«Дайте Два» смерть от безвкусицы не грозит

Afisha

20 ноября на новой сцене «Мумий Тролль бара» состоялся большой московский концерт группы Дайте Два. Пятнадцатилетие коллектива, день рождения солистки Людмилы «Тёщи» Маховой, а также выход буквально за пару дней до того свежайшего the best-альбома под драгметальным названием «Золото-2». Короче, поводов выше крыши.

Открывает мероприятие первый спецгость – поэт Дмитрий Ленский. Обычно подобный эрзац разогрева воспринимается аудиторией, как непонятно зачем предложенная нагрузка к основному блюду. Эдакая ягодка физалиса, которую, конечно, можно съесть, но лучше отложить на бортик тарелки, не притронувшись. Поэт и радиочеловек Дмитрий Ленский – исключение. Его слушают и аплодируют. Один стих, другой, третий. Нет усталости и нет раздражения.

Гости продолжают подтягиваться, апплодисменты. На сцену поднимаются музыканты Дайте Два: вдохновитель, муза, а вообще-то еще и автор Людмила «Тёща» Махова (вокал), Алексей Архангельский (гитара), Николай Карпенко (бас-гитара) и Кирилл Качанов (ударные). «Ещё недавно совсем ничего не было, – говорит Махова, имея ввиду карантинные ограничения, – а теперь вы собираетесь. И это самое большое счастье в моей жизни». В глазах непрошибаемой, но такой хрупкой Тёщи практически слёзы.

Программа концерта лучшее новое и самое лучшее старое. В так называемом русском роке история evergreen hits практически не канает. В большинстве случаев тексты устаревают, аранжировки приедаются. Песни, построенные либо на базе мифологии «стоящих у печки лыж», либо псевдофилософии высоких материй, беспросветно устаревают, а в итоге авторы из кожи вон лезут, чтобы на настойчивые просьбы фанатов «сыграть что-нибудь из старенького» в ответ хотя бы не краснеть. Начинаются отчаянные переписывания, попытки сыграть чуть иначе, чуть поярче, с новыми словечками и даже с новым ритмом. Махова умудряется писать песни так, что и через 15 лет они актуальны и злободневны, а аранжировки не требуют переделки.

Открывает концерт композиция «Веселиться». Белые кроссовки и клетчатое платье-халат в мелкую клетку — это так по-молодёжному мило!

«Мне нужен повод решать проблемы бескровно,

Когда к обстоятельствам цепью прикован.

Выплавить олово в золото доброй мысли из слов внутри полых.»

и дальше…

«Мне нужен повод не гнить битым овощем,

Быть для чего-то, а не вообще.

Думать лучше, говорить проще, наказывать жестче, знать суть вещей.»

Это уже «Повод». Махова выдавливает ритм, вбивая в сознание каждый удар барабана, каждую ноту. Уши, глаза и снова уши должны не только слышать и видеть, им следует чуять, пропитаться, чтобы даже не пришло в голову рассеянно засмеяться. Халат долой, да здравствуют шорты и топик!

Лет 10 назад я бы сказал, что в музыке Дайте Два преобладало гранжевое звучание вперемешку с хип-хопом. В 2022 стало больше электроники. Зато осталась такая важная нарочито грубоватая изюминка – концы слов, фраз с растянутыми гласными, сползающими на полтона-тон. Некая дворовость, в котором, по ощущению, непредсказуемый норов граничит с вульгарностью. Но это всего лишь маска. Оценка разницы температуры у Данте и Босха, наслаждение вкусом мундштука Одри Хэпберн и прочее и прочее – лишь образы, позволяющие погрузиться, чтобы, нахлебавшись воды…. А впрочем, don’t worry, be happy.

На микрофонной стойке традиционные гроздья мишек и по-олдовому круглые лампочки. У Маховой на голове чёрные «ушки». Она будто играет в куличики и куклы, даже не пытаясь одновременно быть «секси». Приведите на концерт Дайте Два детей, и этот культпоход не станет актом морального разврата несовершеннолетних.

«Звёзды Светят» — ещё одна вещица со спецгостями. На сцене помимо Дайте Два Даша (Дарья Дерюгина) и Ариша (Арина Андреева) из инди-группы Комсомольск. Как говорит сама Махова: «Песня про полную фигню, но решаемую». Судя по всему, так оно и есть.

Впереди финал: сумасшедшая по энергетике «Пятая масть», резко-рваная «Viva la Revolucion!», жеманная «Коко Шанель»…

«Коко Шанель умерла от безвкусицы,

Столь утонченная смерть мне не нравится.

Я сфабрикую мечту, все получится,

Всё это крик в пустоту, всё исправится.»

Но это лишь в песне. По сути Дайте Два гибель от безвкусицы не грозит. На сцене российской альтернативы, где давно уже резвятся лишь прилизанные инфантильно-блёклые вечные подростки, экстравагантно манящие к себе поклонников хорошо наманикюренными пальцами, Дайте Два и десять лет назад и сейчас — это и есть реальная альтернатива. Агрессивный женский вокал на фоне мультиобертоновых гитарных риффов слушается парадоксально легко. Речитатив со смыслом — вот он ключик успеха: каждое слово идеально подобрано. Тексты хочется слушать и слышать, в них хочется вслушиваться. А даже если концертное звучание не позволяет расслышать тексты, их можно изучить после, а на живом выступлении достаточно просто нырнуть в музыку, а вынырнуть оттуда на поверхность лишь с последним аккордом.

Вместо послесловия. 2011 год. Август. Телефонный звонок (да-да, вот так, по-старомодному). В трубке давняя знакомая.

— Привет! Слушай, сегодня будет концерт одной неизвестной тебе группы.

— Почему ты думаешь, что я её не знаю?

— Да ну, ты что, ты такое не слушаешь. Дайте Два называется.

— Дайте что? Ну, так и пусть играют, я что против, что ли.

— Я не про то. Меня позвали поснимать. Пойдём вместе: посмотришь, заценишь.

— Ты же знаешь, вот так, непонятно на что, я не хожу. А что это хоть за музыка?

— Рэп.

— Рэп? Да ты что, с ума сошла: где я и где рэп?!

— Ну, не совсем рэп. Инди-рэп, можно так сказать, с элементами панка.

В общем, уболтала. И я пошёл. И ни капли не пожалел. На все последующие одиннадцать лет. Пока одиннадцать.

 

Фотографии с концерта Дайте Два:

Flickr Album Gallery Pro Powered By: Weblizar

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.