Фестиваль Hinode Power Japan из года в год радует ценителей японской культуры знакомством с разными музыкальными артистами. Некоторые уже не раз посещали Россию в качестве гостя фестиваля, другие только готовятся к своему первому визиту в нашу страну. Одной из дебютанток Hinode Power Japan 2019 станет Кавасима Синобу (Shinobu Kawashima), не только исполняющая собственные песни, но и мастерски владеющая традиционным струнным инструментом сямисен.

Накануне выступлений госпожи Синобу в Москве 30 и 31 марта, журналист Eatmusic Роман Воронин пообщался с артисткой и узнал, где проходит грань между традиционным и современным; какие музыкальные жанры интересны артистке и как она ощущает современную японскую культуру.

8-й фестиваль Hinode Power Japan пройдет в Москве Kawashima Shinobu

ЕМ: В рамках фестиваля Hinode Power Japan пройдет Ваше первое выступление в России. Чего ждёте от шоу и от публики?

Кавасима Синобу: Жду его с нетерпением! Думаю, на фестивале будет довольно много людей, которые впервые услышат игру на сямисене. Но поскольку моё выступление не отличается от выступлений поп- или рок-артистов, поющих под гитару, то я надеюсь, что зрители смогут насладиться традиционным японским звучанием и расслабиться, повеселившись на моём выступлении.

ЕМ: К фестивалю Hinode вы готовите более традиционную программу или позволите себе немного «похулиганить на сцене», исполнив произведения в не совсем стандартном звучании сямисена?

Кавасима Синобу: Конечно, я исполню и японские традиционные народные мелодии, и являющиеся моей визитной карточкой собственные песни, сочетающие в себе традиционное и поп-звучание. На фестивале будут также продаваться мои CD-альбомы.

ЕМ: Давайте подробнее остановимся на вашем инструменте. Сямисен – это древний инструмент, который накладывает свои традиции и правила на исполнение.  Это в целом факт. Но ваша подача не совсем традиционная, особенно в вашем последнем совместном клипе с Ватанабэ Син (Watanabe Shin). Он более шуточный и праздничный, если можно так выразиться. Чем навеяно такое значение?

Кавасима Синобу: Пожалуй, да, большинство музыкантов следует правилам традиционного исполнения. Можно сказать, что одна из причин, почему это искусство дошло до наших дней – строгое следование традициям. У меня же есть много друзей, играющих не на японских традиционных инструментах. Барабанщик Ватанабэ Син – один из них. Я хотела сыграть с ними вместе, да и у меня хорошо получается создавать музыку и играть в модном поп-стиле, поэтому я и выбрала, в хорошем смысле, не следующее традициям направление. Кроме меня в Японии нет исполнителя, играющего в таком стиле на традиционных инструментах. Потому примером мне служат только зарубежные артисты Джон Мейер (John Mayer), Том Миш (Tom Misch), Андреа Мотис (Andrea Motis).

ЕМ: Как вы находите грань, чтобы не скатиться до пародийного звучания инструмента в музыке?

Кавасима Синобу: Секрет того, как мне удается найти эту грань в том, что я никогда не забываю о традиционном искусстве. Мне кажется, что способ не слишком зажимать и свободно показывать себя заключается в бережном отношении к традиционному искусству и народной музыке, которым я могу довериться. Уже 21 год я непрерывно изучаю народные мелодии (сямисен и песни), и у меня есть ученики, которых я этому обучаю. В том числе, таким образом я и поддерживаю баланс.

ЕМ: Что вы думаете о такой группе из Японии, как Wagakki Band, которые тоже используют много традиционных инструментов и приемов в своей музыке?

Кавасима Синобу: Я уважаю их технику выступления. Но ни в коем случае не пытаюсь им подражать. Наверное, они – именно то, что иностранцы подразумевают под концепцией «COOL JAPAN». Но я не думаю, что японская традиционная культура ограничивается только этим.

У меня же своя музыка, я не ношу кимоно и не надеваю костюм с аксессуарами. Я просто играю на «традиционном инструменте» сямисене, также я открыла технику Drum Strings (техника исполнения [attack, groove] на 3-х струнах – прим. переводчика) как одну из привлекательных его черт. Потому, подобно музыкантам, известным по всему миру своей игрой на гитаре или бас-гитаре, я бы хотела продолжать работать в плане звучания в поп-стиле и в обычной одежде на сцене.

ЕМ: Чем вы вдохновляетесь при написании композиций? Может, помогают другие виды искусства или житейский опыт?

Кавасима Синобу: При написании текста для того, чтобы передать романтичные житейские моменты при помощи чистого японского языка, я заимствую многое из народных песен, традиционной музыки и историй. Сочиняя мелодии, я обычно сначала определяю тональность на фортепиано, а потом создаю всё остальное на сямисене. Из-за того, что я играю уже 21 год, у меня естественным образом выходят мелодии, похожие на народную песню – для этого я беру в руки сямисен в последнюю очередь. Таким образом у меня получается писать песни не только при помощи техники и привычки, но и создавать что-то новое. Кстати, музыкальное начало для меня – джаз, фанк, поп, самба, j-pop, также называемый сибуя-кей, но и не только они. В последнее время мне начал нравиться блюз, я часто его слушаю.

ЕМ: Вы начали играть на сямисене будучи еще ребенком. Это было ваше желание или родителей? Потом вы поступили и окончили Токийский Национальный Университет изобразительных искусств и музыки – как такое образование помогает в творческом пути?

Кавасима Синобу: Да, это было моё желание. Я в три года увидела сямисен на сцене фестиваля-мацури. Поскольку изначально в Токийском университете искусств я изучала не японские народные песни, а японскую древнюю классическую музыку, то каждый день был полон новых, шокирующих открытий. Тематика японской народной музыки – работа в полях, рыбная ловля, классическая же музыка берет за основу легенды о божествах-ками, истории о сверхъестественном или о героях древности. Они полностью различаются: отличны не только музыка и текст, но и одеяние, правила исполнения. Изучив различную музыкальную культуру, я многое для себя вынесла. Пожалуй, как вы и упомянули, это и помогает мне на творческом пути.

ЕМ: Каково ваше отношение к манге и аниме? Все-таки это довольно большая часть современной японской культуры. Есть ли у вас свои предпочтения?

Кавасима Синобу: Я обожаю и аниме и мангу! Особенно люблю Pokemon(«Покемон»), Cardcaptor Sakura («Сакура – собирательница карт»), IDOLM@STER («Идолмастер»), Aikatsu («Айкацу»).

ЕМ: Довольно традиционный вопрос от нашего журнала участникам фестиваля Hinode: есть тот, с кем бы хотелось записать совместный материал?

Кавасима Синобу: Я бы хотела поработать с Томом Мишем и Андреа Мотисом. Думаю, будет интересно при помощи сямисена построить диалог с музыкантами со всего мира. А с вышеупомянутыми двумя мы примерно одного возраста, так что я бы очень хотела когда-нибудь с ними поработать.

ЕМ: Обычно мы устраиваем блиц-опрос нашим гостям, который не требует больших ответов и долгих раздумий.

Где бы вы хотели побывать и в каком времени?

Кавасима Синобу: В Японии в эпоху Эдо (1604-1868) и в 1990-е. Это довольно-таки стильные и популярные эпохи, они мне нравятся. И я чувствую влияние со стороны культуры и музыки этих эпох.

Какой язык хотели бы знать, возможно, и придуманный?

Английский, русский и язык собак.

С какой традиционной японской церемонией должен познакомиться каждый гость вашей страны?

Фестиваль Канда-мацури (Kanda Matsuri) в Токио и Ава-одори (Awa-odori) в Токусиме. Они оба очень яркие и красочные.

Какой вид чая вы предпочитаете?

Я люблю чай и каждый день его пью. Особенно мне нравится китайский чай. Я бы хотела узнать и о русском чае.

ЕМ: Что особенно вдохновляет вас в окружающих людях?

Кавасима Синобу: Среди моих друзей не одни только музыканты, много и IT-инженеров, и дизайнеров. В своей работе они учитывают и музыку, и другие аспекты культуры, принимая во внимание её прошлое, настоящее и будущее. И из такого широкого круга мнений, не зацикленного на настоящем, я и черпаю вдохновение.

ЕМ: Благодарим Вас за уделенное время, и напоследок: пожелайте что-нибудь нашим читателям и российским слушателям!

Кавасима Синобу: Дорогие российские читатели, спасибо, что дочитали до конца. Я очень жду дня, когда смогу встретиться с вами. Россия – супер! Хотелось бы почаще приезжать к вам с концертами.


Госпожа Кавасима Синобу и другие участники фестиваля Hinode Power Japan 2019 ждут гостей 30 и 31 марта на площадке выставочного павильона №75 на ВДНХ. Билеты в продаже.

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.