Катарсис на концерте Shortparis в Adrenaline Stadium

Afisha

21 ноября 2019 года прошел первый масштабный концерт авант-поп-группы Shortparis в Adrenaline Stadium. Погрузиться в пустоту, балансировать на острие «ножевого», не кричать, глупые вопросы не задавать, приготовиться к игре со слогом, смотреть и восхищаться — всё это было на самом ожидаемом концерте уходящего года. Мы долго ждали визита парней из Питера в изголодавшуюся по перформансам Москву, ведь такая группа, как Shortparis, — буквально исчезающий вид. Безумные любители острых ощущений. Shortparis прилетели, чтобы транслировать прекрасный трагизм в большом и темном Adrenaline Stadium. Это был праздник самых ненавистных, но преданных друзей — страхов. В описании атмосферы и общего фона настроения в зале можно заблудиться. Никакого разогрева. Гнетущая тьма, бесконечный стук камней, скрежетание то ли половиц, то ли дверных засовов в сопроводительных звуковых дорожках так точно создали образ хоррор-квеста или грошового артхауса еще до начала концерта, что даже те, кто никогда не бегал от маньяков с шокерами по заброшкам, почувствовали тот же первобытный страх до мурашек.

Концерт группы Shortparis в Adrenaline Stadium 21.11.19: репортаж, фото

Сцена в Adrenaline Stadium чуть изменилась по случаю концерта: теперь от нее проложили подиум в танцпартер, который заканчивался круглой мини сценой — идеальное решение для демонстрации размаха шоу. Можно было буквально с любой точки Stadium сделать стоп-кадр, и он будет самостоятельной завершенной картиной. Сперва на сцене и на подиуме появились солдаты в куртках базового обмундирования с надписями на спине «in hostem omnia licita», что с латыни переводится как «по отношению к врагу всё дозволено». Следом за ними вышли два оперных певца во фраках, чтобы спеть в гнетущей тишине а капелла. Это была игра со зрителями, своего рода фарс. Солдаты аплодировали каждый в своей манере, слушатели сразу же строили догадки, не олицетворял ли каждый какой-то тип личности, грех или эпоху времени? В свою очередь, оперные певцы очень долго благодарили зал, купаясь в овациях. Но только они удалились, как в другой части сцены свет упал на Николая Комягина, лидера группы Shortparis, который предстал тонкой фигурой в красном костюме словно Джокер. Хотя, он больше Маяковский в этом Готэм-Сити.

Выступление группы набирало обороты буквально с каждой песней. Началось всё с тягучей расслабленной «Нелюбовь», затем была «Так закалялась сталь», во время которой театральная массовка продемонстрировала перформанс с огромными красными флагами. Плюс ударник Данила Холодков и его барабаны «тайко» внесли свою лепту, усилив всеобщий декаданс и эстетику смерти. А на песню «Стыд» маленькую круглую сцену замкнули неоновые лучи, идущие сверху, словно прутья. Комягин танцевал в этом неоновом пространстве свои авангардные ломаные танцы бедрами и жестикулировал руками. Кстати, во время этой песни Николай и Данила станцевали еще и парный танец, будучи на расстоянии друг от друга, словно персонажи в Mortal Kombat. Полный диссонанс, катарсис и дионисии, но публика понимала, что всё это вызвано намеренно. Что-что, а визуальная составляющая у ребят всегда выше всяких похвал.

С песни «Отвечай за слова» градус шоу повысился, в какой-то момент стало ясно, что у группы в этот вечер был еще и свой хор с дирижером. Вдумайтесь, у ритм-группы есть свой хор! И это был не просто амимичный состав из поющих ртов, это был состав улыбчивых мужчин и женщин, которые даже пританцовывали. А с Николаем Комягиным у них был абсолютный музыкальный коннект, что особенно отразилось на исполнении композиции «Requiem» с альбома «Дочери» 2013 года. «Дайте нам тоже стадион, и мы заставим его войти в транс», — сказал как-то Комягин в интервью The Village. Так и произошло.

Николай Комягин сам пишет тексты песен, и в них очень сильно прослеживается влияние его искусствоведческого образования. Он использует практики западных дадаистов (и в выступлениях тоже), группы «Ничевоки» (1920-е), русских поэтов-футуристов (А. Крученых, И. Зданевича, братьев Бурлюков, В. Хлебникова), обэриутов (Д. Хармса). При этом у Shortparis не занимать умения в постиронию. Они пишут «саундтреки к жизни в России 2019 года», но на деле это скорее «антисаундтреки», потому что они раскрывают весь абсурд русской души и мыслей. Единственная честная нация, как говорится.

Завершала выступление песня «Только хуже стало», во время которой солдаты-девушки и парни схлестнулись в бою, всё смешалось в буйство эмоций: кто-то театрально падал в обмороки на сцене, кто-то продолжал самоотверженно танцевать, а одна парочка, сбросив одежду, стала страстно целоваться.

Всё закончилось, и группа буквально за пару минут собралась и ушла со сцены окончательно. Публика осталась в ступоре от такого отношения к себе. Никакого биса, никакого фидбека, никто не рассыпался в благодарностях, не кричал в зал, как другие группы. Людей будто опрокинули с их ожиданиями, но в этом есть глубокая мысль, сломать стереотипы отношений между артистами и зрителями, это наоборот подкрепляет образ.

Напомним, что группу Shortparis образовали в 2012 году Николай Комягин, барабанщик Павел Лесников и басист Александр Ионин, которые перебрались из Новокузнецка в Питер ради расширения пространства борьбы. А потом группа обросла новыми участниками: Данилой Холодковым и клавишником Александром Гальяновым. Первую популярность группа получила в 2018 году с выходом клипов «Стыд» и «Страшно».

В интервью Afisha Daily Александр Ионин как-то сказал: «Если человек слушает эти треки в социальных сетях — возможны разные трактовки, разное отношение. Но живьем, не будем кокетничать, любая аудитория априори наша». Как оказалось, это не лукавство, абсолютно точно, любой, кто видел шоу, не останется равнодушным, а у кого-то и вовсе мир поделится на ДО и ПОСЛЕ Shortparis.

Концерт группы Shortparis в Adrenaline Stadium:

Flickr Album Gallery Pro Powered By: Weblizar

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.