютно находиться в формате песни – и это их право и их выбор. Кто-то стремится песни выстроить в большое полотно, объединить его общим смыслом, звучанием, подкрепить лейтмотивами и отсылками. Тоже хорошо! Другое дело, что лично я, например, больше люблю объемные романы, чем лаконичные рассказы. И это вовсе не значит, что рассказы хуже.

Тут скорее стоит говорить о том, нужна ли сейчас массам музыка в той же степени, что раньше, не заменили ли ее другие способы развлечения, самоидентификации. Обрядовые песни в себе несли всю жизнь человеческую, они ею были продиктованы и сами же ее определяли. Песни из Золотого Граммофона или хит-парада the Flow на такую роль, думаю, не сгодятся (улыбается). Жизнь меняется, роль музыки в ней – тоже. Но мне, конечно, хочется верить, что, выпуская продуманный альбом, мы найдем людей, способных оценить всю задумку целиком. А если кому-то из альбома понравятся две песни, и он только их оставит в плеере – тоже спасибо!

Эм: Верю в людей, верю в то, что они и сейчас не утратили способности воспринимать альбом как произведение. Безусловно, современные тенденции влияют на восприятие музыкальных произведений. Но даже сейчас артисты пишут альбомы, а люди слушают эти альбомы, говорят ОБ АЛЬБОМАХ, а не об отдельных песнях. Оксимирон с «Горгородом», Скриптонит с «Домом», Хаски с «Любимыми песнями (воображаемых) людей», мы (с любым альбомом, без ложной скромности) — тому подтверждение. 

ЕМ: Если говорить о материале следующего альбома, приоткрывая завесу. Могли ли бы вы назвать какие-то книги, фильмы, истории, события, которые впечатлили вас, и впечатление это нашло отражение в песнях, которые уже точно будут включены в новый альбом группы «Аффинаж»?

Эм: Не могу (хитро и довольно улыбается). Могу сказать лишь то, что следующий альбом (я имею ввиду именно следующий альбом, а не третью часть «Золота», которая завершает наш сегодняшний новый релиз!) — это сборник любимейших песен на данный момент! Слушаю демо, продумывая какие-то детали, и с волнением жду работы над материалом.


С концертами в рамках тура «Золото» группа «Аффинаж» посетит 17 городов в ноябре и декабре, в том числе:
16 ноября @ Москва, клуб ТеатрЪ;
25 ноября @ Санкт-Петербург, клуба «Космонавт».

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.