22 мая в клубе Yotaspace состоялся концерт Ольги Арефьевой и группы «Ковчег». Музыканты сыграли концерт золотых регги-хитов и выступили с большинством своих ранних песен. При этом они исполняли их так, как исполняют желания, когда не задумываются о том, что совершают чудо – смело, естественно, живо. Прозвучал альбом 1995 года «Батакакумба», а кроме него также любимые всеми «Кон-Тики», «Площадь Ногина», «Панихида по апрелю» и другие. Все они сопровождались беспредельной самоотдачей певицы и преображением каждого, кто отдавал энергию и каждого, кто её принимал – пел, танцевал, загорался в ответ.
Его звали, скажем, Антоном,
Он, конечно, был маг и актёр.Ольга Арефьева. «Семь с половиной»
Голос Ольги Арефьевой, низкий, глубокий, космический, будто совмещает в себе все стихии одновременно – плотность земли, свободу ветра, силу огня и пластичность воды. Существуя в разных музыкальных жанрах, – регги, фолк, блюз, рок, – и разных концертно-театральных обстоятельствах, он всегда – сконцентрированная глубина её песен. Богатство звучаний вокала Ольги объясняет её стремление охватить многие музыкальные стили, в которых голос раскрывается каждый раз заново. Но певица пробует себя не только в нескольких музыкальных направлениях, но и во многих искусствах: в театре, поэзии, прозе, фотографии и даже в жонглировании, – в поисках разных граней жизни и её движения, её красоты.
Недавно Ольга Арефьева выпустила новый, уже восемнадцатый свой альбом «Джейн», песни которого опираются на дарк-кабаре, фолк, блюз, цирковые марши, а исполнение на сцене совмещает театр-кабаре и странствующий цирк. В одном из своих интервью Ольга рассказывает, как когда-то они с группой действительно выступали на арене цирка, где были задействованы разнообразные цирковые приспособления и эффекты. Был однажды и концерт-путешествие в цыганский мир, с широкими юбками, страстью, цыганской волей.
В клубе Yotaspace Ольга Арефьева и группа «Ковчег» сыграли, – и музыкально, и театрально, – энергетически мощный, яркий регги-концерт, в котором солнечные ритмы сплелись со сложностью смыслов, порой даже горечью. И здесь хочется процитировать фразу Ольги из интервью – так же, как хочется подпевать её песням: «Немного яда – это исцеление». Она появилась на сцене с песней «Кон-Тики», в шляпе с короткими полями, в круглых очках и в причудливом плаще. Скоро она скинула с себя всё это и осталась в ярком облегающем чёрно-белом костюме, а позже и вовсе вышла в широких брюках-клёш и поверх них в этнической юбке. Ольга Арефьева легко меняет образы, перевоплощается и играет, – и неясно, про кого она поёт в «Магии чисел», про себя, выдуманную абстрактную героиню или про них обеих: «Я меняю голоса, я меняю лица, но кто меня знает, что я за птица». За концерт она несколько раз сменила роли, и по-разному звучал её голос, то более резко, то более напевно, но каждый раз она завораживала зал магнетическими ритмом исполнения и пластикой. «Я могу всё, что может присниться» – строчка из вышеназванной песни ещё и о том, как существует Арефьева на сцене – в многообразии света и дыма она может всё, движениями воплощая то, что не может быть названо. Энергичные, задорные, быстрые жесты сменяет на гибкость медлительной, гипнотической воды, – а потом наоборот, – так же смело, как сменяет пиджак и брюки на юбку поверх брюк-клёш. Регги-праздник, театр и магия.
Любимый театр Ольги Арефьевой – визуальный, танцевальный, детский театр и театр теней: «любая фантастика и сказка». И такой театр состоялся на концерте в выступлениях театра Kalimba с его странными, гротескными, фантастическими, а значит, и близкими Ольге персонажами – в том числе в исполнении её подруги, актрисы Елены Калагиной. Язык жестов и мимики, максимально условный и сказочный, и такие же костюмы актёров стали не только иллюстрациями к песням, но и частью музыкального спектакля-концерта, в котором каждый был – и актёр, и маг. Во время песни «Панихида по апрелю» музыканты и актёры Kalimba запускали в зал бумажные самолёты, а зрители отправляли их обратно. В одном из финальных выступлений – во время исполнения «Джа пустит трамвай» – Ольга развеяла над зрителями светло-зелёные флаги. Кто-то забрал с собой домой после концерта бумажный самолёт, кого-то коснулся лёгкий флаг – но каждого зажгло регги.
В последнем выступлении Ольга Арефьева впервые за вечер взяла в руки гитару и исполнила песню «Мама-мама» без театральных эффектов, игры и театрализованной пластики. Но и здесь от неё, самодостаточной и излучающей свет посреди полупустой сцены, освобождённой наконец от сложных световых эффектов, исходила колоссальная энергия, заряжающая ритмом и своей интенсивностью всё вокруг.
В ближайшее время концерт Ольги Арефьевой и группы «Ковчег» можно будет увидеть на Дне биолога 28 мая на биологическом факультете МГУ и в клубе Mezzo Forte 18 июня, где музыканты сыграют большой электрический сет. Это будут другие спектакли и другие превращения, но мы уверены, что их духом будет то же вечное движение навстречу к новому и тот же космический голос, передающий в ритмах рока, блюза, регги, кабаре то ли бездну, то ли глубину и одновременно поющий о каждом из нас.
Больше фото здесь.
Фото — Анна Лампасова @ Eatmusic