Альбом of Montreal — UR FUN: строим стены вместо мостов

Зная Кевина Барнса, можно не удивляться, что новый альбом вышел спустя всего два года после сложного White Is Relic/Irrealis Mood. Это даже долго, учитывая, проект of Montreal плодит пластинки, как любвеобильный кролик, почти каждый год. И такая частота не мешает главному «фрику» инди-сцены Джорджии удивлять. Новый альбом of Montreal — UR FUN совершает очередной виток и долгожданный шаг вперед в пределах стиля музыканта. Но насколько хорошо это получилось?

Альбом of Montreal — UR FUN: рецензия

В треклисте заявлено 10 композиций, и каждая из них или в порциях по две ощущаются отдельными синглами. В этом состоит часть задумки Барнса, он хотел сделать сборник песен, которые могли бы быть отдельными синглами. Лейбл альбома, Polyvinyl, заявил: «Записавший альбом в своей домашней студии в Атенсе, Джорджия, вдохновленный She’s So Unusual Синди Лопер и Control Джанет Джексон, Кевин Барнс сделал UR FUN тем альбомом, в котором каждая песня могла бы быть синглом с приставучим припевом и ностальгическим грувом«. Слова обретают смысл, когда слышишь, что сделал музыкант. Если в прошлый раз концепция альбома состояла в том, чтобы каждую позицию треклиста сделать двойной, создать шести- семиминутный микс, как на дискотеках 1980-х, то сейчас сохранилась лишь общая стилистика и эстетика того времени. Вместе с тем мелодии потеряли пару килограммов сложности и вместились бы в блокнот, они стали настолько попсовыми, насколько Барнс мог себе позволить, не потеряв индивидуальность. Порой ему даже приходится возвращаться к сложным психоделическим мотивам, как в Carmillas Of Love, чтобы уравновесить баланс. Этот переход настолько резкий, что голова начинает кружиться от качелей пьяной мелодии.

Также впервые за долгое время Кевин Барнс вернулся к гитарному звуку. И это тоже больше дань традиции и ностальгии, чем жанровое решение: риффы и звук прямиком из электроклэша на заре жанра (Get God’s Attention By Being an Atheist), а завывания в соло — как в классическом роке (Don’t Let Me Die In America). Причем уже следующая песня — нырок в вечерние ТВ-шоу и накрахмаленные парики. После этого ждешь очередных переодеваний в женщину, чем Барнс занимался на протяжении всех десятых годов: от обложек альбомов и клипов до ковровых дорожек и концертов. В UR FUN нет и намека на «трансформеров».

Удивительно, что альбом не дает заскучать, и дело не только в разнообразии, но и в динамике. Каждая песня — ударная, острая, танцевальная и побуждающая двигаться. Но мы знаем, что в голове Кевина Барнса отдельная вселенная, а его творчество — мост и ворота в реальный мир. Оно может связывать музыканта с реальностью, как много лет подряд, а может быть защитным механизмом, щитом, как в UR FUN. Под звонким поп-соусом радости и всеобщего веселья он может подать лирику из острых переживаний и неуверенности в себе, а изящные цепкие мелодии дополнить полусуицидальными мыслями. В White Is Relic/Irrealis Mood и вовсе негатив сменялся резкими истеричными приступами оптимизма из-за тяжелого расставания. И это происходит методично от альбома к альбому — снаружи напускная стабильность, внутри — ураган из эмоций, переживаний, самокопания и саморазрушения. 

Здесь же всё расплывчато, альбом не имеет общей сюжетной или концептуальной составляющей. Сначала Кевин провозглашает любовь истинной ценностью, способной противостоять войнам, затем поет о ревности в полиаморных отношениях, показывая это на собаках, дальше рассуждает о Боге: «Это нахальная песня, играющая с разными идеями о том, можешь ли ты слепо верить или тебе нужно противостоять Богу, чтобы верить в себя. Мы всегда беспокоимся о том, насколько мы верим в Бога, но более важно, чтобы Бог верил в нас. Таким образом, песня подыгрывает этой идее, речь идет о том, чтобы не бояться жизни: не позволять обществу или условностям помешать вам исследовать вашу психику, исследовать вашу сексуальность, исследовать все уровни вашего человеческого опыта«. Но именно в UR FUN музыкант впервые приближается к глобальным темам: «We know the universe/Must express itself as awful people, too/So we really just feel sad for you«, — поет в первом же треке Барнс. Он впервые рассуждает о Боге и фашизме, но не заходит далеко, всё же это первый опыт, поэтому многие темы не раскрыты.

Кевин Барнс всегда чтил и вдохновлялся «старой школой» поп-музыки. Боуи, Принс, Beach Boys находили свое искаженное восприятием музыканта отражение в музыке, а политическая и социальная обстановка неизменно влияла на лирику. Даже в самые темные времена кризисов и войн Барнс окрашивал стены своей психоделической музыки в радужные цвета, отдавая себя миру и музыке. Пусть его творчество недолговечно, но оно всегда оставалось ярким, насыщенным и даже чрезмерным. В альбоме of Montreal — UR FUN собраны яркие треки, вспышки безумия и взрывы эмоций, но они не дают представления о том, что на данный момент испытывает артист. Где-то очевидно влияние его пассии Кристины Шнайдер из проекта Locate S,1, где-то собственные мысли, но карты остаются рубашкой вверх. Он создал щит и не показывается полностью. Единственное, что можно сказать — смена имиджа, отказ от женской одежды и возвращение гитар никак не повлияли на то, как воспринимается of Montreal в контексте мировой сцены. Это по-прежнему странная психоделик-поп-группа с кучей альбомов и странноватым мужчиной во главе, который взаимодействует с миром только через музыку. Но мы-то знаем, кто такой Кевин Барнс, мы же профессионалы!

Слушать альбом of Montreal — UR FUN:

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.