Альбом Franz Ferdinand – Always Ascending: эксперимент удался

Пятый студийный альбом Franz Ferdinand – Always Ascending вышел 09 февраля. В нем Алекс Капранос попытался пройтись по очень тонкой грани, сделав «доступными в 2017-м средствами» нечто «футуристичное», «то, что FF еще не делали» и «остаться грубыми и рок-н-ролльными». Задача сложная, всегда есть риск если не свалиться в сторону электроники или рок-н-ролла, то не оправдать ожидания или выдать «проходняк».

Слушать альбом Franz Ferdinand – Always Ascending

До релиза Always Ascending, еще с осени, мы услышали четыре сингла, почти половину альбома. Первый, одноименный, он же, кстати, открывающий, показал, куда FF двигаются после изменений в составе. По словам фронтмена, сингл характеризует весь альбом. Он может показаться сложным, для «гиков» (музыку FF частенько называют гиковской), состоит из двух условных частей: одна – вступительная, с фортепиано, другая – основная, с синтезатором. Гитары уступили место искусственным эффектам, оставив за собой роль вспомогательных инструментов. Трек можно охарактеризовать как тяжелый синти-рок для диско-вечеринок. Возник вопрос: будет ли весь альбом настолько же электронным?

Сингл Lazy Boy продолжает противопоставлять диско-бит и фирменный францевский гитарный звук. Звучит интересно, но из-за тридцатикратного повторения «I’m a lazy boy» и отсутствия хуков однообразно. Исправляет ситуацию третий трек, Paper Cages. Он не вписывается в дискографию Franz Fedinand, хотя звучит более традиционно. С соул-мотивом, размеренным ритмом, сочным бриджем, звучащими рифмами и фальшивой замедленной концовкой. 

Фронтмен верно подметил: «Это более разносторонний и менее заточенный под гитару альбом. Это просто проба». В альбоме Franz Ferdinand – Always Ascending практически нет типичных для группы гитарных треков. Максимально близко к этому званию подходит Huck And Jim, где Капранос поднимает темы социального обслуживания и здравоохранения в Британии и США. Здесь он вновь разжигает жанровый конфликт, но на этот раз не определился, что станет соперником гитарному риффу. Очевидно одно: это самый роковый трек на альбоме и наименее роковый в остальной дискографии.

Треклист следует от простого к сложному и обратно. Многие песни, как и титульный трек, делятся на две условные части с разным инструменталом, ритмом и техникой. Поэтому после десяти треков возникает ощущение, что услышал около пятнадцати. Но это не кажется чем-то из ряда вон. Вспомнить хотя бы один из главных гимнов мирового инди-рока Take Me Out. Отличие в том, что Always Ascending весьма фривольно обращается с синтезатором и играет со структурой. Более того, музыка францев всегда была не из легких для восприятия. Пятый альбом поддерживает традицию. Добрая половина треков практически не запоминаются из-за нетривиальной структуры, в то время, как другая половина – практически танцевальная.

В альбоме Franz Ferdinand – Always Ascending прослеживается очевидная корреляция между текстом и структурой. Чем проще текст, тем более танцевальный трек. Но приятно, что здесь есть исключения.

Так, лирикой может похвастать Finally, очередной нетипичный для FF гимн. Он постоянно меняет динамику, создавая альтернативу альтернативе, как сон внутри сна — без нолановского формализма, но с тонким британским лоском. The Academy Award – трагическая смесь кино, реальности и смерти, где ты герой фильма «жизнь», тебе достается награда за «хорошие времена», пять литров крови покрыли весь пол, но тело не показывают. Лирически лучший трек и музыкальный наследник Finally.

Lois Lane слегка касается принципов работы журналиста и кризиса зрелости через знаменитого персонажа DC. Музыкально трек походит на материал Metronomy, и по степени «электронности» уступает лишь следующему треку, Glimpse of Love. Это сладкий и гламурный реверанс в сторону новой волны. Словно Дебби Харри листает Tinder и требует фотографа на солнечном пляже. Скользкие синтетические эффекты, теплые, расслабляющие фанк-риффы и атмосфера продажной любви с мощной динамикой шоу-бизнеса. Glimpse of Love – то самое исключение, в котором хороший текст встретил танцевальную музыку в ярком настроении.

Закрывает пластинку туманная и трагичная просьба Slow Don’t Kill Me Slow. Уходящий в пустоту меланхоличный трек с приглушенными инструментами и кинематографичными эффектами. Еще одна тема смерти в теплой и милой обертке. Фактически, релиз заканчивается титрами на минорной сатирической ноте. Альбом Franz Ferdinand – Always Ascending не пытается таким способом сообщить, что всё услышанное было шуткой. Он завершает картину, которую Капранос обрисовал как «проба».

Слушать альбом Franz Ferdinand – Always Ascending

Это действительно один большой эксперимент. Только эксперимент в контексте дискографии FF. Мы много раз слышали метания между жанрами разной степени успешности. Здесь, учитывая специфику и неповторимый стиль самой группы, проблема в другом – неверные или невыполнимые начальные условия. Францы не смогли удержаться на грани между «футуризмом» и «рок-н-роллом». Есть всего пара-тройка треков, полностью отвечающих поставленной задаче. В Glimpse of Love вы не услышите рок-н-ролла, а в Huck And Jim – звуков будущего. Правда в том, что этого и не нужно. Альбом звучит отлично, местами сухо, местами мощно. Он действительно разносторонний, и в нем мало гитар. В противном случае мы бы довольствовались десятью одинаковыми треками.

Надо отдать должное квинтету: они сделали шаг в сторону эволюции и сохранили свой фирменный стиль. Записали альбом, в котором чувствуется рука человека, а не машины. Да, он выглядит чуть более бледным по сравнению с альбомами нулевых, но Капранос знал, что он делает, и предупредил нас об этом, заранее снизив планку ожиданий. Возникает лишь один вопрос: способна ли сейчас группа записать что-то уровня дебютного «Franz Ferdinand»? К сожалению, мы вряд ли получим ответ в течение хотя бы трех лет, но сможем живьем оценить многие из новинок уже в июне — 09 числа на сольном концерте в Москве и 11-го на фестивале Stereoleto 2018 в Санкт-Петербурге.

Слушать альбом Franz Ferdinand – Always Ascending:

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.